УДК 347.963

Перспективы совершенствования правового регулирования прокурорского надзора за исполнением законов о совершеннолетних и молодежи

Силаева Софья Сергеевна  – студент Юридического института Национального исследовательского Томского государственного университета

Аннотация: В представленной статье рассматриваются вопросы, которые затрагивают правовое регулирование прокурорского надзора за исполнением законов о совершеннолетних и молодежи. Акцентируется внимание на высоком уровне преступлений против несовершеннолетних и преступлений, совершаемых самими несовершеннолетними. Формулируются проблемы, существующие в данной области, а также необходимость в том, чтобы выделить прокурорский надзор в данной сфере в отдельную отрасль, поскольку прокурорский надзор в этой сфере рассматривается в науке и практике в качестве факультативного направления, что снижает не только его эффективность, но и его значимость. Вносятся предложения по необходимости усиления работы по надзору за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, активной координировании деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в отношении детей.

Ключевые слова: прокурорский надзор, несовершеннолетние и молодежь, отдельная отрасль прокурорского надзора, исполнение законов о совершеннолетних и молодежи.

На современном этапе развития, лица, которые не достигли возраста 18 лет, выступают в качестве уязвимых и незащищенных групп населения. Это во многом связано с тем, что данные лица не всегда в полной мере понимают, что их прав подверглись нарушениям, что, в свою очередь, не позволяет им своевременно и адресно обратиться за помощью.

Надзор, который осуществляется со стороны прокуратуры РФ, в части исполнения законов в сфере защиты прав и законных интересов лиц, которые не достигли возраста 18 лет, представляет собой ничто иное, как деятельность данных органов в сфере обнаружения и предотвращения ряда нарушений положений действующего законодательства, затрагивающих права лиц, которые не являются совершеннолетними. Надзорная деятельность в этом случае осуществляется всеми средствами и методами, которые традиционно применяются органами прокуратуры РФ для защиты прав и свобод несовершеннолетних, их интересов, для укрепления в стране законности и в целях обеспечения правомерности деятельности всех лиц или субъектов, которые непосредственно работают с несовершеннолетними или взаимодействуют с таковыми. 

Важно отметить, что на высоком уровне остаются преступления против несовершеннолетних и преступления, совершаемые самими несовершеннолетними. Причинами этого может служить ослабление роли института семьи, как социального регулятора поведения детей. Родители и лица, их заменяющие, нередко применяют в отношении несовершеннолетних не только психическое, но и физическое насилие. Негативно сказывается на становлении личности ребенка пропаганда жестокости и насилия в сети интернет и средствах массовой информации. С развитием современного общества возрастает значимость проблем, связанных с грамотным регулированием оборота информационной продукции. На сегодняшний день защита детей от информации, способной нанести вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, является особенно актуальной.

Неразрывную роль играют и недостатки учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах и учреждения профессионального и высшего образования, препятствуют повышению правового и образовательного уровня обучающихся. Так же, влияет и нерезультативная деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: снижения их воспитательного воздействия на детей, непринятие своевременных и надлежащих мер по оздоровлению обстановки в семье, не устранение совокупности условий, которые достаточно активно содействуют тому, что в отношении и самими несовершеннолетними совершаются различные правонарушения, равно как преступления.

В целях соблюдения законных интересов, а также прав лиц, которые не достигли возраста 18 лет, государство наделило органы прокуратуры полномочиями по надзору в рассматриваемой сфере. Но законодатель не выделил это направление в качестве отдельной отрасли ни в ст. 1, ни в разделе III ФЗ № 2202-1. В указанной области, прокурорский надзор нередко рассматривают в науке и практике через призму факультативного направления надзорной деятельности, что в определенной мере снижает не только эффективность, но и важность данного направления деятельности органов прокуратуры РФ.

Сегодня в прокуратурах созданы специальные подразделения и прокурорские работники для выполнения функции прокурорского надзора за отправлением правосудия в отношении несовершеннолетних. Однако специальные подразделения созданы не на всех уровнях прокуратуры.

Как следствие для повышения результативности прокурорского надзора в сфере прав и свобод несовершеннолетних необходимо увеличить кадровый состав работников по этому направлению и, в соответствии со ст. 43.4 ФЗ «О прокуратуре РФ», осуществлять их дополнительное профессиональное образование. Работники органов прокуратуры должны не только повышать свой уровень знаний законодательства, но и принимать максимально емкое и полное участие в деятельности правотворческого характера, что в полной мере соответствует положениям Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 17 сентября 2007 № 144.

В тоже время необходимо учитывать социально-демографические изменения, происходящие в обществе и затрагивающие несовершеннолетних. Для оперативной передачи информации прокурор, согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре РФ», созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию у правоохранительных органов, что обеспечивает эффективное осуществление координационной функции прокуратуры.

Тот факт, что прокурорский надзор в данной области является весьма обособленным, подтверждается сразу несколькими положениями. Например, тем, что система нормативно-правовых актов, которая действует в настоящее время и затрагивает права, свободы и интересы граждан, не достигших 18 лет, позволяет говорить о том, что данная сфера обладает автономией. В этом аспекте стоит отметить, что данные акты включают в себя не только законы и Конституцию РФ, но и различные региональные акты, что во многом связано с совместным ведением данной области РФ и ее субъектами. Также отметим наличие в нашей стране системы учреждений и органов, которые должны эти акты исполнять и наличие специальных должностных лиц, учреждений или граждан, которые наделены правами и обязанностями в области воспитания лиц, не достигших возраста 18 лет. Автономия в указанной сфере также может быть подтверждена и наличием различных особенностей, которые на современном этапе развития существуют в рамках практической реализации средств прокурорского надзора.

Подводя итог всему вышеизложенному, полагаем, что защита прав несовершеннолетних и молодежи в России находится на достаточно низком уровне. Дети, как одна из самых незащищенных групп населения, больше всего подвергаются различного рода посягательствам. Как следствие, в качестве объективной необходимости усматривается планомерное изменение и совершенствование механизмов, действующих в области защиты свобод, прав и интересов несовершеннолетних лиц. Кроме того, стоит формировать благоприятные условия для их жизнедеятельности, осуществлять постоянный контроль за тем, как исполняются законы в отношении данных групп лиц. Для улучшения сложившейся ситуации в стране, прокуратура РФ должна усилить надзорную деятельность по данному направлению, в том числе, в части надзора за органами опеки и попечительства и всеми иными органами и учреждениями, непосредственно работающими с вопросами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В качестве необходимости видится координация деятельности правоохранительных органов в сфере осуществления ими борьбы с теми преступлениями, которые совершаются в отношении лиц, которые не достигли возраста 18 лет. Реакция органов прокуратуры на бездействие или недостаточность мер со стороны поднадзорных органов должна быть бескомпромиссной и безотлагательной, так как именно от несовершеннолетних лиц и молодежи зависит будущее нашей страны.

Список литературы

  1. О прокуратуре Российской Федерации : федер. закон от 17 янв. 1992 г. № 2202-1: (ред. от 29 декабря 2022 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система.
  2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федер. закон от 24 июн. 1999 г. № 120- ФЗ: (ред. от 21 ноября 2022 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система.
  3. Арутюнян А. С. Защита прав несовершеннолетних как приоритетное направление для будущего развития России // Ученые труды российской академии адвокатуры и нотариата. – 2010. – № 1. – С. 99- 102.
  4. Винокуров А. Ю. К вопросу о совершенствовании правовых основ организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации // Современные тенденции в развитии правового статуса и основных направлений правозащитной деятельности прокуратуры Российской Федерации. – 2010. – С. 15-19.
  5. Винокуров Ю. Е. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник / Ю. Е. Винокуров. – М. : Изд-во МНЭПУ Юрайт, 2000. – 336 с. 34.
  6. Воеводина Т. Г. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних: монография / Т. Г. Воеводина. – Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2019. – С. 56-60.
  7. Воронин О. В. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебно-методический комплекс / под ред. А.Г. Халиулина. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2021. – С. 208-211
  8. Дадаева Ю. В. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних // Проблемы науки. – 2019. – №7 (43). – С. 73–76.

Интересная статья? Поделись ей с другими: