УДК 141.1

Метафорические высказывания в медицине и их роль в понимании врача и пациента

Волкова Эльмира Асиятовна – студент Лечебного Факультета Медицинского Института Пензенского Государственного Университета,

Мартынова Ольга Александровна – кандидат философских наук, доцент кафедры Философии и Социальных Коммуникаций Пензенского Государственного Университета..

Аннотация. Статья посвящена роли метафор во взаимоотношениях между врачом и пациентом. Приведены примеры метафор, наиболее часто используемых в речи. Рассмотрены основные направления, где активнее идет использование данной фигуры речи.

Ключевые слова: метафора, медицина, врач, пациент.

Метафора – это фигура речи, в которой слово или фраза применяется к объекту или действию, к которым они в буквальном смысле не применимы [4]. 

Можно выделить важные характеристики метафор. Во-первых, они неизбежны не только в языке, но и в мыслях и действиях. Они используются для понимания опыта, событий и деятельности, для понимания и «придания смысла явлениям в мире с человеческой точки зрения». Во-вторых, метафорическое структурирование понятий и опыта имеет нормативное значение. Третья характеристика заключается в том, что метафоры постоянно меняются. Конвенциональные метафоры, структурирующие концептуальную систему культур, не принимаются как нечто само собой разумеющееся, а критически исследуются и регулярно пересматриваются. Особенно в этике и философии ведется поиск новых метафор, которые являются творческими и творческими, чтобы обеспечить свежее и лучшее понимание опыта. Поскольку метафоры — это не просто язык или слова, а связаны с концепциями и образами, они могут порождать культурные изменения: «Новые метафоры способны создать новую реальность». Если метафоры являются инструментами для частичного понимания того, что невозможно понять полностью, они особенно важны для понимания морального опыта и практик. В биоэтике разум должен сочетаться с воображением. Именно этому способствуют метафоры: творческая рациональность. Представленные ими изображения классифицируются, критически исследуются и оцениваются с точки зрения того, что они влекут за собой для практического использования, то есть передачи опыта, достижения взаимопонимания и предоставления возможности изменить наши взгляды на мир [6].

Под медицинской метафорой следует понимать такое сочетание слов, в которое наряду с общеупотребительными словами языка входит устоявшийся медицинский термин (живая вода, лед руки, жар сердца, любовный бред). Через метафору могут быть описаны такие состояния и переживания, как сердечный приступ, жгучая боль, сжимающая боль в груди, кластерная головную боль или инвазивный рак.

Метафоры широко использовались с самого начала истории медицины, описывая здоровье как гармонию, человеческое тело как механизм, болезнь как расстройство и интерпретируя отношения врача и пациента с точки зрения патернализма и потребительства. Сегодня врачи и пациенты широко используют метафоры для описания состояний и переживаний, для объяснения сложных медицинских концепций здоровья и болезни пациентам, чтобы помочь им лучше понять состояние и процессы, происходящие в их организме, а также делают информацию более доступной и запоминающейся. Они также могут играть особую роль в облегчении общения между врачами и пациентами [6].

Согласно теории герменевтического круга, для понимания смысла целого текста, необходимо понимать смысл частей этого текста. Метафоры служат для лучшего понимания составляющих материала, который озвучивается врачом. Они помогают пациентам лучше понять своё состояние, а также мотивируют их следовать рекомендациям врачей для достижения здоровья и благополучия. А также, напротив, врач просит пациента описать боль или то, что он чувствует, когда его состояние ухудшается. Так он лучше понимает общее состояние пациента. Таким образом, метафоры по функциональному значению можно разделить на две группы: помогающие пациентам объяснить собственное состояние и обеспечивающие понятное пациенту изъяснение врача.

К первой группе можно отнести такую метафору, как "мозаика эмоций". Пациент может описать свое состояние как мозаику, где разные эмоции и чувства представлены разноцветными кусочками. Некоторые кусочки могут быть яркими и радостными, другие — темными и грустными. Эта метафора поможет понять, что у пациента сейчас происходит. Если пациент описывает свои колебания настроения, он может сравнить их с маятником часов, который то движется в одну сторону, то в другую. Метафора поможет понять цикличность его состояния. Также довольно часто больными используется фраза "буря внутри", если пациент испытывает сильные эмоции или стресс. В этой метафоре можно увидеть силу эмоций и их временный характер.

"Путешествие по лабиринту" – еще одно словосочетание, относящееся к первой группе метафор. Путь к выздоровлению сравнивается с путешествием по лабиринту. Иногда пациент может чувствовать себя потерянным или заблудившимся, но каждый шаг приближает его к цели. Также для описания процесса выздоровления или самопознания пациент может использовать метафору расцветающего цветка. Каждый лепесток — это новый этап в его жизни или здоровье.

Во второй группе можно выделить метафору "тело как машина". Врач может сравнить человеческое тело с машиной, объясняя, что как и в машине, иногда нужно проводить техническое обслуживание, то есть лечение, для того, чтобы все работало правильно. При описании лечения возможно использование фразы «лекарство как инструмент», где лекарство рассматривается как поддержка, помогающая организму бороться с болезнью, подобно тому, как инструмент помогает ремонтировать что-то сломанное. К этой же группе метафор относится и "битва с болезнью", ведь подобно тому, как воин готовится к битве, пациент и врач могут смотреть на лечение как на борьбу с болезнью, где каждый шаг приближает к победе.

Врач может использовать метафору ухода за садом, чтобы объяснить, что забота о своем здоровье требует постоянного ухода и внимания, как ухаживание за цветами или растениями. Также возможно сравнение процесса выздоровления с поэтапным строительством дома, где каждый этап — это шаг к окончательной цели.

Успех лечения напрямую зависит от взаимодействия и сотрудничества врача и пациента и выбора оптимальных для взаимопонимания метафорических моделей. Беседа врача и больного не должна протекать спонтанно, иначе возможны фатальные случайности, когда под влиянием неосторожного слова врача пациент начинает чувствовать, что он заболел опасной болезнью, и у него развиваются соответствующие симптомы. Возникают ятрогенные заболевания [2].

Медицина не может быть просто объективным, научным подходом, ориентированным на болезнь, она должна учитывать субъективные потребности пациентов, которые хотят не только лечения, но также заботы и сочувствия. Если он не сможет удовлетворить эти потребности, он потеряет свою душу.

К сожалению, количество специальных терминов, несущих отрицательные эмоции, неблагозвучных, оскорбительно звучащих, еще достаточно велико в русской медицинской терминологии. Именно этим и объясняется одно из основных деонтологических требований, согласно которому подобные термины не должны быть известны ни больному, ни его родственникам. 

Как показали наблюдения над медицинской терминологической лексикой, наибольшее количество терминов с эмоциональной окраской в травматологии и ортопедии, офтальмологии, общей хирургии, нормальной физиологии, а меньше всего таких терминов в анестезиологии и реаниматологии [2]. Выяснено, что в среднем онкологи используют по крайней мере одну метафору в каждом разговоре с пациентами на поздних стадиях рака. Для объяснения болезни и плана лечения используются сельскохозяйственные, милитаристские, механические и спортивные метафоры. Образный язык ценится пациентами, которые считают врачей, использующих метафоры, лучшими коммуникаторами, которые представляют информацию в понятной форме [3].

Использование метафор процветает и в дискурсе политики здравоохранения. Во время пандемии Covid политики начали «войну» против вируса, как они ранее объявили войну раку и наркотикам. “Военный” язык описывает болезнь особым образом, имея в виду опасность и жертвы, а также контроль, дисциплину и наблюдение. В борьбе с Covid-19 основное внимание уделяется вирусу как врагу, которого следует уничтожить или, по крайней мере, сдержать, а не контексту, в котором возникают инфекции, и возможностям предотвращения их появления. С другой стороны, экологические метафоры подчеркивают связь между людьми, а также между людьми и природой. Показательно, что в современной политической речи широко распространено метафорическое использование названий не только физических, но и психических болезней. Таким образом, метафоры помогают осмыслить происходящее и придать смысл тому, что мы переживаем [1].

Помимо общей важности метафор в медицине, определено и их значение в медико-генетическом консультировании, которое в последнее время приобретает все большую популярность. Метафоры предоставляют способы объяснить сложные генетические концепции в личностно значимой форме, получить более глубокое понимание опыта и эмоций клиента, помочь в обработке переживаний, эмоций и концепций, а также помочь клиенту и консультанту получить доступ к подсознанию и поразмышлять над ним. Передача генетической информации требует объяснения абстрактных концепций, о которых пациент может иметь мало ранее существовавших знаний. Передача генетической информации является важной частью содействия осознанному выбору и получению согласия на тестирование и предполагает перевод медицинского/ научного жаргона в повседневную терминологию, адаптированную для каждого человека и его личного, семейного и культурного контекста. Метафоры помогают отображать схему знакомой концепции на новую концепцию, улучшая организацию и когнитивную обработку информации.

Наблюдаются метафоры, которые легко запомнить благодаря ассоциации с семейной темой (исходной областью), также могут помочь клиентам впоследствии передать генетическую информацию своим родственникам. Метафоры часто использовались для предоставления генетической информации; однако во многих исследованиях утверждается, что метафоры о чертежах, рецептах, молекулярных путях или машинах (например, клетки как «фабрики») неадекватны и вводят в заблуждение и создают негативные коннотации или ограничения для научной культуры, включая чрезмерное упрощение, детерминизм и неправильное понимание. концепции/ предположения о линейных связях между причиной и следствием [5].

Таким образом, эффективное общение во многом зависит от проведения сравнений и параллелей, чтобы продемонстрировать ясность идеи. Метафора нужна, чтобы описать болезнь. Они играют особую роль в облегчении общения и являются избавлением от медицинской терминологии. Только метафоры могут выразить недоумение и панику. Таким образом, метафоры составляют неотъемлемую часть медицины, поскольку они устраняют разрыв в общении между непрофессионалом и врачом. 

С помощью метафоры пациенты получают возможность «бороться до победного конца». Так, метафоры передают власть в руки пациентов, заставляя их чувствовать себя уверенно, а тяжесть заболевания представляется более косвенным и неопасным образом.

Список литературы

  1. Дитрих, О. В. Авторская метафора в сфере политики Текст. / О. В. Дитрих // Вербальные формы и выражения современного русского корпоративного и группового общественного сознания. — Красноярск, 2000. 126 с.
  2. Зубкова О.С. Функционирование медицинской метафоры. Теория языка и межкультурная коммуникация / 2007. - С.26-29.
  3. Casarett, D., Pickard, A., Fishman, J. M., Alexander, S. C., Arnold, R. M., Pollak, K. I., & Tulsky, J. A. Can metaphors and analogies improve communication with seriously ill patients?. Journal of palliative medicine, 13(3), 2010, 255–260. 
  4. Hajar R. Metaphors, Similes, and Medicine. Heart views : the official journal of the Gulf Heart Association, 24(3), 2023, 168–169.
  5. Sexton, A., & James, P. A. Metaphors and why these are important in all aspects of genetic counseling. Journal of genetic counseling, 31(1), 2022, 34–40.
  6. Ten Have, H., & Gordijn, B. Metaphors in medicine. Medicine, health care, and philosophy, 25(4), 2022, 577–578.