УДК 37

Роль массовой культуры в духовной безопасности молодёжи Кыргызстана

Кедейбаева Жамал Aрстаналиевна – доктор философских наук, профессор кафедры Управления бизнесом и социальной работы факультета Экономики и управления Ошского технологического университета.

Мадалиева Жазгул Нышаналиевна – преподаватель кафедры Управления бизнесом и социальной работы факультета Экономики и управления Ошского технологического университета.

Аннотация: Для всех социально, национально и государственно мыслящих людей страны остроактуальной стала задача научной проработки и философского осмысления проблемы соотношения личностной и общественной безопасности, гражданской и государственной безопасности, личностной и гражданской безопасности, общественной и государственной безопасности, включаемых в понятие «духовная безопасность» без всякого уяснения отношения его самого к названным «безопасностям».

Ключевые слова: ценности, культура, субъект, определение, понятие, духовность, религия. 

Ценности, традиции и потенциал, отмеченные в определении духовной безопасности, называют основными субъектами безопасности личность и общество, которые реализуют свои потребности существования не только как биологические, но также и духовные сущности. При этом основным понятием, на которое опирается такая трактовка духовной безопасности, является понятие духовных потребностей, духовной сферы общества и духа, как исходного понятия для остальных. Например, в научном работе Тонконогова A.В. духовная безопасность рассматривается как один из видов национальной безопасности и представляет собой состояние защищенности духовной сферы современного общества. Она включает в себя культурную, идеологическую, информационно-психологическую, научную, образовательную и религиозную безопасности как ее подвиды и характеризуется соблюдением интересов личности, общества и государства, защищенностью от внутренних и внешних угроз традиционных духовных (интеллектуальных, нравственных, эстетических) ценностей, главным образом, индивидуального, группового и массового сознания.

Составляющими объекта обеспечения духовной безопасности являются: национальное самосознание, общепринятые традиции устройства общественной жизни, морально-психологическое единство нации, выражающееся в деятельной поддержке внутренней и внешней политики своего государства».

Социально-философский анализ духовной сферы как фактора национальной безопасности ориентирует на рассмотрение универсальных смыслов, сущностных черт и характеристик, глубины актуализируемых явлений социальной жизни. Исследование общественной эволюции, логики социальных процессов создает возможность выявлять изменения системы исторических, духовно-культурных и нравственных ценностей и соответственно динамику развития социума в ситуациях рисков, вызовов и угроз.

В концепции национальной безопасности Кыргызской Республики, утвержденной Указом президента Кыргызской Республики в 2009, году четко указывается на внешние и внутренние угрозы национальной безопасности страны. Угрозы национальной безопасности Кыргызстана в различных сферах жизнедеятельности обуславливаются экономическими и политическими противоречиями в регионе и в мире, нерешенностью внутренних проблем, военными, информационными, экологическими и другими факторами. Все они в совокупности создают широкий спектр внешних и внутренних угроз национальной безопасности страны. На каждом этапе исторического развития на первый план в зависимости от реальности угроз и разрушительных последствий их осуществления выдвигаются те или иные из них. Наиболее реальными угрозами, требующими адекватной реакции со стороны государства, являются следующие:

Внешние угрозы:

  1. Расширение масштабов международного терроризма и религиозного экстремизма.
  2. Обострение водно-энергетических проблем в регионе на фоне топливно-энергетической зависимости Кыргызстана.
  3. Деятельность международной наркомафии в центрально-азиатском регионе.
  4. Незавершенность международно-правового оформления государственной границы.

Внутренние угрозы:

  1. Ухудшение образовательного и культурного потенциала населения, напряженная демографическая ситуация и недостаточный контроль над внутренней и внешней миграцией.
  2. Состояние развития экономики и уязвимость системы энергообеспечения страны.
  3. Наркомания и преступность.
  4. Рост радикальных религиозных течений и межконфессиональных противоречий в Кыргызстане.
  5. Коррупция и теневая экономика
  6. Отставание в области создания и внедрения современных информационно-коммуникационных технологий и защиты информационного пространства страны.
  7. Экологические проблемы, недостаточная эффективность существующей системы предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

В этой статье попытаемся проанализировать, почему массовую культуру следует выделить в отдельный вид угрозы для духовной безопасности кыргызской молодежи, почему ее западный вариант угрожает исконной культуре кыргызского народа и, соответственно, его духовности.

Повторимся, речь в данном случае идет именно о массовой культуре, а не культуре вообще. Суть в том, что понятие «массовая культура» подразумевает не культуру вообще, а определенную ее разновидность, обладающую особой спецификой. Массовая культура – неоднозначный и очень противоречивый феномен. Она является неизбежным продуктом развития человечества, прямым следствием высокого уровня научных и технических достижений, которые позволяет создать надежную, высокоразвитую материальную базу. С другой стороны, она – это то, во что трансформируется этническая культура, когда обществом создаются соответствующие материальные предпосылки. Массовая культура вызревает в недрах этнической культуры, но со временем создает условия, при которых последняя приходит к отрицанию – не тотальному, но весьма ощутимому.

Массовая культура утверждается в любом обществе, как только промышленность и государстве достигает высокого уровня и начинает преобладать городское население. В данной связи в утверждении массовой культуры в обществе главными являются не степень консерватизма того или иного этноса, не его исходные культурные принципы и ценности, а способность этноса осуществлять промышленный рост, без которого невозможна урбанизация населения страны.

В условиях интенсивного промышленного роста происходит формирование культурного пространства, которое обладает чрезвычайной динамикой, гибкостью и способностью к быстрым трансформациям. В этом и состоит одна из главных, сущностных и формальных черт массовой культуры. Она имеет иную, чем предшествующие ей культуры, ритмическую организацию, иную скорость смены ценностей и установок, преобразований и т.д. Словом, все то, что в пределах культуры способно к изменению формы, перевоплощению, в условиях массовой культуры изменяется со скоростью куда более значительной, чем в традиционных культурах. Массовая культура, которая ориентирована на подражание наиболее примитивным образцам западной поп-культуры: «телевидение, пропагандируя и навязывая населению массовую культуру, предопределяет тем самым его жизненные горизонты, занижает и примитивизирует культурные потребности молодежь Кыргызстана. Отсутствие воспитательного противодействия разлагающему влиянию СМИ усугубляет нравственные проблемы общества на всех уровнях, во всех социальных слоях» [9, с. 33]. Кыргызская молодежь, как и многие другие народы планеты, попадает в своеобразные цивилизационные ножницы. С одной стороны, было бы неразумным отвергать многие инновационные элементы других культур на том основании, что они могут вытеснить исконные, поскольку в них содержится большой позитивный потенциал, без которого немыслимо современное развитие государства и народа. С другой стороны, под действием и давлением инородных культур существенно возрастает риск полной утери собственной культуры и, соответственно, собственной духовности. Особенно такой риск высок для малочисленных народов, каким является и кыргызский народ.

В такой ситуации вопрос сохранения национальной духовной культуры − это вопрос сохранения духовного и политического суверенитета страны. Поскольку подмена национальной духовной культуры культурой другого народа или космополитичной массовой культурой ведет к уничтожению государства как в нравственном, так и в политическом аспекте. В последнее время политики, общественные деятели и ученые заговорили об ужесточении в современном мире духовной конкуренции, которая все больше становится неотъемлемым элементом геополитической конкуренции. Как фактор современной геополитики духовная конкуренция используется для воздействия на ментальность соперника с целью его духовной дезориентации. Как отмечают специалисты, при такой дезориентации «станет возможно влиять на сознание социума и использовать принадлежащие ему природные, экономические, информационные, культурные и иные ресурсы, которые являются необходимым условием выживания, причём как в настоящий момент, так и в будущем» [11, с. 67].

Очевидно, что современный мир уже духовно расколот. Это проявляется в обострении противостояния на основе цивилизационных, идеологических, политических, экономических различий, что свидетельствует о том, что сегодня основным средством достижения геостратегических целей является информационно - психологическая, культурная, конфессиональная, идеологическая, научно-техническая борьба между геополитическими конкурентами. Всё позволяет говорить о том, что угрозы духовной безопасности общества представляют не меньшую опасность, чем иные аспекты национальной безопасности государства.

Таким образом, духовное состояние современного кыргызского общества следует рассматривать как рискогенное в силу присутствия таких факторов, как взаимное отчуждение населения и государства, атомизация общества, разочарование граждан в деятельности политических институтов страны, колоссальное социальное неравенство, духовно-нравственная деградация, засилье массовой культуры.

Для сохранения, развития и обеспечения духовной безопасности ключевыми институтами общества являются институты семьи и образования. Только использование этих ресурсов в целях защиты национальных интересов в духовной сфере позволит минимизировать риски и устранить внутренние и внешние угрозы духовной сфере кыргызского социума.

Список литературы

  1. Вальцев С.В. Духовный кризис в кон-тексте глобализации // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 5.
  2. Верещагина A.В., Самыгин С.И., Шевченко О.М. Система комплексной безопасности современного общества и основные аспекты национальной безопасности России в условиях новых вызовов и угроз. М.: Русайнс, 2016.
  3. Возьмитель A.A. Aктуальные теоретико-методологические и практические проблемы духовной безопасности // Социальная политика и социология. 2008. № 2 (38).
  4. Глушко И.В. Доверие и недоверие как социальные практики российского общества. Ростов н/Д.: Фонд науки и образования, 2016.
  5. Горлова И.И., Бычкова О.И. Социокультурное регулирование как инструмент государственной политики по сохранению наследия российской цивилизации // Россия как государство-цивилизация: высшие цели и альтернативы развития. М.: Институт наследия, 2016.
  6. Закунов Ю.A. Aксиологические основы государственной культурной политики // Россия как государство-цивилизация: высшие цели и альтернативы развития. М.: Ин-ститут наследия, 2016.
  7. Ильин И.A. Собр. соч. : в 10 т. Т. 8. М.: Русская книга, 1993.
  8. Указ Президента КР “О Концепции националь­ной безопасности Кыргызской Республики” от 9 июня 2012 г. УП № 120 // ИПС “Токтом”. Биш­кек, 20012.
  9. Закон КР “О национальной безопасности” от 26 февраля 2003 года № 44 (В ред. от 26 ноября 2011 года).

Интересная статья? Поделись ей с другими: