Статус ордена тамплиеров в перспективе традиционализма Рене Генона: критический анализ

"Научный аспект №5-2024" - Философия

УДК 929.712

Калиниченко Мария Андреевна – студент Лечебного факультета Кубанского государственного медицинского университета.

Пронина Ангелина Алексеевна – студент Лечебного факультета Кубанского государственного медицинского университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются и сравниваются взгляды французского мыслителя Рене Генона и современных исследователей на деятельность ордена тамплиеров.

Ключевые слова: орден тамплиеров, Рене Генон, эзотерика, Бафомет.

Цель исследования: анализ позиций французского мыслителя Рене Генона и современных историков по отношению к деятельности рыцарского ордена тамплиеров с последующим их сравнением и формированием собственного суждения.

Материалы и методы: теоретический анализ литературы по заданной теме.

Введение: Рене Генон (1886-1951) – французский мыслитель, автор ряда понятий и основоположник такого философского движения как традиционализм. С раннего возраста Рене Генон интересовался оккультными учениями, например: гностики, мартинисты, масоны. Изучив все, он пришел к выводу, что современные ему учения не убедительны. Генон никогда не занимал должность преподавателя в университете и не считал себя создателем или первооткрывателем своего учения, утверждая, что он лишь передает европейцам истины, которые способны понять каждый восточный житель. Тем не менее, в научном обществе его признают автором некоторых ключевых понятий и основоположником определенного течения в философии – традиционализма. Своей целью он ставил возвращение человечества к примордиальной традиции – то есть к метафизическому абсолютному знанию и связанному с ним элементам традиционной мудрости и общественному устройству. [1] То самое познание традиции должно передаваться из поколения в поколение особой кастой пресвященных, ведь только так, согласно Рене Генону, можно вернуть утерянное западной цивилизацией.

Важное место в работах Генона отводится вопросу связи западной цивилизации с примордиальной традицией. В контексте книги «Кризис современного мира» мыслитель указывает на роль средневекового ордена тамплиеров.

Тамплиеры и их символика

Тамплиеры (от французского templiers — «храмовники») — это духовная рыцарская организация, основанная в начале 12 века (в 1119 году) в эпоху крестовых походов. Главой ордена был француз - рыцарь Гуго де Пайен. Орден занимался сопровождением пилигримов, совершающих паломничество в Иерусалим. [4]

Как в 12 веке, так и сейчас, люди говорят о причастности данного ордена к мистике, ведутся споры и исследования. Орден тамплиеров в глазах современников виделся как некая эзотерическая организация. Рыцарей Храма подозревали в волшебстве, колдовстве и алхимии. Люди того времени строили теории об источнике несметного богатства ордена, о происхождении их символики и о многих других необъяснимых вещах.

Что касается символики, тамплиеры заимствовали у гностиков символ Андрогина. Для них этот образ означал вселенское единение. Его изображали в виде фигуры с крыльями, восседающей на кубе. На голове - факел с тремя языками пламени. Вопросы возникают если смотреть на изображение целиком, у Андрогина была козлиная голова, её рога и борода, и уши складываются в пятиконечную звезду, что у христиан напрямую ассоциируется с дьяволом. И впоследствии факт поклонения Андрогину был поставлен тамплиерам в вину. Андрогин гностиков у тамплиеров имел своё имя, назывался "Бафометом". [4] Бафомета описывают то в виде черепа, то как бюст с двумя или тремя лицами на одной и той же голове, в некоторых случаях говорят, что это бюст бородатого старика, сделанный из дерева или металла, или голова с двумя ногами впереди и другими сзади, с андрогинными чертами и т. д.

Кроме того, существует ещё один символ ордена, он описывает не столько эзотерическую причастность рыцарей, сколько состояние самого ордена на момент начала его работы – два рыцаря на одном коне. Это напрямую указывало на бедность ордена, денег не хватало на то, чтобы содержать достаточное количество лошадей. Поэтому современники рыцарей могли лишь строить догадки о том, как орден так быстро разбогател и откуда появились такие богатства.

Мнение Рене Генона о тамплиерах

Носителем традиционных знаний во многих цивилизациях, согласно Генону, выступали подобные эзотерические организации.

Рене Генон выразил свое мнение следующим образом: «Укажем те движения, которые в рамках различных традиций можно с полным правом назвать подлинно эзотерическими. В китайской традиции эзотеризмом является даосизм. В индуистской— брахманизм и духовная йога, а также различные формы тантризма. В иудаизме— это каббала. В исламе— суфизм. В буддизме— ваджраяна. В католичестве— христианский герметизм и определенные духовные и рыцарские ордена. И наконец, в православии самым ярким примером эзотеризма может являться инициатическая традиция исихазма и старчества. Почти все эти эзотерические формы в тот или иной момент становились объектами нападок со стороны представителей внешних экзотерических структур традиции, и уже в этом можно было увидеть первые признаки антитрадиционного духа, так как отрыв внешней стороны традиции от ее внутреннего зерна с необходимостью должен был привести (и привел!) к упадку и деградации самой внешней ее стороны». [1]

Становится понятно, что французский мыслитель не отрицал и даже поддерживал идею о причастности ордена тамплиеров к эзотерической организации.

Мнение современных мыслителей о тамплиерах

В настоящее же время мнение многих исследователей категорически отличается от утверждений их предшественников.

Например, такие историки как Джанкарло Анденна, Козимо Дамиано Фонсека и Элизабетта Филиппини отмечают, что в процессе изучения таких источников, как манускрипт 44 Ф14, который на данный момент хранится в библиотеке Корсиниана Академии дей Линчеи в Риме, а также кодекс, принадлежавший тамплиерскому хозяйству в Италии, недавно обнаруженный в библиотеке Капитоларе в Модене, стало возможным по-другому взглянуть на деятельность ордена. Историки утверждают, что Рыцари ордена – ординарные средневековые люди и их действия никак не причастны к мистике и эзотерике. В то же время они не еретики и тем более не поклонники дьявола. Такие выводы сделаны исследователями в результате изучения новых источников. [2]

Инквизицией было выдвинуто множество обвинений, среди них:

  • в каждой провинции ордена имелись идолы, а именно головы (трёхликие, а некоторые с одним лицом) и черепа;
  • они поклонялись этим идолам, в особенности, на своих собраниях;
  • идолы заставляли землю плодоносить, а деревья цвести;
  • они обвязывали головы этих идолов или просто касались их короткими верёвками, которые затем носили на теле под рубахой;
  • во время приёма нового члена в орден ему выдавали вышеупомянутые короткие верёвки (или одну длинную, которую можно было разрезать);
  • содомия.

Однако ряд современных исследователей считают подлинным только одно обвинение – содомия. Подобное извращение было распространено среди духовенства в средние века и никаких опровержений этому явлению найдено не было. Остальные обвинения были выдвинуты лишь исходя из теологических споров, политических мотивов и информации, полученной при задержании рыцарей. В качестве опровержения исследователи приводят цитату одного из тамплиеров: «я бы признал все; я думаю, что признал бы, что убил бога, если бы это потребовали». Имеются также сведения о том, что все признания были получены во время жестоких пыток. Например, тамплиерам сдирали кожу со спины, живота и ног. [3, 126]

Результаты и обсуждения: по результатам проведенного анализа становится понятны позиции как Рене Генона, так и наших современников. Французский философ считал рыцарский орден тамплиеров безоговорочно причастным к эзотеризму и мистике, раскрывая свои взгляды в некоторых своих произведениях. В настоящее же время появляются данные, опровергающие такую позицию и дающие возможность по-другому взглянуть на этот феномен. Проводятся дополнительные исследования, существует множество заинтересованных людей, стремящихся добраться до истины.

Выводы: основываясь на современных исследованиях, можно сделать вывод, что орден тамплиеров нельзя считать эзотерической организацией. Взгляды Рене Генона соответствуют информации, имевшейся в его время. Сейчас же появляются данные, меняющие представления об ордене тамплиеров, исследователи находят манускрипты и подлинные кодексы, основываясь на которых представляется возможным ответить на открытые вопросы о рыцарях, и любая причастность ордена к мистике отрицается.

Список литературы

  1. Генон Р. Кризис современного мира – М.: Академический проект, 2018.
  2. Эман И.Е. «Тамплиеры: величие и падение «христианского воинства»» // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5, История: Информационно-аналитический журнал. – 2018.
  3. Печников Б.А. «Рыцари церкви». Кто они? М.: Издательство политической литературы 1991.
  4. Кейтли Т. Тамплиеры и другие тайные общества Среневековья. – М.: ЗАО Издательство Центрополиграф.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Калиниченко Мария Андреевна