УДК 625

Озеленение автомобильных дорог и его влияние на безопасность дорожного движения

Францева Наталья Юрьевна – студент кафедры автомобильных дорог и аэродромов Иркутского национального исследовательского технического университета

Научный руководитель Балабанов Вадим Борисович – кандидат технических наук, доцент Иркутского национального исследовательского технического университета

Аннотация: В статье поднимается тема озеленения автомобильных дорог с использованием существующей растительности и новых. Устанавливаются основные цели и задачи зеленых насаждений, как положительные, так и отрицательные. Рассмотрена классификация всех видов озеленения с анализом определенных ситуационных условий. Определенно, что зеленые насаждения влияют на сохранность окружающей среды, безопасность движения.

Ключевые слова: озеленение, автомобильная дорога, безопасность, дорожные насаждения.

Главная цель озеленения – безопасность автомобильных дорог, их конструкций от неблагополучных метеоусловий. Охрана прилегающих к дороге площадей от мусора, создание зрительной ориентации на дороге, благоустройства и архитектурный стиль. Это – цели благотворной эксплуатации автомагистралей, безопасности движения.

Придорожные посадки – составляющие правильной постройки, усиливают специфику оценки объекта водителем и прохожими. Являясь составляющей природы, должны соответствовать окружающей панораме.

Цели озеленения:

  • обеспечение безопасности движения;
  • усовершенствование микроклимата;
  • обеспечение устойчивости постройки;
  • обогащение местности, вписывание в пейзаж.
  • визуальное восприятие автострады.

Зеленая полоса помогает обзору сооружений, представляет впереди пролегающую трассу, помогает водителю видеть дорогу в пространстве.

Дорожные насаждения сохраняют инженерные сооружения (откосы, бермы, канавы отвода вод, полос разделения и др.), с целью защиты от снега, для ограждения, обеспечения микроклимата придорожных объектов.

На дорогах с двухполосным движением создаются условия, при которых ночью невозможно быть ослепленным встречным движением. Создают изменяющийся внешний вид дороги, чтобы внимание водителя не рассеивалось из-за однообразного ландшафта.

Использование существующей растительности

При строительстве имеющиеся растения должны сохраняться.

Для остановок транспорта и отдыха пассажиров используют имеющуюся растительность.

Растения сохраняют на разделительных линиях при отсутствии риска для безопасности движения.

Классификация видов озеленения

Озеленение автодорог 2-х типов: защитное и декоративное.

Защитное:

  • противоэрозионное;
  • снегозащитное;
  • защитное от песка;
  • защитное от шума, газа и пыли.

Виды насаждений дорог:

  • регулярного типа (линейные, повторяют план трассы, защита от снега);
  • свободного типа (растения разных пород или однородные).

На строящихся дорогах не рекомендуют аллейные посадки, т.к.:

  • аллеи ограничивают возможность расширения дороги в будущем;
  • делают невозможным безаварийный съезд с дороги;
  • скрывают окружающий ландшафт от пассажиров;
  • ухудшают высыхание дороги, а осенью из-за опадающих листьев они создают дополнительную опасность скольжения;
  • в солнечную погоду они дают пятнистое освещение дороги, утомляя зрение водителя.

Влияние озеленения на окружающую среду, сохранность дороги, безопасность движения

Защитные посадки автодорог защищают от заносов снегом и песком, селей, лавин, обвалов, эрозии (ветром и водой) придорожной земли, снижают шум, содействуют защите транспорта от аэродинамики. Лесопосадки при дорогах сохраняют устойчивость откосов, устраняют отработавшие газы, свет фар машин.

Оценка воздействия зеленых насаждений на участников дорожного движения

Деревья за обочиной не отвлекают водителя, не вызывают изменения его состояния, в отличие от массивных знаков, опор.

При движении автомашины необходимо, чтобы препятствия, в т. ч. деревья, находились не ближе 2 м от кромки мостовой. Деревья на большем расстоянии не способствуя ДТП. Таким образом, дорожные насаждения не находятся в причинной связи с ДТП.

Установлено, что колеса легковых автомобилей проезжают на расстоянии:

  • от бордюрного камня – 1,2 м;
  • высокой стены – 1,65 м;
  • деревьев – 1,85 м.ее

Причины ДТП, вызванной несоответствием автодороги, ее обустройства действующим нормам при наличии посадки на автодорогах, является:

  • снижение видимости дороги и встречного транспорта;
  • несоблюдение видимости на пересечениях и ж /д переездах;
  • сужение ширины проезда;
  • несоответствующее покрытие проезжей части, обочин, откосов.

Анализ последствий аварии при наезде на препятствие. При наезде на массивные части дороги (опоры освещения, деревья, авто павильоны), фиксируют травмы. Статистика утверждает, что наезды на препятствия чаще, чем ближе расположены к кромке проезжей части и чем их больше. Это учитывают при посадке деревьев.

Рост скорости при ДТП способствует тяжести последствий от наезда. Таким образом, посадка деревьев рекомендуется на расстоянии не менее 9 м от кромки.

Список литературы

  1. ОДМ 218.011-98 Методические рекомендации по благоустройству автомобильных дорог.
  2. Методы обеспечения пассивной безопасности автомобильных дорог: Учебное пособие. – М.: ВНИИБД Министерства внутренних дел СРСР, 1980.
  3. ГОСТ Р 50597-2017 Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому в условиях безопасности дорожного движения. Методы контроля.
  4. ГОСТ 28329-89 Озеленение городов.
  5. Основы "зеленого" строительства. Благоустройство и озеленение территорий. Учебник А. В. Грачева. 2009.

Интересная статья? Поделись ей с другими: