УДК 159.9

Зависть как социально-психологический феномен

Шахбанов Ислам Байрамбекович – студент кафедры Философии, психологии и педагогики Лечебного факультета Кубанского государственного медицинского университета.

Татаринов Максим Вячеславович – студент кафедры Философии, психологии и педагогики Лечебного факультета Кубанского государственного медицинского университета.

Аннотация: Данная статья посвящена теоретическому исследованию зависти. Рассматриваются определение зависти, взгляды философов и мыслителей на данное явление. В статье обозначены теории появления такого социально-психологического феномена, как зависть, его влияние на поведение человека, способы борьбы с ним.

Ключевые слова: зависть, завистливость, самооценка, восприятие, успех, межличностные отношения.

Введение

Мы можем с уверенностью сказать, что каждый испытывал зависть в какой-то момент своей жизни. Поскольку для нашего общества не характерно равноправие, зависть актуальна и таковой будет. Однако многие стесняются сознаться в том, что были подвержены этому чувству. Причина в том, что зависть представляется в социальном мировоззрении как недостаток, всегда сопровождающийся порицанием. То есть видение зависти бывает в двух видах: во-первых, – религиозный взгляд, где такое состояние есть один из самых страшных грехов. Во-вторых, зависть может быть причиной негативных последствий как у переживающего ее человека, так и в межличностном процессе.

Зависть можно объяснить как гневное отношение к благополучию, престижу, духовному богатству или привилегиям окружающих.

По К. К. Платонову, структуру зависти составляют соперничество, убеждение, что у другого что-то заветное, а у самого нет, и враждебность, возникающая по отношению к нему. Л. А. Дьяченко и М. И. Кандыбович под завистью понимали психосоциальную черту личности, выражающуюся в неприязни к другим, порок, признак невысокого интеллекта, жадности, скупости. Однако, по мнению Е. П. Ильина, в этом понимании зависть видится как черта личности. В словаре практикующего психолога С. Ю. Головина зависть определяется как проявление мотивации достижения, при котором свое реальное или воображаемое превосходство рассматривается как угроза самооценке, сопровождающееся эмоциональным переживанием и действием. Зависть – это негативная эмоция, которая поощряет злонамеренное поведение, порождающая заинтересованность в том, чтобы у других отсутствовали удача, процветание, богатства, самодостаточность и счастье. По мнению Джозефа Б, зависть может возникать из-за внутренних или внешних барьеров, препятствующих учебной деятельности. Также это состояние может быть следствием опровержения человеком суждения о том, что от окружающих можно обучаться. В основе данного суждения лежит боязнь прийти к выводу, согласно которому кто-либо интеллектуально превосходит его.

Психологи недавно изучали вопросы об исследованиях зависти. За последние несколько десятилетий в области психологии были опубликованы работы, направленные на изучение этого психологического феномена. Авторы в большей степени раскрывает эмоциональное переживание зависти, и в большей степени рассматривает и оценивает ее проявления с позиций морали и нравственности. В философии зависть часто считают деструктивным началом, в отличие от психологического подхода к категории зависти, по которому является зрелым компонентом эмоциональной системы человека.

Изучение трудов по этой теме выявил две версии воплощения зависти. 1. Скрытный. Люди часто скрывают наличие этого чувства. К.Муздыбаев первым в России рассмотрел явление зависти. Изучив мнения семисот респондентов, авторы выявили, что зависть существует в общественном представлении как негативное, неприемлемое явление, и в результате «она маскируется и маркируется по-разному». В древности пытались скрывать проявления зависти, так как оно входило в «Семь смертных грехов». По словам Данте, завистливые люди подвергались самой страшной пытке в Чистилище – им сшивали веки. 2. Открытый. Известный физиолог Г. Гельмгольц (1907) говорил, что успех человека прямо пропорционален возрастанию уровня зависти его противников.

А. Шопенгауэр видел в зависти порок и предлагал искоренить ее. Современные психологи сходятся во мнении, что признание существования зависти, признание факта психологической защищенности зависти, подчеркивание того, что положительные компоненты структуры личности являются основой для последующей самореализации, являются необходимыми факторами нейтрализации зависти.

Люди ограждаются от чувства зависти с помощью определенных методов защиты. Благодаря З.Фрейду и его единомышленникам мы можем выделить несколько механизмов защиты, использование которых может помочь освободиться от этого состояния. Недостаток нужных умений провоцирует желание сдаться, что является самым простым механизмом защиты своего внутреннего я. Люди с проблемами в определенных сферах обучения, например, в математике или в лингвистических навыках, решают не изучать эти предметы. Компенсация часто проявляется как механизм уравновешивания «черной» зависти. Неспособность продуктивно действовать для удовлетворения социально значимой потребности (например, для продвижения по карьере) может стремительно привести к недовольному наблюдению за коллегами, которые занимают на эту должность. Особую угрозу представляют собой ситуации, когда государство или общественные группы ставят условия, ограничивающие достижение того, что желаемо для человека. Заработанные деньги связаны с риском отправиться за решетку, что препятствует мотивации. Успокаивающее воображение используются для противодействия негативным мыслям и волнениям. Избегание проявляется в насмешках, равнодушии и циническом отношении к определенной ситуации проявления зависти, что позволяет избежать психологической травмы, вызванной комплексом неполноценности. Высокомерие – это попытка защитить себя от переживания зависти посредством неосознанного желания вызвать это чувство у других, тем самым принизив их по сравнению с собой, если сосредоточиться на своих сильных сторонах бесполезно. Вытеснение. Зависть не часто проявляется, как открытая эмоция, потому что даже когда у человека возникает сильное чувство зависти, он обычно переводит его в бессознательное. Проекция. Чтобы было легче игнорировать свое чувство зависти, люди переносят ее на других. Сублимация – один из лучших видов самосохранения, помогающая направить мысли о недосягаемых высотах в созидание и тем самым повысить свой авторитет.

Методами профилактики являются (Н. В. Дмитриева, Ц. П. Короленко):

Желание идеализировать объект своего стремления. Объект стремления слишком идеалистичен и недосягаем. Например, можно провести аналогию между матерью и природой со всеми ее атрибутами. В данном случае объект вожделения возвышается, что порождает у завидующего ощущение собственной мелочности, низости.

Обесценивание. Здесь зависть проявляется в принижении важности кого-либо деятельности. Например, девальвация может отражать преуменьшение важности матери и всех предназначений, которые связанны с любовью к детям, оскорбительное отношение к будущим матерям, отношение к появлению на свет ребенка, как к физиологической функции, исключая иные понятия. В то же время происходит преувеличивание роли мужчин при образовании семьи. Поначалу этот вариант защиты может привести к кратковременному спокойствию, но потом возникают новые неудобные обстоятельства.

Самообесценивание. Человек воспринимает себя никчемным, не соответствующим определенным стереотипам. Это может привести к прогрессированию депрессии и мыслей о самоубийстве, ведущих к появлению агрессии, что является подавлением низкой самооценки, с целью скрыть это чувство от себя. Отец боится, что родившийся ребенок «перетянет» на себя все материнское заботу. Причина этому в том, что отцы не столь близко связаны с детьми, чаще всего в глубоком детстве[1,2].

Факторы, способствующие развитию зависти, делятся на внутренние факторы и внешние факторы. К внутренним чертам относятся такие черты характера, как:

  • Самомнение и чрезмерная гордыня (Аристотель), своекорыстие (Дескуле), нравственный эгоцентризм.
  • казуальные иллюзии – убеждение, что превосходство человека является причиной его собственных неудач и унижений.

Внешний факторы включают:

  • Статус завидующего близок к статусу завидуемого;
  • Социальная несправедливость в реальной жизни;
  • Наличие предмета зависти (например, желаемый статус);
  • Наличие объекта зависти (сотрудник на желанной должности)
  • Невозможность утолить свои аппетиты(устроиться на необходимую работу)

Л. С. Архангельская, изучающая зависть в структуре отношений субъектов, испытывающих трудности в общении, раскрывает анализ отношений респондентов на разных жизненных этапах, исходя из следующих критериев:

  • Преобладающие установки при обращении за психологической помощью;
  • Изучение отношений участников в жизни до обращения за психологической помощью;
  • Преобладающие установки респондентов в детстве;
  • Изучение отношения участников в контексте предполагаемого успеха окружающих;
  • Объект зависти респондента.

 Л. С. Архангельская описывает комплекс отношений и переживаний, сопровождающий субъекта. Он указывает на то, что у человека есть немного сознательной или скрытой установки зависти. В. А. Лабунская выявила особенности отношений между субъектами, определила разные виды зависти: «зависть требовательность», «зависть – стремление к превосходству (конкуренция)», «зависть – отчаяние». На основании этих характеристик зависти В. А. Лабунская пришла к выводу, что каждому виду зависти соответствуют разные переживания и разные способы действия, определяющие отрицательное влияние зависти. Автор обобщает, что зависть проявляется в негативном отношении к объекту зависти, которое проявляется в негодовании, враждебности. Е.Е. Соколова обращает внимание на мотивирующую основу зависти, выявляя в ней стимул к совершенствованию.[3]

Выводы

  1. Благодаря проведенному теоретическому анализу литературы можно сделать вывод, что зависть является социально-психологическим феноменом, пагубно влияющим как на самооценку и общее восприятие действительности человека, так и на его взаимоотношения с окружением.
  2. Зависть в меньшей или в большей мере проявляется особыми паттернами поведения и речи. При этом явлении выявляются отличительные характеристики взглядов на мир, на положение в обществе, на значимость других людей. Все эти особенности могут иметь сходства или различия (вплоть до противопоставления) при проявлении зависти у разных людей, что обусловлено общностью или разностью темперамента, жизненного опыта, воспитания.
  3. Помимо негативных последствий зависть приводит к положительным результатам, таким как увеличение конкурентоспособности как борьбы за улучшения, сублимация в саморазвитие.

Список литературы

  1. Дмитриева, Н. В. Психология зависти [Текст] / Н. В. Дмитриева // Сибирский психологический журнал. – 2005. - № 2. - С. 133 – 141.
  2. Горшенина, Н. В. Современные психологические концепции исследования зависти [Текст] / Н. В. Горшенина // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2014. № 4(5).
  3. Ильин, Е. П. Психология зависти, враждебности, тщеславия [Текст]. – СПб.: Питер, 2014. – 208 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

Интересная статья? Поделись ей с другими: