УДК 656.025

Технология и организация перевозки опасных грузов на железнодорожном транспорте

Цакаев Иса Баудинович – аспирант кафедры Менеджмента качества Российского университета транспорта.

Аннотация: В статье проведен анализ правил перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом. Рассмотрены технология, организация и правовые вопросы, относящиеся к данной сфере.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, опасные грузы, железная дорога, технология, безопасность.

Железнодорожный транспорт для России имеет стратегическое значение, являясь при этом частью экономики РФ играет важную роль в устойчивом развитии страны. Постоянное увеличение объема перевозимых грузов требует от государства и частных кампаний совершенствовать железнодорожную инфраструктуру, внедрять новые технические решения и обеспечивать высокую безопасность на железной дороге. За последние несколько лет объем перевозок, особенно опасных веществ, по железной дороге увеличился. Безопасность становится предметом серьезной озабоченности. Правила и превентивные меры представляют собой мощный инструмент для повышения безопасности и эффективности опасных перевозок. Поэтому инновации в железнодорожной системе России возможны только при высоком уровне безопасности, особенно при транспортировке опасных грузов по железной дороге. С целью избежать возможных аварий, которые могут негативно отразиться на здоровье людей, законодательство России устанавливает специальные требования к ряду профессиональных деятельностей. Важно обеспечивать надежную защиту населения и окружающей среды от возможных опасностей.

Одним из главных инструментов обеспечения безопасности при перевозке опасных грузов является классификация таких грузов. В России опасные грузы классифицируются в соответствии с ГОСТ Р 52289-2009 «Опасные грузы. Классификация и общие требования к их перевозке». Классификация опасных грузов обуславливает специальные условия и правила их перевозки железнодорожным транспортом.

Одним из приоритетных направлений развития железнодорожного транспорта является внедрение современных технологий и оборудования, которые способствуют повышению безопасности транспортировки опасных грузов. К таким технологиям можно отнести автоматизированные системы управления и контроля транспорта, системы дистанционного мониторинга грузовых вагонов, техническое обеспечение бесперебойного управления составами, а также использование новых материалов и технологий для производства железнодорожного оборудования.

Таким образом, повышение безопасности перевозки опасных грузов на железнодорожном транспорте является одной из важнейших задач отрасли, которая решается за счет совместных усилий государства, железнодорожных компаний и специалистов, ответственных за безопасность транспортировки. Внедрение новых технологий и повышение квалификации специалистов позволяют улучшать уровень безопасности и минимизировать риски аварийных ситуаций. В частности, Федеральным законом № 18-ФЗ от 10.01.2003 «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в ст. 2 дается определение «Опасный груз» [2].

Грузы на железнодорожных магистралях подразделяются на 9 классов в зависимости от степени опасности. Для их перевозки существует Алфавитный указатель опасных грузов, в котором описаны правила и условия их транспортировки. Нарушение данных правил может привести к авариям, катастрофам и серьезным последствиям для окружающей среды и людей (Приложение 2) и в Перечне опасных грузов класса 1 (Приложение 10 к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам). При осуществлении перевозок опасных грузов (в том числе погрузочно-разгрузочных операций) всем участникам процесса следует придерживаться указанных Правил.

В качестве федерального органа исполнительной власти, осуществляющего лицензирование деятельности в области железнодорожного транспорта, согласно Постановлению Правительства РФ от 21.11.2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» определена Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) [3].

Однако, наличие лицензии, связанной с осуществлением транспортного процесса, не освобождает юридическое лицо или индивидуального предпринимателя от обязанности иметь необходимые свидетельства, рабочие дипломы, сертификаты и другие документы, предусмотренные действующими правилами по эксплуатации транспортных средств, оборудования, технических средств, устройств и т.д.

Обращение с опасными грузами должно строго контролироваться, и все процедуры безопасности должны соблюдаться. Должны соблюдаться требования по надлежащей маркировке и обозначению грузов, заполнению цистерн и обращению с ними. Операции по погрузке опасных материалов должны контролироваться в течение всего процесса.

В случае перевозки больших объемов транспорта, второй и третьей категории опасных грузов, необходимо строго соблюдать стандарты измерений, чтобы избежать возникновения утечки. Перевозка опасных грузов представляет собой большую ответственность. В случае аварии могут возникнуть не только значительные экономические потери, но и серьезные социальные последствия. Для обеспечения безопасности, в случае утечки, пожара или других аварий, необходимо оперативное управление. Этого можно достичь путем создания и совершенствования планов действий в чрезвычайных ситуациях при перевозке опасных грузов по железной дороге.

Планы должны содержать аварийные процедуры, методы, надлежащее реагирование, информационную сеть и т.д.

Планы действий в чрезвычайных ситуациях должны быть размещены на всех перегрузочных станциях, интермодальных узлах и в портовых терминалах [4].

Таким образом, перевозка опасных грузов на железнодорожном транспорте требует соблюдения многих правил и требований, которые устанавливаются законодательством и нормативными документами. Регулярное обновление и совершенствование технологий и систем безопасности помогают обеспечить безопасность перевозки и предотвратить любые возможные последствия для окружающей среды и человеческого здоровья.

Список литературы

  1. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.06.2008 № 877р // Собрание законодательства РФ. 21июля. № 29 (ч. II).
  2. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 2003 г. № 2 ст. 170.
  3. Об организации лицензирования отдельных видов деятельности Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957 (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № 48 ст. 6931.
  4. Кропачев Т.В., Уголков С.В. Особенности организации перевозки грузов повышенной опасности //В сборнике: Аэрокосмическое приборостроение и эксплуатационные технологии. Сборник докладов Второй Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2021. С. 107-114.
  5. Крылов Т.Р. Порядок обеспечения сохранности опасных грузов при перевозке на железнодорожном транспорте //В сборнике: 79-й студенческая научно-практическая конференция РГУПС. Ростовский государственный университет путей сообщения. 2020. С. 75-77.

Интересная статья? Поделись ей с другими: