УДК 316

Становление и развитие социологии в Китае

Хао Ицин – магистр Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Аннотация: Современная китайская социология - это продукт эпохи реформ и открытости. После 40 лет строительства и развития китайская социология достигла большого прогресса в выращивании талантов, построении дисциплин и академической рефлексии, но задача построения своей дисциплинарной, академической и дискурсивной систем все еще остается трудной. В своей важной речи 17 мая генеральный секретарь Си Цзиньпин выдвинул ожидания и требования, что китайская философия и социальные науки должны "стоять в авангарде времени, понимать изменения прошлого и настоящего и развивать авангард мысли", что вдохновляет китайских социологов идти в ногу со временем, ставить высокие цели и брать на себя новую историческую миссию. Это вдохновляет китайских социологов идти в ногу со временем, ставить перед собой высокие цели и выполнять новую историческую миссию.

Ключевые слова: социология, становление, развитие, возникновение, Китай.

История социологии в Китае является неотъемлемой частью построения дисциплины социологии в Китае. Как исторический аспект социологии с китайской спецификой, она не только помогает людям глубже понять саму социологическую теорию, но и дает богатые уроки для построения дисциплины сегодня с ее извилистым путем в Китае; она также является необходимым компонентом структуры знаний социологов". [1]

Социология - это социальная наука, возникшая на Западе в первой половине XIX века и существующая уже полтора столетия. Слово "общество" не является экзотическим, оно использовалось в Китае с древних времен. Однако в древних китайских текстах слова "общество" и "собрание" неоднократно использовались отдельно для обозначения разных понятий. Значение слова "собрание" - это "сбор", "собрание", в то время как значение слова "она" несколько сложнее. Сначала оно использовалось для обозначения места, где поклонялись богам, позже - для обозначения местности, где собирались люди, а еще позже - для обозначения места, где встречались единомышленники. Эти два значения слова "общество" в древних текстах обобщенно означают группу людей, собравшихся в одном месте с общей целью и для осуществления определенной деятельности.

На Западе английское society и французское societe образованы от латинского слова socius, означающего "партнер", которое в некоторой степени похоже на китайское слово "общество", поэтому японские ученые первыми перевели английское слово society на китайское слово "общество" в период Мэйдзи. Вот почему японские ученые первыми перевели английское слово society на китайский "社會" в эпоху Мэйдзи.

Маркс однажды сказал: "Что такое общество, какова бы ни была его форма? Это продукт взаимодействия людей". Он также сказал: "Производственные отношения, взятые вместе, составляют то, что называется общественными отношениями, то, что называется обществом, и то, что представляет собой общество на определенной стадии исторического развития, общество с уникальными характеристиками". Здесь Маркс научно указал, что общество является продуктом взаимодействия людей друг с другом и представляет собой сумму различных производственных отношений, которые являются сущностью или основой общества. Общество конкретно, а не абстрактно.

Составными элементами общества являются: природная среда, население, психологические факторы, поведенческие факторы, групповые факторы, экономические факторы, политические факторы, культура". [2-3] 

Классики марксизма выделяли пять социальных форм на основе способа производства материальных благ, а именно: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое общества. Первые три социальные формы относятся к категории традиционных социальных форм, а две последние - к категории современных социальных форм.

Ухудшающееся состояние функционирования современного китайского общества и тенденция изучения Запада для реформирования законодательства, которая была инициирована доброжелательными людьми для спасения этого состояния, были основными социально-историческими предпосылками или причинами для введения социологии в Китае.

Силовое вторжение западных держав в Китай также вызвало глубокие изменения в традиционной китайской социальной структуре. Во-первых, оно сломало застойную экономическую систему и гиперстабильную политическую систему досовременного китайского общества, которое было самодостаточным, сломало "варварское, закрытое, изолированное от цивилизованного мира" состояние Китая и интегрировало древний Китай в интегрированную экономическую систему мирового капитализма, превратив его в источник сырья, рынок товаров и переработку. Во-вторых, вторжение мирового капитализма Во-вторых, вторжение мирового капитализма "заставило все народы - если они не хотели погибнуть - принять буржуазный способ производства". "Заставляя их внедрить в себя так называемую цивилизованную систему, т.е. стать буржуазными". В-третьих, культурно-религиозная деятельность западных держав, сопровождавшая вторжение силой, также постепенно разрушала многолетнюю "монополию" конфуцианства и традиционную глубоко укоренившуюся патриархальную концепцию семьи в китайском обществе. [5]

Внедрение конфуцианской и немецкой социологии

В конце 19 века интеллектуалы Реставрации впервые ввели в Китае дисциплину социологии как часть своих поисков истины на Западе, чтобы спасти свою страну и выжить. Поскольку западная социология Конфуция и Германии отвечала насущным практическим потребностям реформаторов в пропаганде социального улучшения, она, естественно, стала первым объектом внедрения и введения со стороны интеллектуалов-реформаторов.

В своей статье "Социология и ее развитие в Китае" Лю Сюйи указывает, что "в 1891 году, когда Кан Ювэй читал лекции в Академии Ванму в Чансинли, Гуанчжоу, он впервые включил изучение групп наряду с политическими принципами и т.д., и изучение групп стало социологией". Ян Ябин также отмечает, что "социология была включена как часть преподавания в Академии Ванму".

Другие ученые не согласны с этим, и не согласны с включением "групповых исследований", перечисленных Кан Ювэем в школе Чансин, как признаком того, что западная социология была впервые представлена в Китае. В своей статье "An Examination of the First Transmission of Western Sociology to China" Дин И обсуждает "социологию", которую преподавал Кан Ювэй, "социологию", которую преподавал в своей книге "Renxue" Тань Ситун, и "социологию", о которой говорится в "Предисловии к "Сайин Цюнь" Лян Цичао. "После исчерпывающего изучения исторических фактов указывается, что в период реформы Ста дней Кан и другие "действительно имели свою теорию "группового обучения" и широко пропагандировали ее в обществе. Однако, вместо того чтобы говорить, что это была западная социология, впервые привнесенная в Китай, лучше сказать, что это была только собственная "социология" Канга и Лян Тана". Вывод Динга основан на том, что хотя уровень "западного обучения" Канга и других был уже довольно высок в то время и находился на переднем крае китайской интеллектуальной теории, "однако, их уровень "западного обучения", в смысле внедрения Однако, уровень их "западного обучения", в смысле введения полной западной доктрины, надо сказать, был крайне ограничен и далек от адекватного."

Из свидетельств и анализа вышеупомянутых ученых ясно, что было бы надуманно считать кого-либо из них, например, Канга, первым человеком, представившим западную социологию в Китае. Однако неоспоримо, что преподавательская и теоретическая деятельность Канга и других сыграла определенную роль в распространении и просвещении первоначального внедрения и трансплантации западной социологии в Китай, а также заложила первоначальную основу для перевода этой доктрины в Китай в плане наименований и национальных форм трансплантации дисциплины. [6]

Список литературы

  1. Давэй П. К истории социологии в Китае //Социологические исследования. – 2009. – №. 4. – С. 130-136.
  2. Дерюгин П. П., Лебединцева Л. А., Веселова Л. С. Векторы становления китайской социологии: прагматическая направленность, сохранение традиции //Социологические исследования. – 2018. – №. 7. – С. 124-134.
  3. Чжаося Е., Петров А. В. Экономическая социология в Китае //Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). – 2017. – №. 1 (42). – С. 33-38.
  4. Булгакова Д. А. Развитие социологии в Китае //Актуальные проблемы развития человеческого потенциала в современном обществе. Институциональные изменения в России и мире. – 2015. – С. 82-85.
  5. Дэн Д. Становление и развитие экономической социологии в Китае //Историческая социология и современное социальное развитие в России и Китае. – 2022. – С. 120-126.
  6. Дэпэй Л. Из истории спортивной социологии в Китае. – 2006.

Интересная статья? Поделись ей с другими: