УДК 376

Роль изучения иностранного языка в развитии речи слабослышащих

Авдеева Ольга Владимировна – старший преподаватель Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана

Курчаткина Галина Павловна – старший преподаватель Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана

Аннотация: Для слабослышащих важно получение непрерывного образования, в ходе которого изучение иностранного языка содействует их социализации, интеллектуальному и профессионально-личностному развитию. Цель статьи – выявить роль иностранного языка в развитии речи слабослышащих обучающихся. В работе раскрыты особенности развития речи слабослышащих обучающихся, связанные с их своеобразным восприятием речи и предполагающие организацию условий для совершенствования навыков целенаправленного осваивания иностранного языка. Эффективное развитие речи слабослышащих обучающихся возможно за счет дозированного использования наглядности, мультимедийных средств обучения и специализированного программного обеспечения. Далее определены возможности полифункциональной развивающей среды в развитии иноязычной речи слабослышащих обучающихся. В ней происходит активизация их иноязычных речевых действий с учетом личностных интересов и в ходе обмена различными идеями с разными категориями людей. Затем описаны основные результаты развития речи слабослышащих обучающихся в ходе иноязычного общения: расширение их познавательных возможностей и развитие коммуникативной культуры; навыки слухо-зрительного восприятия иноязычного образовательного материала для эффективного взаимодействия с окружающей действительностью. Требуется реализация индивидуальной образовательной траектории слабослышащих обучающихся в контексте непрерывного образования.

Ключевые слова: непрерывное образование, обучающиеся, слабослышащие, восприятие, иноязычное общение.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья важно получение непрерывного образования (общего и профессионального), которое дает возможности им приобрести требуемые компетенции и в дальнейшем трудоустроиться. В этой связи владение иностранным языком предоставляет расширенные возможности для повышения коммуникативной познавательной активности с учетом их личностных свойств и становления их как полноправных участников общения в образовательном процессе [3]. Изучение иностранного языка, который выступает «обязательным компонентом профессиональной подготовки будущих специалистов» [1, с. 124], содействует их социализации в совокупности с интеллектуальным и профессионально-личностным развитием [4].

У слабослышащих обучающихся «возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью … [но] остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным составом слов» [6, с. 140]. Тем не менее понимание разговорной коммуникации с увеличением громкости звука [5] создает предпосылки для овладения ими иноязычным общением, поскольку изучение иностранного языка характеризуется речевой направленностью. При этом учитываются личностные особенности восприятия речи, имеющийся опыт освоения образовательного материала и формирование языковых обобщений [2].

Цель статьи – выявить роль иностранного языка в развитии речи слабослышащих обучающихся. К задачам исследования отнесено раскрытие особенностей развития речи слабослышащих обучающихся, определение возможностей образовательной среды в развитии их иноязычной речи, описание основных результатов развития речи слабослышащих обучающихся в ходе иноязычного общения.

Особенности развития речи слабослышащих обучающихся

Для слабослышащих обучающихся характерно своеобразное восприятие речи, на которое накладывается личный опыт «освоения родного языка, овладения его грамматическим строем, формирования языковых обобщений» [8, с. 118-119]. Данный опыт формирует у них определенные навыки восприятия иноязычной речи для последующего участия «в формировании многоязыкового дискурсивного сообщества нашего глобального мира» [2, с. 89]. Соответственно развитие речи слабослышащих обучающихся выстраивается преимущественно на основе принципа организации условий для совершенствования навыков целенаправленного осваивания иностранного языка.

Эффективное развитие речи слабослышащих обучающихся возможно за счет использования специфических средств обучения в образовательных организациях. К ним относят наглядность в виду превалирования зрительного восприятия образовательного материала [1]; мультимедийные средства обучения для развития слухового восприятия [6]; специализированное программное обеспечение, включая использование технологии преобразования речи в текст [7]. Необходимо отметить, что данные средства обучения целесообразно использовать дозированно, что не позволит нарушить процесс овладения слабослышащими обучающимися иноязычным общением.

Возможности образовательной среды в развитии иноязычной речи слабослышащих обучающихся

Развитие речи слабослышащих обучающихся необходимо проводить в полифункциональной развивающей среде [3], которая позволяет активизировать их иноязычные речевые действия с учетом личностных интересов и в ходе обмена различными идеями. В такой образовательной среде совершенствуется коммуникативная познавательная деятельность, развиваются мыслительные операции (сравнение, абстракция, анализ, синтез) и умения применять средства для запоминания [6]. Широко применяется индивидуализация обучения в связи с необходимостью развивать у данных обучающихся навыки слухо-зрительного восприятия и произносительной стороны иноязычной речи [8].

В полифункциональной развивающей среде для слабослышащих обучающихся создаются условия для развития их речевых умений и навыков, творческого освоения письма, усиления самостоятельной учебной деятельности. В данной среде необходимо обеспечить коммуникативную познавательную активность не только с другими обучающимися в рамках одной или нескольких образовательных организаций региона, но и с овладевающими иностранный язык в других регионах и странах. Также предпочтительно взаимодействие с иностранными обучающимися и другими категориями носителей иностранного языка.

Основные результаты развития речи слабослышащих обучающихся в ходе иноязычного общения

В полифункциональной развивающей среде коммуникативная познавательная активность расширяет познавательные возможности слабослышащих обучающихся и содействует развитию их коммуникативной культуры [1; 6]. Данные результаты ощутимы не только в рамках одной образовательной организации, но и в ходе взаимодействия с людьми в повседневных ситуациях общениях. В итоге становится возможным занять активную жизненную позицию в обществе благодаря воплощению интересов и потребностей [2], реализации личных устремлений [5]. Так достижимы условия для коммуникативно-психологической адаптации слабослышащих обучающихся.

В ходе непрерывного образования слабослышащие обучающиеся активно используют средства слухо-зрительного восприятия иноязычного образовательного материала, которые помогают им эффективнее взаимодействовать с окружающей действительностью на каждом последующем уровне образования. Впоследствии в профессиональной деятельности приобретенные навыки позволят данным обучающимся применять их в ходе профессионально-личностного общения на родном и иностранном языках.

В заключение стоит отметить необходимость реализации индивидуальной образовательной траектории каждого слабослышащего обучающегося в контексте непрерывного образования с целью достижения ими тех образовательных результатов, которые помогут им в повседневной и затем трудовой деятельности общаться с разными категориями людей. Целесообразна организация самостоятельной работы по развитию слухо-зрительного восприятия средствами иностранного языка на каждом уровне общего и профессионального образования.

Список литературы

  1. Аверченко М. В., Мансурова А. И., Павловская Ю. В., Сайфулина Д. М. Рекомендации преподавателям иностранного языка при работе со слабослышащими студентами // Развитие личности в условиях цифровой трансформации: мат-лы V Междунар. науч.-практ. конф. Копейск, 2020. С. 122–125.
  2. Алферова Т. А., Белоусов М. И. Проблема обучения английскому языку глухих и слабослышащих студентов // Актуальные проблемы языковой подготовки в техническом вузе: традиции и инновации : сб. тр. I Междунар. заоч. науч.-практ. конф. Красноярск, 2021. С. 89–92.
  3. Бутко С. С. Создание полифункциональной развивающей среды для обучения иностранному языку // Синергия наук. 2018. № 21. С. 722–729.
  4. Зорина Е. Е. Пути совершенствования обучения иностранному языку студентов с особыми образовательными потребностями в вузе // Непрерывное образование: XXI век. 2021. Вып. 1 (33). URL: https://lllpetrsu.ru/journal/getpdf.php?id=6688.
  5. Кадомцева С. Ю. Обучение глухих и слабослышащих студентов английскому языку // Иностранные языки в школе и вузе : сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. сем.-практикума «Иностранные языки в школе и вузе» в рамках X Междунар. науч.-практ. конф. «Осовские педагогические чтения». Саранск, 2014. С. 67-75.
  6. Кальгин Ю. А. Педагогические условия интеграции слабослышащих студентов в систему обучения в высшей школе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2010. № 595. С. 138-151.
  7. Кирсанова Г. В. Использование компьютерных технологий при обучении глухих и слабослышащих студентов иностранному языку // Проблемы лингвистики и лингводидактики в неязыковом вузе: сб. тезисов Российско-китайской науч.-метод. конф. Москва, 2017. С. 284-285.
  8. Набокова Л. English для слабослышащих студентов // Высшее образование в России. 2004. № 1. С. 118-120.

Интересная статья? Поделись ей с другими: