УДК 32

Традиционные особенности коррупции в Республике Корея

Куликова Дария Владимировна – аспирант факультета глобальных процессов Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Аннотация: Целью исследования стало выявление особенностей коррупции, характерных для Республики Корея. В статье рассматриваются истоки возникновения и развития коррупционных отношений в корейском обществе, а также современные формы и виды коррупции.

Ключевые слова: коррупция, коррупционные отношения, клановый капитализм, конфуцианство, Республика Корея.

Коррупция, до сих пор являющаяся серьезной и масштабной проблемой для современной Республики Корея, представляет собой уникальный феномен, сочетающий в себе культуру и традиции корейского общества. Именно поэтому изучение особенностей традиционной корейской культуры в контексте влияния на современную коррупционную среду, достаточно актуально и важно для понимания системы функционирования коррупции в Корее. 

Статья опирается на исследования в области корейской коррупции российского корееведа К. В. Асмолова, а также работы зарубежных политологов Давида Кана и Вито Танзи, посвященные особенностям коррупции в разных странах, в частности в Республике Корея и стремится обобщить существующие подходы к данной проблеме.

Для начала стоит дать определение, под которым понимается термин коррупция в данном исследовании. Коррупция – это злоупотребление должностным лицом своими служебными полномочиями с целью получения взятки (денег, товаров и других материальных ценностей) [5]. Таким образом, должностное лицо, прибегая к коррупции, ищет для себя материальной выгоды.

Возвращаясь к истокам возникновения и развития коррупционных отношений в корейском обществе, стоит отметить значительное влияние на корейское общество конфуцианства со своими идеями общественного устройства. Конфуцианство проникло на территорию Кореи под влиянием соседнего Китая и стало государственной религией еще в 14 в. С тех пор конфуцианство стало оказывать значительное влияние на все сферы жизни корейского общества.

На начало активного развития коррупционных отношений в корейском обществе в значительной степени повлияли основные идеи конфуцианства о структуре общества и взаимодействии в нем различных слоев общества.

В конфуцианском понимании общество воспринимается через призму семьи [1, c. 19]. Между людьми не существует понятия равенства: все делятся на младших и старших членов семьи. При этом младшие должны слушаться и уважать старших, а старшие заботиться о младших.

Согласно идеям конфуцианства, “общество строится на жесткой иерархии и делится на 5 типов взаимоотношений между людьми: начальник – подчиненный, государь – подданные, отец – сын, муж – жена, старший брат – младший брат и просто друзья [1, c. 19]”. Подобная иерархичность отношений стала причиной того, что люди не считали себя равными друг другу. Поэтому, чтобы получить расположение и хорошее отношение тех, кто старше и находится выше по социальной лестнице, низшим слоям необходимо было постоянно выказывать высшим слоям уважение, дарить подарки, угождать и т. д.

Как считает профессор экономического отделения Гарвардского университета Вито Танзи в своей статье о международной коррупции, коррупция на самом деле является результатом политической системы, ненадлежащего управления и неравного распределения богатства [8, c. 555-594]. Наряду с этим, американский профессор Патрик Лоу считает, что система поиска денежной или личной выгоды в конечном итоге приводит к возникновению бюрократии в стране, итогом которой становится коррупция из-за таких факторов, как регулирование системы, налогообложение, принятие решения о расходах, финансирование партий [7, c. 26].

Предположение Вито Танзи можно применить и к Корее, поскольку еще в давние времена не очень выгодное положение мелких чиновников в государственной системе стало результатом широкого распространения взяточничества.

Поскольку мелкие чиновники получали довольно небольшое жалование, они привыкли существовать за счет поборов с населения. При этом если возникал конфликт в случае больших поборов, народ выражал недовольство не в сторону самой системы, а в сторону конкретного чиновника и требовал расправы только над ним [1, с. 120].

Высказывание Патрика Лоу также можно отнести и к ситуации с коррупцией в Южной Корее, поскольку основной мотивацией для взяточничества является получение определенной выгоды. В то же время стоит отметить, что корейская коррупция имеет свои особенности и отличается от коррупции в европейском понимании.

Европейцам знакома модель коррупции с выдачей разовых взяток, то есть определенной суммы денег или подарка в обмен на конкретную услугу [1, c. 146]. Что же касается корейцев, то здесь присутствует совершенно другая модель выстраивания коррупционных отношений.

Коррупция в Южной Корее является по сути неоднократным и постоянным «прикармливанием» государственного чиновника с той целью, чтобы связать его неформальными отношениями или моральными обязательствами так, чтобы в нужной ситуации он поступил «правильно» [1, c. 21]. И в данном случае коррупция не ограничивается определенной суммой денег или ценными предметами. Для того, чтобы установить хорошие отношения с государственным чиновником, заинтересованное лицо может водить его за свой счет в дорогой ресторан или организовывать другие мероприятия с угощениями и выражением благодарности.

Стоит отметить, что на Дальнем Востоке, в частности в Корее, коррупционные отношения представляют собой целую систему, схожую с советской системой «блата», когда в случае установления тесных отношений с чиновниками можно получить определенные привилегии, и отношение ко взяточничеству весьма двоякое.

С одной стороны, почти все корейские президенты старались вести активную борьбу с коррупцией и неоднократно вводили новые механизмы для улучшения методов противодействия ей. А в случае, если какой-либо чиновник попадался на взяточничестве, то он подвергается осуждению со стороны общества.

С другой же стороны, такая система взаимоотношений, завязанная на коррупции, является традиционным для корейского общества элементом бюрократии. Можно говорить о том, что практически каждый кореец в своей жизни не раз прибегал к подобному подкупу чиновников из разных сфер деятельности [2].

Причем это распространяется не только на высокопоставленных чиновников, но также и на другие сферы жизни, такие как, например, сфера развлечений, производства, строительный бизнес, а также сфера образования: нередки случаи подкупа школьных учителей или профессоров высших учебных заведений с целью получения более высокой оценки или по иным причинам [2].

В настоящее время также в офисной культуре многих компаний присутствует такое понятие как «хвесик», когда работники организации собираются вместе после работы вечером для проведения времени за выпивкой и едой [3]. Оплачивать такие мероприятия всем сотрудникам приходится старшему руководству компании. Однако, поскольку такие мероприятия проходят обычно на регулярной основе, оплачивать мероприятия становится затруднительно при наличии одной лишь официальной зарплаты, поэтому начальству приходится прибегать ко взяточничеству.

Также в компаниях существует негласное правило «задабривать» своих клиентов и персонал с помощью различных взяток для установления более крепких отношений.

Одним из наиболее распространенных видов коррупции в Корее является использование влияния конкретного политического деятеля в обмен на финансовую поддержку. Нередко такие отношения выстраиваются между крупными корейскими бизнес-конгломератами «чеболь» и высокопоставленными политическими деятелями.

Иногда такие отношения выстраиваются сразу с расчетом на будущее, когда руководитель компании заранее «задабривает» определенного чиновника взятками, чтобы тот, после того как займет высокую должность, смог его отблагодарить и дать его компании определенные привилегии.

Говоря об экономике в Корее, некоторые специалисты, например американский профессор и политолог Давид Кан, вводят такое понятие как «клановый капитализм» [6, c. 325]. Это понятие относится к концепции семьи и личных отношений в экономическом и политическом секторе, взяточничеству и коррупции. Основными участниками «кланового капитализма» выступают политические группы, клановые экономические семьи и общество.

В Южной Корее существует множество таких бизнес-кланов. Фактически каждый клан использует преимущество данного вида капитализма для повышения своей эффективности в бизнес-сфере и увеличения своей прибыли, расширяя тем самым свою экономическую деятельность и влияние в экономике страны. Зачастую это оказывает влияние на политический и экономический институт в целом, потому что «клановый капитализм» приводит к благосклонности определенной бизнес-группы среди политических деятелей.

В настоящее время в Южной Корее до сих пор существуют следующие известные «чеболь»: Самсунг, LG, Хендэ, SK, Лотте. Эти компании являются основной движущей силой развития экономики в стране и нередко находятся в центре коррупционных скандалов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что коррупция в Корее является исторически укоренившейся системой отношений, в основу которой легла система конфуцианского общества, построенная на иерархии и необходимости выстраивать отношения с высшими слоями путем оказания им различных привилегий. В результате этого корейские коррупционные отношения стали базироваться не на привычной европейской системе одноразовых взяток и оказания услуг взамен, а на более сложной долговременной системе выстраивания доверительных отношений с должностными лицами путем многократного оказания им различных услуг и дарения подарков.

Центральное место в современной структуре корейской коррупции занимают отношения между политическими деятелями и бизнес-конгломератами чеболь, выражающиеся в форме «кланового капитализма», соединяющего сферу экономики и политики коррупционными отношениями.

Поскольку коррупция в Корее представляет собой форму устоявшейся традиции и является неотъемлемой частью установления крепких отношений в различных сферах, включая и сферу политики, можно предположить, что уровень коррупции в стране будет продолжаться оставаться высоким, особенно в среде вышестоящих должностных лиц. По состоянию с 2000 по 2023 гг., согласно Международному Индексу коррупционного восприятия, позиция Южной Кореи оставалась практически неизменной, располагаясь на 40-50 месте среди 176 стран, а в 2022 году страна заняла 31 место [4].

Список литературы

  1. Асмолов К. В. Корейская политическая культура: традиции и трансформация. М., 2017.
  2. Ен Сон Чжин. Современное состояние коррупции в РК и меры по ее предотвращению // Доклад на Международном Криминологическом конгрессе, Сеул, 1998, 24-29 августа.
  3. Чикчанэ патичунсим хвесикмунхваэ пальчон пана егу (Исследование по развитию культуры совместных обедов для офисных работников). 2018 URL: http://www.riss.kr/search/detail/DetailView.do?p_mat_type=be54d9b8bc7cdb09&control_no=053efce261ecf04fffe0bdc3ef48d419
  4. Corruption Perceptions Index. URL: https://www.transparency.org/country/KOR.
  5. Evertsson N. Political corruption as a form of State crime. Routledge., 2014.
  6. Kan D. Crony Capitalism. Campridge University Press. 2003.
  7. Low P. The Intangible Economy: How Services Shape Global Production and Consumption. Cambridge univ. press. 2013.
  8. Tanzi V. Corruption Around the World: Causes, Consequences, Scope, and Cures. IMF Staff Papers, Palgrave Macmillan, vol. 45 (4), 1998.

Интересная статья? Поделись ей с другими: