УДК 349.23/24

К вопросу о достаточности денежных пособий в контексте эффективной реализации права на отпуск по беременности и родам

Фролова Анна Алексеевна – студентка Новосибирского национального исследовательского государственного университета.

Часовских Антон Максимович – студент Новосибирского национального исследовательского государственного университета.

Аннотация: В работе исследуются теоретические аспекты правового регулирования предоставления денежного обеспечения женщинам, имеющим право на отпуск по беременности и родам, а также проводится анализ практической реализации данных положений с учетом национальных особенностей отдельных государств.

Ключевые слова: пособия, охрана материнства, социальная защита, отпуск по беременности и родам, трудовые права

Охрана материнства – это общественное благо и коллективная ответственность всего человечества. Одним из аспектов его реализации служит основополагающее право на оплачиваемый отпуск по беременности и

родам с сохранением рабочего места. Предполагается, что данное правомочие должно быть гарантированно всем женщинам в мире вне зависимости от формы их занятости и вида осуществляемой ими трудовой деятельности. Однако, как показывает практика, дифференциация по отдельным категориям работников все же наличествует: например, в отношении женщин, занятых в сельской местности, тех, чья трудовая функция связана с нестандартными формами занятости, женщин с ограниченными возможностями или относящиеся к расовым и этническим меньшинствам и т.д. Ввиду специфики их работы, повышенного риска трудоустройства, физиологических и социальных характеристик, а также иных индивидуальных особенностей такие работницы достаточно часто полностью или в значительной степени оказываются вне правового поля защиты. Так, им приходится работать до предельного срока, что нецелесообразно и даже опасно для беременных с медицинской точки зрения. Кроме того, из-за недостаточного денежного обеспечения женщины просто не могут в большинстве случаев позволить себе необходимый для их организма период восстановления после родов, поэтому вынуждены выходить на работу практически сразу. В свою очередь это не только приводит к серьезному риску нарушения нормального функционирования их организма, но и оказывает негативное воздействие на здоровье детей. Пандемия COVID-19 в 2021 году лишь углубила ранее существовавший пласт социальных проблем и выявила настоятельную необходимость их решения. Впоследствии вопросы охраны материнства и укрепления системы социальной защиты заняли ключевое место в повестке о будущем сферы труда и восстановлении после кризиса, вызванного пандемией.

Стоит заметить, что попытки урегулирования вопросов материального обеспечения женщин в рамках социально-правовой охраны материнства предпринимались еще более ста лет назад – в 1919 году была принята первая Конвенция МОТ №3 «Об охране материнства». Впоследствии был принят еще ряд сопутствующих ей, однако наиболее современными основополагающими международными стандартами в этой области являются Конвенция МОТ №183"О пересмотре Конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства" и сопутствующая ей Рекомендация N 191 МОТ.

Так, Конвенция МОТ № 183 в п.1 ст. 6 предусматривает, что женщинам, находящимся в отпуске по беременности и родам, должны предоставляться денежные пособия в соответствии с действующим национальным законодательством страны-участницы данного соглашения или другим способом, соответствующим национальной политике [1]. В п.2 Конвенция делает оговорку о размере таких пособий – уровень денежного обеспечения должен устанавливаться таким образом, чтобы женщина могла обеспечить себе и своему ребенку надлежащий уровень жизни в достойных с санитарно-гигиенической точки зрения условиях. Как видно, Конвенция использует общие оценочные категории, тем самым позволяя странам-участницам самостоятельно и дифференцированно подходить к решению данного вопроса. Между тем в тех случаях, когда денежные пособия, выплачиваемые женщине в связи с отпуском по уходу за ребенком, основаны на ее предыдущем заработке, Конвенция подходит более конкретно и определяет, что размер пособий должен составлять не менее двух третей такого заработка или иных средств, которые учитываются при расчете отпуска по беременности и родам. Предусматривается, что даже в случае использования иных методов расчета сумма денежного обеспечения должна быть в среднем сопоставима с тем, как если бы использовалась вышеуказанная форма расчета.

Сопутствующая рекомендация МОТ № 191 идет по еще более расширительному пути: так, в п.2 государствам - членам МОТ, в которых это практически осуществимо и после предварительных консультаций с представительными организациями работодателей и трудящихся, предлагается увеличить размер денежных пособий, которые женщины вправе получить, до полной суммы ее предыдущего заработка [2].

В связи с вышеизложенными обстоятельствами возникают справедливые вопросы: насколько реализуемы на практике данные правовые положения и возможно ли добиться их выполнения? В 2022 году в рамках Международной организации труда исследователями был проведен всесторонний сравнительный анализ национальных правовых положений, касающихся охраны материнства в более чем 180 странах по всему миру [3]. Результаты исследования демонстрируют неоднородность: во всем мире 1,7 миллиарда потенциальных матерей (90,8%) проживают в 163 странах, которые предоставляют предусмотренные законом денежные пособия в связи с отпуском по беременности и родам в размере не менее двух третей от предыдущего заработка, как это предлагается Конвенцией № 183, в том числе из которых в 123 странах денежное пособие устанавливается в размере 100 % от предыдущего заработка. Между тем в мире по состоянию на 2021 год 3,8 % потенциальных матерей (около 72 миллиона женщин), живущих в совокупности в 13 странах, где национальное законодательство по-прежнему устанавливает размер денежных пособий по уходу за ребенком ниже предписаний Конвенции № 183, а 78 миллионов женщин вообще лишены возможности получать денежные пособия, так как в 3 странах мира не предусмотрена такая возможность – это Папуа - Новая Гвинея, Тонга и США.

Общепринятой практикой является ограничение выплачиваемых сумм денежных пособий, в том числе по беременности и родам, определенным пороговым уровнем дохода. Между тем бездумное ограничение без должного учета и ранжирования заработной платы женщин на рынке труда может создать негативную предпосылку того, что принцип двух третей от предыдущего заработка, предусмотренный Конвенцией № 183, не будет соблюдаться в реальности для подавляющего большинства потенциальных матерей. В дальнейшем это будет способствовать увеличению гендерного разрыва в оплате труда или препятствовать использованию низкооплачиваемого отпуска по беременности и родам. Во всем мире, в 37 из 163 стран, где отпуск по беременности и родам оплачивается по установленной законом ставке не менее двух третей от предыдущего заработка, денежные пособия ограничены предельным уровнем.

Нельзя не отметить положительную динамику по этому вопросу за период с 2011 по 2021 год: за это время 10 стран увеличили размер выплачиваемых пособий по беременности и родам. В результате данных преобразований размер денежного обеспечения, выплачиваемого в некоторых странах, стал отвечать требованиям Конвенции № 183. Среди них: Камбоджа (с 50% до 120%), Парагвай (с 50% до 100%), Словакия (с 65% до 75%) и Южная Африка (с 60% до 67%). Иные государства, в которых уровень пособий соответствовал рекомендованному принципу двух третей от предыдущего заработка уже в 2011 году, за это время добились еще большего его увеличения. К ним относятся: Демократическая Республика Конго (с 67% до 100%), Сальвадор (с 75% до 100%), Финляндия (с 70% до 90%) и Мьянма (с 67% до 70%).

Одним из факторов, поспособствовавших достижению таких значимых результатов, стала возможность осуществления социального диалога, в том числе включая коллективные переговоры. Справедливо отметить, что именно правительства стран призваны быть посредником в содействии проведения консультаций по вопросам охраны материнства с участием организаций трудящихся и работодателей путем защиты и поощрения основополагающего принципа свободы ассоциации и эффективного признания права на ведение коллективных переговоров. 

Так, в Европе и Центральной Азии коллективные соглашения сыграли важную роль во внедрении надлежащей политики охраны материнства и предоставления повышенного денежного пособия в период отпуска по уходу за ребенком, способствуя тем самым высокому уровню участия женщин в трудовом процессе. В Италии, в сельскохозяйственном секторе, высокий процент работников составляют женщины, которые не имеют элементарной защиты. В 2018 году было заключено коллективное соглашение национального уровня о финансовых льготах и специальном отпуске. В результате работникам, имеющим постоянный трудовой договор, выплачивается дополнительно 40% их заработной платы за отпуск по беременности и родам/уходу за ребенком. Что касается Швеции, то в данной стране было принято соглашение об оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком, заключенное в 2013 году между Шведской конфедерацией профсоюзов (LO) и Конфедерацией шведских работодателей. В последующем была введена родительская надбавка в рамках коллективно согласованной национальной системы страхования отпусков по уходу за ребенком, Она позволила компенсировать 80% снижения заработной платы, с которым сталкиваются женщины, берущие отпуск по беременности и родам.

Таким образом, охрана материнства также является неотъемлемой частью прав на социальную защиту, которыми должны обладать все матери в соответствии со стандартами социального обеспечения МОТ. Оплачиваемый отпуск по беременности и родам с надлежащим медицинским обслуживанием матери и ребенка является ключевым элементом, гарантирующим достойный уровень здоровья и экономической защиты работающих женщин и их детей. Эффективность политики предоставления отпусков по уходу за ребенком определяется их продолжительностью, адекватностью денежных пособий по уходу за ребенком и источником их финансирования. Конвенция МОТ (№ 183) и сопутствующая ей Рекомендация МОТ (№191) являются руководящими актами, направленными на то, чтобы все женщины имели право на достаточный отпуск по беременности и родам.

К 2021 году значительное число стран мира путем проведения последовательных изменений и внесения поправок в национальное законодательство сумело добиться выполнения предписаний Конвенции МОТ №183, в некоторых случаях даже превысив норму. В целом, 184 страны по всему миру закрепило в своем законодательстве право на охрану материнства, и в большинстве этих стран денежные пособия по уходу за ребенком даже выплачиваются в размере 100 процентов от предыдущего заработка. Однако в некоторых государствах пособия по уходу за ребенком по-прежнему недостаточны для обеспечения потребностей значительной доли потенциальных матерей, что не может не сказываться на их гарантированном доходе и условиях труда.

Список литературы

  1. О пересмотре Конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства: Конвенция МОТ.№ 183. Международное Бюро Труда – Женева: МБТ, 2000 [Электронныйресурс] // URL: https://dsm.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=8k09neTi1XrDYOMs&cacheid=C5C447B40E0F3CB43E26BC1D7EA16CFF&mode=splus&rnd=ZGg9Ag&base=INT&n=10288#PI19neTWQmnKDDIL1.
  2. О пересмотре Рекомендации 1952 года об охране материнства: Рекомендация МОТ №191. Международное Бюро Труда – Женева: МБТ, 2000 [Электронныйресурс] // URL: https://dsm.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=RY6sheTeyFK5vk6z1&cacheid=8DFF7BD7041AD16FC65C36C429345041&mode=splus&rnd=vIt3iw&base=INT&n=10290#reR0peTW7Z14GPtC .
  3. Addati L., Cattaneo U., Pozzan E. Care at work: Investing in care leave and services for a more gender equal world of work// Geneva: ILO, 2022 [Электронныйресурс] // URL: https://www.ilo.org/global/topics/care‑economy/WCMS_838653/lang--en/index.htm.

Интересная статья? Поделись ей с другими: