УДК 347.122

Биоматериалы: понятие и место в системе объектов гражданских прав

Кравченко Дмитрий Алексеевич – магистрант Волгоградского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы.

Богданова Тамара Дмитриевна – кандидат юридических наук, доцент кафедры Гражданско-правовых дисциплин Волгоградского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы.

Аннотация: Развития науки и технологий открывает широкие возможности использования биоматериалов в медицинских, научных, производственных и иных целях при отсутствии достаточной правовой регламентации их принадлежности и оборота. Провозглашение человека высшей ценностью, а также недопустимость восприятия человеческого тела в качестве источника финансовой выгоды, не позволяют позиционировать биоматериалы как самостоятельные объекты гражданских прав. Также биоматериалы с момента отделения от человека и до момента анонимизации относятся как к объектам материального мира, так и к носителям генетической информации, которая, в свою очередь, является персональными данными.

Ключевые слова: биоматериалы, объекты гражданских прав, ткани, органы человека.

Современное отечественное законодательство не регулирует должным образом правовой режим использования и оборота биоматериалов. Кроме того, в зависимости от сферы регулирования отношений по использованию биоматериалов и распоряжение ими, понятие биоматериалов отличается в каждом отдельном правовом акте.

В правовой доктрине понятие биоматериалов различны, так в одних случаях ткани и органы человека рассматриваются как материальный объект, а в других случаях, как носитель информации, которая относится к персональным данным.

В связи с этим, считаем необходимым для установления определенных правовых принципов регулирования гражданского оборота биоматериалов разработать единообразное определение. Ведь только системный подход поможет установить определенный правовой режим биоматериалов, который, в свою очередь, будет соответствовать современности. Считаем, что простое тканей и органов, которые относятся к определению «биоматериалы», недостаточно для того, чтобы описать виды биоматериалов, используемых в медицинской и производственной практике. Согласно нашей оценке, концепция биоматериалов человека будет способствовать к установлению единообразного правового регулирования и будет использована в целях улучшения законодательства в указанной области.

Чтобы найти место биоматериалов в системе объектов гражданских прав, нужно определить основные признаки объектов в гражданском праве.

Объектами гражданских прав называются материальные и нематериальные блага, по поводу которых субъекты вступают в гражданско-правовые отношения и на которые направлены волевые действия участников правоотношений.

Так в первой половине XIX в. система объектов гражданских прав становится предметом рассмотрения в цивилистической литературе Д. Д. Гримм [1] отмечает, что у юристов отсутствует ясное и полного представления об объекте права, как таковом. Следует заметить, что и в наши дни, несмотря на огромное количество специальных работ, общее учение об объектах гражданских прав относится к числу наиболее трудных разделов цивилистической доктрины. Одной из очевидных тому причин становится появление все новых видов объектов, по мере становления цифровой экономики, требующих все более детальной юридической регламентации (криптовалюта, аккаунты в социальных сетях, цифровые права и т. п.).

Пояснение требует и соотношение категории объектов гражданских прав со смежными понятиями, а именно объектов гражданских правоотношений, сделок и т. п. В силу отмеченных причин подразделы III–V ГК РФ в структурном отношении производят впечатление неупорядоченных и плохо систематизированных комплексов нормативных положений. Похоже, что логика законодателя, расположившего главы о субъектах гражданских прав, сделках, представительстве, доверенности, в том порядке, в котором они находятся в действующем Гражданском кодексе, не до конца понятна. Между тем эта логика становится понятной через призму общей доктрины правоотношений, которые включают в свою структуру объекты гражданских прав и различные юридические факты (сделки, представительство, доверенности, решения о встречах и сроках). Представляется, что одной из важных дидактических задач является именно разъяснение и объяснение этой логики путем демонстрации логической взаимосвязи правовых явлений [2].

В гражданско-правовой литературе нет определенного взгляда на признаки объектов гражданских прав, то есть те свойства, которые делают определенные объекты частью гражданско-правовых отношений. Так, обобщая наиболее важные свойства, которые присущие объектам гражданских прав, В. А. Лапач выделяет признаки усмотрения, юридической значимости и последовательности [3]. Иногда предлагаются и другие признаки, как-то: редкость, материальность, подконтрольность субъектам и т. п.

Не углубляясь в сравнение различных подходов к определению основных признаков объектов гражданских прав, выделим следующие:

  1. обладание имущественной или личной неимущественной ценностью;
  2. способность удовлетворять потребности и интересы субъекта;
  3. дискретность;
  4. доступность воздействию со стороны субъектов.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что ткани и органы человека отвечают всем признакам объектов гражданского права.

Так, правовой статус биоматериалов определяют, некоторые, узконаправленные правовые акты, такие как федеральный закон (далее ФЗ) РФ от 22.12.92. «О трансплантации органов и (или) тканей человека», ФЗ РФ от 09.06.93. «О донорстве крови и ее компонентов» [4] и др. Помимо этого существует проект ФЗ «О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения» [5], который, в свою очередь, будет направлен на регулирование гражданско-правовых отношений в сфере использования извлеченных из тела человека биоматериалов. Но все же, вышеуказанные акты не определяют, к каким именно объектам гражданского права, возможно, отнести биоматериалы. В связи с отсутствием в законодательстве норм, которые способствовали бы получению ответа на вопрос об определении правового статуса тканей и органов человека, возникает необходимость в регулировании его на уровне государства.

На основании приведенных норм права РФ, а в частности, в силу ФЗ «О трансплантации органов и (или) тканей человека», биоматериалы относятся к вещам, которые были изъяты из гражданского оборота, в связи с этим можно сделать вывод, что они не являются объектами гражданско-правовых сделок в обычном понимании. Все же передача биоматериалов от оригинатора к покупателю, или от специализированной организации к приобретателю по всем признакам похожа на сделку купли-продажи. [6]

Считаем, что стоит обратить внимание на ст. 2 ФЗ «О трансплантации органов и (или) тканей человека», в которой указано, что договоры направленные на передачу биоматериалов за определенную плату запрещены и такая продажа тканей и органов человека является уголовно-наказуемым деянием [7]. В свою очередь, Уголовный кодекс РФ не содержит нормы, которая прямо запрещала, именно, торговлю биоматериалами. В связи с этим, приходим к выводу, что отсутствие уголовно-правовой ответственности, определенно, опасна тем, что купля-продажа биоматериалов не подразумевает привлечение к уголовной ответственности, а значит, биоматериалы фактически можно отнести к объектам гражданского права. В данном случае биоматериалы относятся к вещам, которые являются свободными к обороту, поскольку их оборот не регулируется ни законодательством, ни государством.

При рассмотрении биоматериалов как объектов гражданского права нужно иметь в виду, как применяться право собственности к таким объектам. Так, при изучении законодательства и судебной практики можно выделить определенную тенденцию, согласно которой органы и ткани не относятся к объектам гражданского права в том случае, когда они не были отделены от тела человека. К такому выводу приходит и Московский городской суд в Апелляционном определении от 16.09.2013 г., в котором указывает, что истец не согласившись Решением первой инстанции, в которой суд признал действия по изъятию органов ее дочери законными, обратился с апелляционной жалобой. В данной жалобе заявитель указывает, что биоматериалы являются целой и неделимой частью человеческого организма, и в связи с этим, человек обладает преимущественным правом распоряжения своими органами, как на протяжении всей жизни, так и после смерти, что делает биоматериалы вещами в гражданско-правовом смысле. Так, если человек наделен правом распоряжения своими частями организма, а в соответствии и правом собственности на свои органы, то на основании законодательства РФ, так как истец является наследником, то и право распоряжения и право собственности на все имущество, которое принадлежало на праве собственности ее дочери, переходит к ней, как к наследнику. В связи с этим, Ответчик произведя трансплантацию органов, нарушил ее права как наследницы всего, чем владела погибшая. Судебная коллегия не смогла согласиться с позицией истца в данном деле, указав в своем Апелляционном определении, что биоматериалы, на основании действующего законодательства, не могут быть отнесены к наследственной массе погибшей, так как не относятся к вещам в гражданско-правовом смысле, на основании этого в удовлетворении требований истца было отказано [8].

Все же позиция суда, в данном споре, а именно в непризнании биоматериалов объектами гражданского прав, после смерти человека является спорной, так как законодатель дает возможность распоряжаться своими органами и тканями после смерти человека, такой подход закреплен в пунктах 6-10 ст. 47 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», на основании данной нормы дееспособное лицо может распорядиться о судьбе его органов, а также такое распоряжение может сделать близкие родственники после смерти человека. В связи с этим, определение правового статуса отделенных от организма органов и тканей человека как объекта гражданских прав является не только сугубо теоретической проблемой, но и практической.

Подводя итоги, можно сказать, что в настоящее время ученые, а также законодатель, не пришли к единому мнению о статусе биоматериалов. В связи с эти, считаем необходимым пересмотреть нормы, регулирующие отношения в сфере использования тканей и органов человека. А также есть необходимость признания биоматериалов нематериальным благом. Но при этом, отделенные от человека биоматериалы, должны быть признаны объектами гражданско-правовых отношений, которые будут принадлежать на праве собственности оригинатору. В связи с чем, в законодательство необходимо внести изменения, которые будут регулировать отчуждение биоматериалов на безвозмездной основе, и ввести новую конструкцию гражданско-правового договора, оформляющего отношения по поводу отчуждения органов и тканей человека.

Список литературы

  1. Вестник права. Г. 35 1905, КН. 8 (окт.). – Текст: электронный //Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина: официальный сайт. – 2023. – URL: https://www.prlib.ru/item/323961 (дата обращения: 25.05.2023).
  2. Гражданское право (Общая часть) / под ред. Н.В. Разуваев, М.В. Трегубов. – Текст: непосредственный. – Москва; Берлин: Директ - Медиа, 2019. – С. 150.
  3. Лапач, В.А. Система объектов гражданских прав: Теория и судебная практика / Лапач В.А. – Текст: непосредственный. – Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2002. 537 с.
  4. Российская Федерация. Законы. О донорстве крови и ее компонентов: Федеральный закон от 20.07.2012 N 125-ФЗ (ред. от 19.12.2016). – Текст электронный//КонсультантПлюс: официальный сайт. – 2023. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_132904/ (дата обращения: 17.05.2023).
  5. Российская Федерация. Законы. О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения: Проект Федерального закона N 97802181-2. – Текст электронный//Гарант: официальный сайт. – 2023. – URL: https://base.garant.ru/3101506/ (дата обращения: 17.05.2023).
  6. Степаненко, О.Г. Органы и ткани человека – объекты гражданских прав? / О.Г. Степаненко, А.П. Кузнецова, В.Е. Минтаева. – Текст: электронный // Молодой ученый. – 2023. – № 23 (313). – С. 299-301. – URL: https://moluch.ru/archive/313/71118/ (дата обращения: 17.05.2023).
  7. Российская Федерация. Законы. О трансплантации органов и (или) тканей человека: Федеральный закон от 22.12.1992 N 4180-1 (ред. 8.12.2020). – Текст электронный//Гарант: официальный сайт. – 2023. – URL: https://base.garant.ru/136366/ (дата обращения: 17.05.2023).
  8. Российская Федерация. Акты органов судебной власти. Апелляционное определение Московского городского суда от 16 сентября 2013 N 11-27391/13. – Текст электронный//Гарант: официальный сайт. – 2023. – URL: https://base.garant.ru/119282608/ (дата обращения: 17.05.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: