УДК 34+004

Правовые аспекты цифровизации

Ма Чжэньчао – бакалавр Российского университета дружбы народов.

Аннотация: Статья посвящена исследованию особенностей проводимой китайскими властями законодательной политики в сфере нормативно-правового регулирования отношений, связанных с использованием цифровых технологий. Отмечается особый китайский подход при разработке и принятии соответствующих актов правотворчества, предполагающий приоритетное использование экспериментального порядка действия нормативно-правовых актов и подзаконного нормотворчества при регулировании цифровой экономики и цифровых технологий. Китайская Народная Республика занимает одно из лидирующих мест в мире в области внедрения цифровых технологий, которые проникли практически во все сферы народного хозяйства.

Ключевые слова: право, аспекты, Китай, цифровизация.

На волне глобальной цифровой экономики, сталкиваясь с возможностями и проблемами, которые несут с собой инновации и итерации цифровых технологий, цифровая трансформация стала неизбежным выбором для предприятий в поисках выживания и долгосрочного развития [1]. Поэтому для предприятий крайне важно выявлять риски, эффективно предотвращать и смягчать их для цифровой трансформации [2].

В процессе внедрения цифровой трансформации предприятиям в большей или меньшей степени приходится подписывать контракты, связанные с цифровыми технологиями, и в процессе заключения и исполнения контрактов необходимо обращать внимание и предотвращать следующие юридические риски, связанные с контрактами [3]:

К распространенным ситуациям, когда договоры являются недействительными или недействительными, относятся: если электронный договор не подписан электронной подписью, соответствующей законодательству, договор будет недействительным или недействительным; если поставщик услуг облачных вычислений не имеет лицензии или не действует в рамках лицензии, договор будет недействительным.

Бесперебойное исполнение договоров, связанных с цифровой трансформацией, зависит от наличия у обеих сторон условий для исполнения договора. Если взять в качестве примера договор на оказание сетевых услуг, предприятиям следует обратить внимание на права и обязанности обеих сторон по договору на оказание сетевых услуг и соглашение договора на оказание сетевых услуг об ответственности после наступления особых событий, а также обратить внимание на то, не имеет ли бизнес-модель договаривающихся сторон неустранимых дефектов (например, связанных с нарушением или нарушением законодательных положений), которые могут повлиять. Также следует обратить внимание на то, обладает ли партнер по договору квалификацией для предоставления соответствующих сетевых услуг и т.д. [4]

Вопрос о правах и интересах предприятий на данные/информацию является основой и предпосылкой вопроса о недобросовестной конкуренции в области данных, но в настоящее время он не имеет четкого определения в законодательстве. Бесспорно, что платформы вложили определенные временные и трудовые затраты в сбор и обобщение данных и могут претендовать на определенные права и интересы.

Поэтому несанкционированное крупномасштабное наползание, использование и трансплантация данных может нанести ущерб вышеупомянутым правам и интересам платформы в отношении данных, что, в свою очередь, может представлять собой "нарушение коммерческой тайны", "препятствование или нарушение нормальной работы сетевых продуктов или услуг, законно предоставляемых другими операторами". "Использование технических средств для влияния на выбор пользователей.

Согласно Закону о борьбе с недобросовестной конкуренцией, операторы не должны использовать технические средства для совершения действий, препятствующих или нарушающих нормальную работу сетевых продуктов или услуг, законно предоставляемых другими операторами, путем влияния на выбор пользователей или другими способами, включая, но не ограничиваясь, вставкой ссылок или принуждением к целевым переходам в сетевые продукты или услуги, законно предоставляемые другими операторами, без их согласия [5].

Согласно Закону об электронной коммерции, если оператор электронной коммерции предоставляет потребителю результаты поиска товаров или услуг на основе его интересов, привычек потребления и других характеристик, он также должен предоставить этому потребителю варианты, которые не являются специфическими для его личных характеристик, и уважать и в равной степени защищать законные права и интересы потребителей.

Поэтому предприятия, которые используют данные и технические средства для совершения действий, препятствующих или нарушающих нормальную работу онлайн-продуктов или услуг, законно предоставляемых другими операторами, путем влияния на выбор пользователей, подозреваются в недобросовестной конкуренции и также могут быть признаны нарушителями законных прав и интересов потребителей.

Согласно Гражданскому кодексу и Закону о защите личной информации, личная информация защищена законом. Поэтому недостаточная защита частной жизни сотрудников и личной информации в повседневном управлении или работе предприятия приведет к риску нарушения.

Что касается защиты частной жизни сотрудников, то, например, если предприятие принимает такие меры управления, как видеоповтор, которые выходят за рамки справедливости, необходимости и разумности, это затрагивает законную частную жизнь сотрудников, и возникает риск нарушения частной жизни сотрудников.

Что касается защиты личной информации, то законодательство и судебная практика Китая формируют и совершенствуют механизм защиты личной информации, не зависящий от права на неприкосновенность частной жизни.

С принятием одного за другим "Закона о сетевой безопасности", "Закона о безопасности данных" и "Закона о защите персональной информации" административное правоприменение в области защиты данных в Китае демонстрирует тенденцию к усилению надзора и нормализации. В настоящее время надзор сосредоточен на таких областях, как незаконный сбор и использование персональной информации компанией APP, управление нарушением прав и интересов пользователей и соблюдение финансовых данных.

Что касается безопасности личной информации, то основное внимание уделяется таким вопросам, как незаконное использование разрешений мобильного телефона и чрезмерный сбор личной информации.

Согласно Положению о телекоммуникациях и Административным мерам по лицензированию телекоммуникационного бизнеса, ни одна организация или физическое лицо не может заниматься телекоммуникационным бизнесом без получения лицензии на телекоммуникационный бизнес, а операторы, не получившие лицензию на телекоммуникационный бизнес, не могут законно получать телекоммуникационные услуги и телекоммуникационные ресурсы, предоставляемые базовыми операторами телекоммуникационного бизнеса.

В случае несанкционированного функционирования телекоммуникационного бизнеса регулирующие органы предписывают исправить ситуацию, конфисковать незаконный доход и наложить штраф в размере более чем в три раза или менее чем в пять раз превышающий незаконный доход; если нет незаконного дохода или незаконный доход составляет менее 50 000 юаней, налагается штраф в размере более 100 000 юаней или менее 1 миллиона юаней; в серьезных случаях оператору предписывается прекратить деятельность и исправить ситуацию.

Если оператор телекоммуникационного бизнеса подвергается административному наказанию со стороны органа регулирования телекоммуникаций, он должен быть включен в список неблагополучных телекоммуникационных бизнес-операций в течение 30 дней с даты принятия решения об административном наказании со стороны органа регулирования телекоммуникаций, за исключением случаев, когда он подвергается наказанию в виде отзыва лицензии на эксплуатацию со стороны органа регулирования телекоммуникаций или когда у него есть обстоятельства для непосредственного включения в список неблагополучных телекоммуникационных бизнес-операций, он должен быть непосредственно включен в список неблагополучных телекоммуникационных бизнес-операций.

Список литературы

  1. Михеева Т. Н., Бояринцева И. А. О некоторых понятийных и правовых аспектах цифровизации //Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». – 2019. – №. 3 (19). – С. 289-296.
  2. Гайворонская Я. В., Мирошниченко О. И. Правовые проблемы цифровизации: теоретико-правовой аспект //Legal Concept. – 2019. – Т. 18. – №. 4. – С. 27-34.
  3. Лыжова Т. Ю. Правовые аспекты цифровизации юридический профессии //Гуманитарные. естественно-научные и технические аспекты современности. – 2021. – С. 580-583.
  4. Бурьянов М. С. Глобальные цифровые права человека в контексте рисков цифровизации //Век глобализации. – 2020. – №. 3. – С. 54-70.
  5. Карцхия А. А. Правовые механизмы биобезопасности в условиях цифровизации //Социальные новации и социальные науки. – 2020. – №. 1 (1). – С. 119-127.

Интересная статья? Поделись ей с другими: