УДК 316

Значение социологии в современную эпоху

Ли Ино – бакалавр Китайского университета нефти.

Аннотация: Роль и миссия социологии в современном обществе не утратили своей актуальности. Практическая функция социологии заключается в том, что социологическая информация является важным инструментом обратной связи для принятия решений на различных уровнях власти. Поэтому социологам очень важно соблюдать профессиональные нормы и этику, что должно быть отражено в Этическом кодексе социологии. Цифровое общество, активно переживающее переходный период, приводит к переосмыслению роли социологии, поскольку требуются соответствующие технологии и методы управления. Способ получения социологической информации также претерпевает изменения.

Ключевые слова: роль и миссия социологии в современном обществе, профессиональная этика социолога, цифровое общество, цифровая социология, функции социологии, роль социологии в принятии управленческих решений, гражданская позиция социолога.

Основная цель данной статьи – рассмотреть и разобраться с состоянием социологической теории в целом после восстановления Китая (особенно за последние 30 лет) [1].

Термин "социологическая теория" относится к системе абстрактных рассуждений, используемых социологами для руководства и регулирования их исследований социальной реальности. Она состоит из предположений о природе "общества" или социальной реальности, руководящих предложений о процедурах и методологии социального исследования, а также концептуальных и пропозициональных ресурсов для предметного изучения социальной реальности.

Термин "современная китайская социологическая теория" относится к исследовательской работе, проводимой социологами материкового Китая вокруг "социологической теории" с момента восстановления социологии как дисциплины в Китае. Эти усилия включают три основных направления, а именно: изучение, переваривание и усвоение существующих социологических теорий в Китае и за рубежом, создание китайских социологических теорий, а также исследование и обсуждение основных теоретических вопросов.

В данной статье мы кратко рассмотрим исследовательскую работу по социологической теории в Китае после восстановления и реконструкции в этих трех областях. Изучение и исследование существующих социологических теорий в Китае и за рубежом является важной задачей для современных китайских социологических теоретиков. Общие теории являются ядром или основной частью каждой современной социальной науки.

Для самых первых ученых в области современных социальных наук построение современной теории социальной науки может быть достигнуто только путем длительных усилий (и, конечно, опираясь на соответствующие идеи или теоретические достижения своих предшественников). Но для тех, кто пришел в современную социальную науку, существовал относительно простой способ приобретения теоретических систем, необходимых для этой дисциплины, помимо собственных усилий, путем изучения и извлечения уроков из теоретических работ своих предшественников.

В случае с китайскими учеными, которые начали изучать социологическую теорию в 1980-х годах, "предыдущие" достижения, которые можно было изучать и заимствовать, включали как существующие социологические теории из-за рубежа, так и те, которые уже были созданы предшественниками социологии в Китае. Изучение, заимствование и критическое наследование этих двух областей социологической теории стало основной задачей китайских социологов после реставрации. В этом разделе мы хотели бы дать краткий обзор работы, проделанной в этой области.

До упразднения социологии как дисциплины в 1952 году уже существовал ряд влиятельных западных социологов, чьи теории были опубликованы, например, теория социальной эволюции Спенсера, социологическая теория и методология Турго [2], функционалистская теория Малиновского и Брауна, антропологическая теория Огборна, а также работы китайского правительства. Антропологические теории Малиновского и Брауна, теория культурного отставания Огилбена и Чикаго.

 Во-первых, после более чем тридцатилетних усилий, хотя еще есть некоторые слабые места, в целом задача современных китайских социологов по переводу и изучению современных западных социологических теорий почти выполнена, но исследование теоретических традиций или последствий ранней социологии в нашей стране только началось. Это, конечно, не означает, что мы достигли конца в исследовании и изучении западной социологической теории. Изучение и понимание – это одно, а исследование и изучение – совсем другое [3]. Изучение и понимание существующих теоретических достижений западной социологии может быть завершено в течение ограниченного периода времени, но глубокое исследование и изучение последствий этих достижений не может быть бесконечным.

Во-вторых, что касается построения китайской социологической теории, то в дополнение к усилиям, предпринятым ранними китайскими социологами, современные китайские социологи также начали проводить некоторые ценные исследования, в результате чего появился ряд теоретических систем или идей, которые были локализованы и усовершенствованы в различной степени. Хотя, в целом, большинство этих теоретических систем или концепций все еще находятся на предварительной стадии формулирования (только "теория социального функционирования" профессора Чжэн Ханьшэна была описана относительно систематически), они все еще далеки от того, чтобы стать зрелой системой, и пока не сравнимы с западными социологическими теоретическими системами по степени влияния. Однако, если китайские социологи будут упорно продолжать свои усилия в этой области, в ближайшем будущем мы сможем получить некоторые академические результаты, которые позволят нам встать на ноги в мире социологической теории.

В-третьих, современные китайские социологи также участвуют в оживленных и разнообразных дебатах по ряду важных теоретических вопросов. Хотя эти дебаты не дали окончательных ответов на обсуждаемые вопросы, они, с одной стороны, вдохновили людей глубже задуматься над этими вопросами; с другой стороны, они способствовали развитию хорошей культуры академических дебатов в стране и эпохе, где дебаты не являются нормой. В будущем мы должны создать условия для поощрения большего количества таких академических дебатов, чтобы "сто цветов расцвели и сто школ мысли спорили" стали нормой в академическом развитии и обеспечили мощный импульс для академических инноваций [4].

В целом, за последние тридцать лет китайская социологическая теория добилась определенных успехов, но она все еще далека от цели, которую мы так долго ждали. Мы искренне надеемся, что современные китайские социологические теоретики продолжат упорно работать и добьются дальнейшего прогресса в ближайшем будущем [5].

Список литературы

  1. Бабосов Е. и др. Социология. – Litres, 2021.
  2. Волков Ю. Г. Социология будущего: социологическое знание и социальный проект. – 2020.
  3. Гревцов Ю. Социология. – Litres, 2022.
  4. Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции Э. Гидденса //Системная психология и социология. – 2019. – №. 1. – С. 29.
  5. Полякова Н. Л. Глобальная социология. Основные исследовательские стратегии. Часть I. Универсалистский подход //Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2019. – Т. 25. – №. 4. – С. 154-174.

Интересная статья? Поделись ей с другими: