УДК 349

Цели и задачи прокурорского надзора за исполнением законов о государственной и муниципальной собственности

Яранов Дмитрий Владимирович – магистрант Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические основы прокурорского надзора за исполнением законов о государственной и муниципальной собственности. Автором сформулированы цели и задачи прокурорского надзора за исполнением законов о государственной и муниципальной собственности.

Ключевые слова: теоретические основы, прокурорский надзор, цели, задачи.

Организация и непосредственное осуществление прокурорского надзора за исполнением законов, в качестве некоего процесса, имеет определенное назначение, определенный «вектор», что позволяет говорить об эффективности либо неэффективности данного вида деятельности. Оценка эффективности прокурорского надзора должна происходить с учетом определенных результатов в достижении целей, как отмечал К.Ф. Скворцов [1, с. 3].

Законодательное закрепление целей прокурорской деятельности в целом осуществлено в Федеральном законе от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в ч.2 ст.1 указанного нормативного правового акта в качестве таковых выступают обеспечение верховенства закона, обеспечение единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом общественных и государственных интересов. Логично, что к достижению указанных целей прокурорские работники должны стремиться, осуществляя как надзорные, так и ненадзорные функции, в том числе и при осуществлении надзора за исполнением законов о государственной и муниципальной собственности. Невозможно не подметить отсутствие законодательного закрепления целей отдельных функций надзорного и ненадзорного характера, что, так или иначе, влияет на качественные организацию и осуществление указанных функций и что подмечалось авторами научных статей.

По нашему мнению, осуществление прокурорского надзора за исполнением законов о государственной и муниципальной собственности должно преследовать в качестве своих целей следующее: обеспечение соблюдения Конституции Российской Федерации, а именно положений, которые напрямую связаны со сферой охраны публичного интереса, обеспечение надлежащего исполнения требований законодательства о государственной и муниципальной собственности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также защита публичного интереса. При формулировке указанных целей мы исходили из общих целей деятельности прокурора, однако их конкретизация к деятельности по обеспечению законности в сфере государственной и муниципальной собственности привела нас к вышеуказанным целям.

При этом исследователями в сфере указанного направления деятельности последнюю из предложенной нами цель относили к пределам прокурорского надзора за исполнением законов о государственной и муниципальной собственности, понимая под публичным интересом «объект прокурорской защиты в рамках прокурорского надзора в экономической сфере, в состав такого объекта прокурорской защиты ею включались интересы преобразования отношений собственности на основе приватизации имущества государства, интересы его казны, интересы территориальных образований в природопользовании и распоряжении полезными ископаемыми» [2, с. 15-19]. Таким образом, правовая категория «публичный интерес» пронизывает прокурорский надзор за исполнением законов о государственной и муниципальной собственности, отражаясь как в целях, так и в пределах надзора.

Не менее важной категорией являются задачи прокурорского надзора, под которыми профессором В.Г. Бессарабова «задачи прокурорского надзора связаны со своевременным выявлением, пресечением и предупреждением нарушений законодательства» [3, с. 7] и классификация которых в научной литературе достаточно разнообразна. Так, задачи надзора подразделяют по сферам деятельности на общие, специальные (функциональные), определяемые «на каждом функциональном направлении ее деятельности (задачи по реализации конкретной функции прокуратуры: надзорной, уголовного преследования, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и иных)» [4, с. 135-138] и частные, зависящие от приоритетности того или иного направления деятельности, задачи также подразделяют в зависимости от их роли в осуществлении той или иной функции на определяющие непосредственное осуществление функции и на организационные, технические, информационные (издание организационно-распорядительных документов, разработка различных планов, методических рекомендаций, информационных писем и т.д.) [5, с. 11-16].

Поскольку задачи прокурорского надзора, как и конкретные цели осуществления прокурорского надзора в определенных сферах не закреплены законодательно, они нашли свое отражение в ведомственных актах Генерального прокурора. К примеру, в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 предусматриваются в качестве задач по обеспечению законности в сфере собственности:

  • «сосредоточить усилия на надзоре за исполнением законов о собственности» (пункт 8);
  • «обеспечение надлежащего взаимодействия с уполномоченными контролирующими органами в целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений экономической направленности, в первую очередь – со Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными палатами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (пункт 8.1);
  • «уделение особого внимания вопросам законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции» (пункт 8.2);
  • «максимальное использование потенциала прокурорской системы, имеющихся прав и полномочий в целях защиты интересов государства, общества и участников экономической деятельности» (пункт 8.3).

Таким образом, целями прокурорского надзора за исполнением законов о государственной и муниципальной собственности являются обеспечение соблюдения Конституции Российской Федерации, обеспечение надлежащего исполнения требований законодательства о государственной и муниципальной собственности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также защита публичного интереса.

Задачами прокурорского надзора в исследуемой сфере выступают: предупреждение нарушений законодательства, регулирующего отношения в сфере государственной и муниципальной собственности; своевременное выявление нарушений законодательства, регулирующего отношения в сфере государственной и муниципальной собственности; пресечение нарушений законодательства, регулирующего отношения в сфере государственной и муниципальной собственности; привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности, принятие мер по возмещению причиненного вреда и восстановлению нарушенных прав; возмещение ущерба, причиненного правонарушениями в исследуемой сфере.

Список литературы

  1. Проблемы эффективности прокурорского надзора / под ред. К.Ф. Скворцова. – М., 1977. – С.3.
  2. Казарина А.Х. Публичный интерес в экономике, как объект прокурорской защиты// Законность. – 1996. – № 2. – С.15-19.
  3. Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: Учебник. – М.: Проспект. – 2006. – С. 7.
  4. Карпов К.Н. Цели, задачи и объекты прокурорской деятельности // Закон и право. – 2018. – № 12. – С. 135-138. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tseli-zadachi-i-obekty-prokurorskoy-deyatelnosti (дата обращения: 21.03.2022).
  5. Раскина Т. В. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере профилактики правонарушений: цели, задачи, нормативно-правовое обеспечение / Т. В. Раскина // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. – 2020. – № 6 (80). – С. 11-16.

Интересная статья? Поделись ей с другими: