УДК 347.963

Участие Генеральной прокуратуры Российской Федерации в борьбе с коррупционной преступностью

Белов Борис Станиславович – магистрант Государственного университета «Дубна».

Научный руководитель Малиновский Игорь Борисович – кандидат юридических наук, доцент Государственного университета «Дубна».

Аннотация: В статье рассматривается роль и вклад Генеральной прокуратуры Российской Федерации в борьбе с коррупционной преступностью. Проанализированы статистические данные о количестве исков и сумм взысканий, наложенных штрафов и ущербе, нанесенном коррупционными преступлениями в России. Также описаны меры, принимаемые Генеральной прокуратурой для противодействия коррупции, в том числе проведение проверок и расследований, привлечение к ответственности правонарушителей и сотрудничество с другими органами власти и общественными организациями. Подчеркивается важность роли Генеральной прокуратуры в борьбе с коррупцией и необходимость дальнейшего усиления мер по ее пресечению.

Ключевые слова: коррупция, борьба с коррупцией, Генеральная прокуратура Российской Федерации, противодействие коррупции, правоохранительные органы, предупреждение коррупции, ущерб от коррупции.

В Российской Федерации, как и во многих странах мира, коррупция является одной из наиболее серьезных проблем, которая негативно влияет на экономическое развитие и социальное благополучие общества. Генеральная прокуратура Российской Федерации является ключевым государственным органом, ответственным за борьбу с коррупцией в стране. В рамках своей компетенции прокуратура осуществляет надзор и контроль за деятельностью государственных органов и должностных лиц, осуществляет координацию, а также принимает непосредственное участие в противодействии коррупционным преступлениям.

В процессе осуществления деятельности по противодействию коррупционным правонарушениям органы Генеральной прокуратуры Российской Федерации принимают следующие меры:

  1. Проведение рейдов и проверок государственных учреждений и организаций по соблюдению законности, где могут быть выявлены коррупционные проявления.
  2. Сотрудничество с другими государственными органами, в первую очередь с такими как Министерство внутренних дел, Федеральная налоговая служба и Федеральная служба безопасности, для координации деятельности и обмена информацией о коррупционных преступлениях.
  3. Обучение сотрудников правилам служебной этики и противодействия коррупции, проведение курсов повышения квалификации.
  4. Проведение мероприятий по информированию населения о вреде коррупции, формах проявления и способах предотвращения, например, посредством организации семинаров и конференций.
  5. Осуществление деятельности по совершенствованию законодательства, направленного на противодействие коррупции, в том числе ужесточение наказаний за коррупционные преступления.
  6. Работа по обнаружению и конфискации имущества, приобретенного преступным путем, в том числе через создание специальных подразделений для их выявления и следования в этом направлении.
  7. Разработка и осуществление мероприятий по устранению причин, порождающих коррупцию и условий, способствующих их реализации.
  8. Сотрудничество с международными организациями, такими как Организация Объединенных Наций и Интерпол, для борьбы с международной коррупцией и обмена информацией о коррупционных проявлениях.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с Конституцией РФ и федеральными законами, такими как Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации» и «О противодействии коррупции», а также Национальным планом противодействия коррупции, органы прокуратуры в России осуществляют меры по борьбе с коррупцией. В соответствии со статьей 36 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, в 2007 году были созданы специальные подразделения в системе органов прокуратуры Российской Федерации, которые контролируют соблюдение законодательства о противодействии коррупции.

В 2022 году Генеральной прокуратурой России было направлено в суд 4 364 иска на общую сумму 300,8 млрд рублей в рамках борьбы с коррупцией. Из них, судами были удовлетворены 3 173 иска на сумму 258,9 млрд рублей. В результате, государство получило 90,6 млрд рублей и 7 642 объекта недвижимости в качестве взысканий. [10]

На XII Евразийском антикоррупционном форуме была представлена статистика Генпрокуратуры России за 2022 год, в соответствии с которой 362 юридических лица были привлечены к административной ответственности по статье 19.28 КОАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица) на основании постановлений прокуроров. Общая сумма наложенных штрафов при этом составила 1,028 млрд руб. [11]

Также, Генеральная прокуратура Российской Федерации оценила ущерб от коррупции в 2022 году. Генеральный прокурор России, Игорь Краснов, сообщил о том, что ущерб, вызванный коррупционными преступлениями в России только в 2022 году, превышает 37 млрд рублей, а за последние два года этот ущерб составил более 100 млрд рублей. [12]

Таким образом можно сказать, что одной из основных задач Генеральной прокуратуры Российской Федерации является обеспечение законности и борьба с правонарушениями и преступлениями, в том числе с проявлениями коррупции.

Одним из действенных методов борьбы с коррупцией является контроль за деятельностью государственных органов и должностных лиц. Генеральная прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законодательства о государственной службе и контролирует правильность назначения на государственные должности. Кроме того, Генеральная прокуратура проводит проверки на предмет коррупционных проявлений в государственных органах и учреждениях. [7]

Проверки проводятся не только в органах государственной власти и управления, но и в муниципальных учреждениях, коммерческих организациях и иных организациях. В ходе проверок оценивается соответствие деятельности действующему законодательству, а также выявляются факты нарушений, имеющих коррупционную природу.

Однако, наряду с проверками, Генеральная прокуратура Российской Федерации активно занимается и другими видами деятельности по борьбе с коррупцией. К ним относятся, например, надзор за расследованием коррупционных преступлений, поддержание государственного обвинения в процессе судебного разбирательства, обеспечение правового преследования лиц, совершивших коррупционные правонарушения, осуществление контроля за исполнением судебных решений и надзор за деятельностью правоохранительных органов. [8]

Важной составляющей деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации является профилактика коррупционных проявлений. Для этого проводятся организационно-профилактические мероприятия, такие как: выявление причин и условий, порождающих и способствующих коррупции, контроль и координация деятельности по их устранению, осуществление антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, деятельность по внедрению антикоррупционного стандарта поведения государственных служащих, воспитательная и разъяснительная работа с общественностью, а также другие меры, направленные на повышение уровня правовой культуры и формирование негативного отношения к коррупции в обществе.

Немаловажным аспектом является взаимодействие Генеральной прокуратуры Российской Федерации с общественными организациями.

В Российской Федерации существует несколько общественных организаций, которые взаимодействуют с органами Генеральной прокуратуры в процессе осуществления деятельности по противодействию коррупции:

  1. Антикоррупционное движение "Голос" (некоммерческая организация, признанная на территории РФ иностранным агентом) - это независимая общественная организация, которая занимается мониторингом коррупционных проявлений и работой с органами государственной власти, в том числе с Генеральной прокуратурой, по вопросам борьбы с коррупцией.
  2. Общественный совет при Генеральной прокуратуре Российской Федерации - орган, созданный для обеспечения взаимодействия общественности с Генеральной прокуратурой в целях повышения эффективности борьбы с преступностью и защиты прав и свобод граждан.
  3. Общественная палата Российской Федерации - независимый консультативно-наблюдательный орган, который взаимодействует с органами государственной власти, включая Генеральную прокуратуру, по вопросам защиты прав и интересов граждан.
  4. Фонд борьбы с коррупцией "Трансперенси Интернешнл - Россия" (некоммерческая организация, признанная на территории РФ иностранным агентом) - организация, которая занимается исследованием и анализом коррупционных проявлений, и работой с органами государственной власти, в том числе с Генеральной прокуратурой, по вопросам борьбы с коррупцией.
  5. Международная ассоциация адвокатов "Агора" (некоммерческая организация, признанная на территории РФ иностранным агентом) - это профессиональная общественная организация, которая занимается защитой прав и интересов граждан и работой с органами государственной власти, включая Генеральную прокуратуру, по вопросам правосудия и правовой защиты.

Взаимодействие с общественными организациями имеет большое значение для эффективной борьбы с коррупционными правонарушениями. Общественные организации могут выступать в качестве независимых экспертов, оказывая помощь в выявлении коррупционных проявлений в различных сферах. Кроме того, общественные организации могут играть важную роль в формировании негативного общественного мнения о коррупции, повышении уровня правовой культуры граждан и развитии антикоррупционной культуры. [9]

В рамках взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации с общественными организациями осуществляется совместная работа по проведению различных мероприятий, направленных на противодействие коррупционным проявлениям, в том числе посредством проведения семинаров, круглых столов, конференций, а также общественных слушаний. Общественные организации могут также принимать активное участие в разработке антикоррупционных программ и инициатив, а также в реализации антикоррупционных проектов. [8]

Анализ нормативных правовых актов, являющихся правовой основой по противодействию коррупции, позволяет выделить главные направления этой деятельности. В первую очередь, это определение коррупции как негативного социально-правового явления, закрепление стандартов антикоррупционного поведения и разграничение коррупционных правонарушений и преступлений. Второе направление - выявление и предотвращение причин и условий, порождающих и способствующих коррупции. Третье направление - выявление коррупционных правонарушений и привлечение виновных к ответственности.

На основе вышеизложенного можно сделать вполне обоснованный вывод, что органы прокуратуры играют важную роль в борьбе с коррупцией, так как они работают на укрепление законности, координируя деятельность правоохранительных органов в области борьбы с преступностью, в том числе коррупционной, обеспечивая тем самым защиту прав и законных интересов граждан и организаций, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Главная задача прокуратуры заключается в своевременном выявлении и предупреждении коррупционных правонарушений, установлении и устранении их причин, а также привлечении к ответственности виновных и возмещении причиненного вреда.

Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.04.2022) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. от 11.06.2022, с изм. от 11.06.2022) // "Российская газета" от 31 декабря 2001 г. N 2954.
  3. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (в ред. от 01.04.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 52 (часть I) ст. 6228.
  4. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. от 29 декабря 2022 г) // Верховный Совет Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366.
  5. Декларация Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях от 16 декабря 1996 года / Информация взята с официального сайта Организации Объединённых Наций.
  6. Киселева, Д. Н. Деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции / Д. Н. Киселева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2018. – № 48 (234). – С. 151-154. – URL: https://moluch.ru/archive/234/54361/ (дата обращения: 01.05.2023).
  7. Кулакова М.Н. Предупреждение коррупционных преступлений: правовые и организационно-управленческие основы: Автореф. дисс…канд. юрид. наук. Казань, 2021. – С 33.
  8. Настольная книга прокурора / под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус; науч. Ред. А.Ю. Винокуров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт,2013.
  9. Антикоррупционный центр НИУ ВШЭ, 2019-2022. [Электронный ресурс] //https://anticor.hse.ru/main/country_compare/Russia?with_country=New_Zealand (дата обращения 15.06.2022г.).
  10. Сайт Генеральной прокуратуры. [Электронный ресурс] // https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=86818250.
  11. Международная научно-практическая конференция Двенадцатый Евразийский антикоррупционный форум «Противодействие коррупции: диалектика научного знания». [Электронный ресурс] // https://izak.ru/institute/announcements/mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-dvenadtsatyy-evraziyskiy-antikorruptsionnyy-for.
  12. Средство массовой информации «РБК» «Прокуратура оценила ущерб от коррупции в 2022 году в более 37 млрд руб.» [Электронный ресурс] // https://www.rbc.ru/society/09/12/2022/639296d89a7947dce491f2f5.

Интересная статья? Поделись ей с другими: