УДК 159.9

Характеристика эмоциональных состояний россиян после начала специальной военной операции на Украине

Якуба Е. М. – студент магистратуры Российского государственного социального университета.

Аннотация: В данной статье автором рассмотрены теоретические аспекты эмоций и особенности эмоциональных состояний в связи со специальной военной операцией на Украине, описан ход и результаты психодиагностического исследования группы испытуемых молодого возраста, кратко проанализированы его основные результаты, связанные с описание эмоционального восприятия опрошенными психотравмирующей ситуации в связи мировыми событиями вокруг военной операции.

Ключевые слова: эмоции, эмоциональные состояния, специальная военная операция, психологические особенности лиц молодого возраста, психодиагностическое обследование, специальная военная операция на Украине.

В настоящее время, проблема природы и происхождения эмоций и эмоциональных состояний окончательно не решена. Однако, не подлежит сомнению, что эмоции составляют важнейший базис мировосприятия каждой личности, а также теснейшим образом связана с когнитивными процессами.

В принципе, это объясняет то, что вопросы, касающиеся эмоционального отражения важных мировых событий и поведенческих следов данных процессов, представляют интерес для теоретической и практической психологии.

В настоящее время на востоке Украины и на территории новых регионов России происходят события, связанные с СВО, что обусловило необходимость внимания к данной теме и актуальность изучения психологического феномена эмоциональных отношений россиян к данному проблемному полю. Как и в любой другой стране, в России существует разнообразие мнений по поводу спецоперации на Украине. В исследовании ВЦИОМ к годовщине СВО было выявлено, что две трети россиян поддерживают ее проведение, против – каждый пятый [20].

Кроме того, есть и те, кто не имеет четкого мнения по этому вопросу, так как считает, что информация о происходящем на Украине не всегда является достоверной или полной.

В целом, эмоциональное отношение россиян к спецоперации на Украине зачастую зависит от политических убеждений и мировоззрения каждого человека.

Эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – это психический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениям действительности, к другим людям и самому себе соотносительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений [8, с.28].

Все содержания эмоциональной сферы человека, какими бы разными они не казались, неотделимы от личности. Они, прежде всего, связаны с потребностями, мотивами и отражают состояние, процесс и результат их удовлетворения.

В целом, эмоции в психологии определяются как комплексные психические процессы, которые проявляются в форме сильных чувств и переживаний, связанных с оценкой ситуации или события. Эмоции могут быть положительными (радость, удовлетворение, любовь) или отрицательными (гнев, страх, грусть), а также могут иметь разную интенсивность и длительность. Они играют важную роль в человеческой жизни, влияя на поведение, мышление и физиологические процессы.

Существует ряд теорий эмоций, среди которых можно выделить следующие.

  1. Теория Джеймса-Ланге. Согласно этой теории, эмоции возникают из физиологических реакций на события, а не наоборот. То есть, мы не чувствуем страх и потом начинаем дрожать, а мы начинаем дрожать и потом чувствуем страх.
  2. Теория Кэндида-Барда. Согласно этой теории, эмоции возникают одновременно с физиологическими реакциями на события.
  3. Теория Шахтера-Зингера. Согласно этой теории, эмоции возникают из оценки ситуации и физиологических реакций на нее. То есть, мы оцениваем ситуацию как опасную и начинаем испытывать страх.
  4. Теория Поли-Ваджди. Согласно этой теории, эмоции возникают из социокультурных факторов и переживаний, а также из физиологических реакций на события [1].

Все эти теории представляют разные подходы к пониманию эмоций и могут быть использованы для более глубокого анализа эмоциональных состояний.

Рассмотрим проблему эмоционального состояния и его связи с эмоциями с точки зрения как отечественной, так и зарубежной психологической науки. Психические состояния, по сути своей, представляют собой развитие, движение и процесс. Вместе с тем, бывают как застойные, так и быстро протекающие психические состояния. В связи с данным обстоятельством Н.Д. Левитов считает возможным выделить две группы психических состояний, которые выражают периоды ускоренного течения психических процессов [11].

Также отмечается, что состояния и эмоции неразрывно связаны. Психические состояния имеют интегративные функции и обеспечивают возможности реагирования человека как целостности в рамках текущей ситуации. Любое состояние включает в себя определенные эмоции как неотъемлемую составляющую.

В первую очередь следует отметить, что существует два взгляда на проблему эмоциональных состояний в настоящее время. Первую теоретическую позицию разделяют такие ученые, как Н.Д. Левитов, П.К, Анохин, А.О. Прохоров и др. По мнению данных ученых эмоциональные состояния можно рассматривать как частный вид психических состояний человека. При этом вся эмоциональная сфера может быть сведена к эмоциональным состояниям. Основные характеристики эмоциональных состояний личности в рамках данной теоретической позиции является активация и тонус, двойственность, широта спектра переживаний, интенсивность, доминирующая эмоция, индивидуальная специфика эмоционального отклика. Разделяя данную теоретическую позицию, мы можем заключить, что эмоциональные состояния могут рассматриваться как частный вид психических состояний, вместе с тем, не вся эмоциональная сфера может быть сведена только лишь к психическим состояниям.

В рамках второго теоретического направления, такими исследователями, как В.К. Вилюнас, Е.П. Ильин, Б.И. Додонов, А.Н. Леонтьев и др., эмоциональные состояния относятся непосредственно к эмоциональной сфере личности, с отождествлением эмоции и эмоциональных состояний. В данном контексте эмоции можно рассматривать как внутренний психологический механизм связи мышления с чувственно-предметной деятельностью (по Л.С. Выготскому), как особый механизм, которые нарушает равновесие в образе среды (по В.К. Вилюнасу) [5]. Эмоции также рассматриваются учеными как процесс внутренней регуляции деятельности человека (А.Н. Леонтьев), как сложный процесс, включающий нервно-мышечный, феноменологический и нейрофизиологический аспекты (К. Изард) [7].

Эмоциональное состояние – это временное изменение психического состояния, которое возникает в ответ на определенную ситуацию или событие. Это состояние характеризуется сильными чувствами и переживаниями, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. Оно может проявляться в форме эмоций, настроения или аффектов.

В эмоциональном состоянии человек может испытывать различные эмоции, которые могут быть связаны с определенными ситуациями или событиями. Например, человек может испытывать радость при получении приятной новости, грусть при расставании с близким человеком или страх при встрече с опасностью.

Наиболее интегративный подход, характерный для отечественных исследователей, представлен в когнитивной теории эмоций Л. Барретта [2] (системный анализ физиологических, когнитивных и поведенческих компонентов эмоций). Согласно концепции автора, эмоции возникают в результате взаимодействия трех основных психологических элементов:

  1. Эмоциональная реакция, нейрофизиологическое состояние, характеризующееся определенным уровнем возбуждения и гедонистическим смыслом (системообразующий компонент).
  2. Концептуализация (категоризация) или способность автоматически придавать смысл сенсорной стимуляции с помощью доступных ситуационно-зависимых репрезентативных категорий.
  3. Направленное (контролируемое) внимание, функциональная роль которого заключается в сохранении или усилении активации одних репрезентативных категорий при снижении или подавлении психической активности других [13].

Таким образом, основываясь на результатах анализа научных источников, можно сделать вывод, что эмоциональное состояние человека – это сложное психическое состояние отражения в форме переживания смысла воздействия внутренних и внешних раздражителей. Существенными характеристиками эмоционального состояния являются его слабая интенсивность, сложность, длительность во времени, отсутствие объекта и оценочный характер для самого объекта, а также цикличность и поддержание внутреннего эмоционального состояния.

Основой группы испытуемых в нашем эмпирическом исследовании являются лица молодого возраста, поэтому логично будет остановиться на некоторых психологических особенностях данной возрастной категории. Хронологические границы молодого возраста могут различаться в зависимости от контекста и культуры. Обычно молодой возраст охватывает период от конца подросткового возраста (около 18 лет) до середины или конца 20-х годов. Однако, в некоторых случаях, молодой возраст может продолжаться до 35-40 лет. В целом, молодой возраст характеризуется периодом жизни, когда человек еще не достиг полной зрелости и самостоятельности, но уже не является подростком [18].

  1. Исследование личности: Люди молодого возраста часто исследуют и развивают свое чувство себя, включая свои ценности, убеждения и цели.
  2. Эмоциональная нестабильность: Люди молодого возраста могут испытывать интенсивные эмоции и колебания настроения, когда они сталкиваются с вызовами взрослой жизни.
  3. Рискованное поведение: Люди молодого возраста чаще склонны к рискованным поведениям, таким как злоупотребление веществами или опасное вождение.
  4. Импульсивность: Люди молодого возраста могут испытывать проблемы с контролем импульсов, принимая решения, не полностью оценивая последствия.
  5. Самофокусировка: Люди молодого возраста могут быть заняты своими собственными потребностями и желаниями, иногда за счет других.
  6. Идеализм: Люди молодого возраста часто обладают сильным чувством идеализма и желанием оказать положительное влияние на мир.
  7. Неопределенность: Люди молодого возраста могут чувствовать неопределенность в отношении своего будущего и сталкиваться с тревогой или депрессией в результате.
  8. Независимость: Люди молодого возраста часто стремятся к большей независимости от своих родителей и могут испытывать трудности с переходом во взрослую жизнь [4].

Центральными возрастными новообразованиями молодого возраста мы считаем ответственность, осознанность и профессиональную компетентность. Период юности ограничен двумя кризисами – на границе с подростковым возрастом и зрелостью. Кризисы «вхождения» и «выхода» из юности нелегко преодолеваются взрослым человеком, так как он решает экзистенциальные проблемы, постигает смысл своей жизни, подводит ее первые итоги. Помощь специалистов по работе с молодежью в этот период крайне необходима, и данное пособие, надеемся, сделает их работу более эффективной.

Если говорить об эмоциональном воздействии специальной военной операции на Украине на сознание представителей молодежи, то выявлено в целом следующее. Как и любое другое событие, СВО может оказать эмоциональное воздействие на молодежь. В зависимости от того, как она будет представлена в СМИ, какие будут ее последствия и какой будет ее контекст, молодежь может испытывать различные эмоции. Например, если специальная военная операция была проведена для борьбы с терроризмом, молодежь может испытывать чувство облегчения и безопасности. Однако, если в результате спецоперации ожидания и реальность в чем-то не совпали, молодежь может испытывать разочарование.

Кроме того, специальная военная операция может вызывать у молодежи интерес к военным действиям и подвигам, а также стимулировать патриотические чувства. Однако это может привести к некоторой романтизации войны и забыванию о ее ужасах и жертвах [15]. Важными в рассматриваемом контексте являются данные социологических опросов молодёжи. Кроме того, происходящие события, связанные с СВО так или иначе оказывают влияние даже на тех граждан нашей страны, чьи родственники не находятся сейчас в зоне СВО или не были призваны по частичной мобилизации.

Данный факт подтверждает опрос Всероссийского центра общественного мнения (ВЦИОИМ), в котором 62% россиян назвали главным событием года специальную военную операцию на Украине[6], на втором месте по важности в 2022 году, по мнению россиян (9%), была победа над коронавирусом. Столько же – 9% – считает основным событием 2022 года частичную мобилизацию.

Также интерес к общественно-политической новостной повестке среди молодых граждан России в 2022 году подтверждают данных из исследования компании «Ромир». Согласно им, наибольший прирост просмотра телепередач в 2022 году произошел среди молодой аудитории в возрасте от 18 до 24 лет [17]: среднесуточный охват телевидения среди молодежи вырос на 3,5 процентных пункта за год – до 69,8%. Наиболее популярным каналом среди молодежи стал Первый канал: его смотрят 25,7% молодых россиян, прирост по сравнению с 2021 годом составил 7,6 процентных пункта. Таким образом, мы видим, что тема СВО волнует жителей России, а также стимулирует интерес к классическим источникам официальной новостной информации. Подобного рода информационные стимулы являются спусковыми механизмами различных психологический и эмоциональных состояний людей.

В целом, эмоциональное воздействие специальной военной операции на молодежь зависит от ее представления и последствий, и может быть как положительным, так и отрицательным. Важно, чтобы молодежь имела возможность получить объективную информацию и сформировать свое собственное мнение. Так как недоинформированность продуцирует возникновение бессознательных глубинных страхов, дорисовывая картину происходящего, исходя из персональных глубинных паттернов.

Исследование [9], направленное на анализ отношения молодежи к СВО, позволяет сформулировать следующие выводы. Результаты опросов, проводившихся различными социологическими компаниями, свидетельствуют о том, что большая часть современной российской молодежи в целом поддерживает СВО. Вместе с тем, в сравнении со старшими поколениями, ее позиция по данному вопросу является более сдержанной и осторожной. Тех, кто не интересуется происходящим, не поддерживает действия российских вооруженных сил и предпочитает мирные переговоры продолжению боевых действий, среди молодых респондентов больше, чем среди людей от сорока лет и старше.

Подобное отношение части молодежи к СВО имеет несколько причин. Некоторые из них устранить крайне трудно. Изменить сознание людей, воспитанных в условиях идеологического вакуума, преклонения перед Западом и его ценностями во времена, когда патриотизм не считался чем-то важным и нужным, вряд ли возможно. Им объективно сложно понять, за кого и за что борется Россия, проводя СВО.

Нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на анализ эмоциональных состояний молодежи, связанных с восприятием СВО на Украине. Объект исследования – эмоциональная сфера субъектов – участников эмпирического исследования, при этом предметом исследования – отдельные аспекты эмоциональных состояний, обусловленные восприятием событий, связанных с СВО на Украине

Гипотезы исследования:

  • специальная военная операция на Украине вызывает в сознании испытуемых эмоциональный отклик,
  • эмоции носят преимущественно негативно окрашенный характер.
  • эмоциональное восприятие в мужской и женской выборках отличается.

Цель исследования: выявить посредством психодиагностического обследования специфику эмоциональных состояний, связанных с восприятием событий специальной военной операции на Украине. В качестве экспериментальной выборки в рамках нашего исследования выступает 69 человек: 32 мужчины и 37 женщин молодого возраста. Возрастной диапазон составляет 18-35 лет. В качестве методического аппарата исследования выступают следующие инструменты:

  1. «Опросник САН: самочувствие, активность, настроение» (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, М.П. Мирошников, В.Б. Шарай) [12];
  2. «Методика на выявление личностной и ситуативной тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, на русский язык методика адаптирована Ю. Л. Ханиным) [3];
  3. Методика «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д. Рикс) [10];
  4. Шкала оценки влияния травматического события, ШОВТС/IES-R [16].

Основные результаты исследования приведены ниже.

Опрос испытуемых проводился дистанционно, посредством Google-форм, нами получены данные, выраженные количественно. Сводные результаты мужской и женской групп по основным шкалам опросников отражены на рисунке 1.

1

Рисунок 1. Сравнительные средние данные по шкалам опросников.

В целом, можно сказать, что средние значения выраженности шкал у участников опроса находятся в средних диапазонах, без значительных выбросов. Для проверки рабочей гипотезы о выраженности показателей в мужской и женской частях выборки мы провели проверку значимости различий с помощью U-критерия Манна-Уитни в виде онлайн инструмента [19], что отражено в таблице 1.

Таблица 1. Значимость различий по шкалам опросников между мужской и женской выборками.

Шкала

U эмп.

Uкр.

Вывод о значимости различий

p≤0.01

p≤0.05

1.

Самооценка эмоционального состояния

333

384

439

Полученное [14] эмпирическое значение U эмп. (333) находится в зоне значимости.

2.

Самочувствие

448,5

384

439

Полученное эмпирическое значение U эмп. (448.5) находится в зоне незначимости.

3.

Активность

525

384

439

Полученное эмпирическое значение U эмп. (525) находится в зоне незначимости.

4.

Настроение

522,5

384

439

Полученное эмпирическое значение U эмп. (522,5) находится в зоне незначимости.

5.

Реактивная тревожность

424,5

384

439

Полученное эмпирическое значение U эмп. (424.5) находится в зоне неопределенности.

6.

Личностная тревожность

369

384

439

Полученное эмпирическое значение U эмп. (369) находится в зоне значимости.

7.

Вторжение

458,5

384

439

Полученное эмпирическое значение U эмп. (458.5) находится в зоне незначимости.

8.

Избегание

464

384

439

Полученное эмпирическое значение U эмп. (464) находится в зоне незначимости.

9.

Возбудимость

564

384

439

Полученное эмпирическое значение U эмп. (564) находится в зоне незначимости.

По результатам эмпирического психодиагностического исследования мы можем заключить, что испытуемые, как мужского, так и женского пола, эмоционально переживают факт СВО на Украине, при этом гипотеза о том, что переживания и эмоциональные состояния носят исключительно негативно окрашенный характер, не находит в данной экспериментальной группе своего подтверждения.

Значимые различия мы наблюдаем по 2-м шкалам: шкале самооценки эмоционального состояния и шкале личностной тревожности. Различия по шкале реактивной тревожности находятся в зоне неопределенности. По показателям остальных психодиагностических шкал статистически значимых различий не наблюдается. Обнаружено, что у женщин, в сравнении с мужчинами, несколько боле снижены показатели самооценки эмоционального состояния, при этом находящиеся в зоне средних, вполне оптимальных значений, и повышена личностная тревожность, что можно объяснить более высокой лабильностью и сенситивностью женской психики в целом.

По результатам нашего небольшого эмпирического исследования мы можем констатировать, что восприятие СВО на Украине для молодых людей значительным психотравмирующим событием не является, но вызывает повышение тревожности, то есть выступает фоновым стрессогенным фактором, влияние которого на различные аспекты психики служит потенциально продуктивным полем для дальнейших психологических исследований.

Список литературы

  1. Алферова М. А., Аристова И. Л. Эмоциональный интеллект и психологические теории эмоций //Universum: психология и образование. – 2017. – №. 12 (42). С. 19-25.
  2. Барретт Л. Ф. Как рождаются эмоции: революция в понимании мозга и управлении эмоциями. – «Манн, Иванов и Фербер», 2018.
  3. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. – СПб.: Речь, 2005.
  4. Бедарева К. А. Психологическая характеристика периода молодости // Современные научные исследования и разработки. – 2016. – №. 6. С. 165-166.
  5. Вилюнас В.К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2007.
  6. ВЦИОМ [Итоги 2022: события, герои, планы на новогодние праздники] // Электронный ресурс. [Режим доступа]: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/itogi-2022-sobytija-geroi-plany-na-novogodnie-prazdniki (Дата обращения: 20 апреля 2023 года).
  7. Изард К. Е. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2003.
  8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2006.
  9. Казаков А. А. Отношение российской молодежи к СВО: роль медийного сопровождения государственной политики // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. – 2022. – Т. 22. – №. 4. – С. 460-467.
  10. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. С.39-40.
  11. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М.: Просвящение, 1964.
  12. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика – М.: Бахрах-М, 2011.
  13. Серов Е. Л. Категориальный и многомерный подход к изучению эмоций //Психология когнитивных процессов. – 2020. – №. 9. С. 225-236.
  14. Сидоренко Е.В.: Методы математической обработки в психологии – Спб.: Речь, 2007.
  15. Смолянский А. Психологические последствия специальной военной операции // Электронный ресурс. [Режим доступа]: https://www.b17.ru/blog/psihologicheskie_posledstviya_svo.
  16. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса – СПб: Питер, 2001; Мельницкая Т.Б., Хавыло А.В., Белых Т.В. Шкала оценки влияния травматического события (IES-R) применительно к радиационному фактору//Психологические исследования: электрон. науч. журн., 2011. N 5(19).
  17. ТАСС [Россияне стали чаще смотреть телевизор в 2022 году] // Электронный ресурс. [Режим доступа]: https://tass.ru/obschestvo/16945005 (Дата обращения: 20 апреля 2023 года)
  18. Шаповаленко И.В. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. С.289.
  19. Электронный ресурс [Режим доступа]: https://www.psychol-ok.ru/statistics/mann-whitney.
  20. ВЦИОМ [Специальная военная операция: год спустя] //Электронный ресурс. [Режим доступа]:https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/specialnaja-voennaja-operacija-god-spustja (Дата обращения: 20 мая 2023 года).

Интересная статья? Поделись ей с другими: