УДК 37.016:51

Применение групповой работы при изучении темы «Комплексные числа» в 11 классе

Оболдина Татьяна Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Физико-математического и информационно-технологического образования Шадринского государственного педагогического университета.

Колчина Елизавета Алексеевна – студентка Института информационных технологий, точных и естественных наук Шадринского государственного педагогического университета.

Аннотация: Статья посвящается применению групповой работы при изучении темы «Комплексные числа» на уроках алгебры и начала анализа в 11 классе. Авторы рассматривают понятие групповой работы, раскрывают цель, задачи, виды групповой работы и её применение для изучения темы «Комплексные числа».

Ключевые слова: групповая работа, цель, задачи, виды групповой работы, изучение темы «Комплексные числа».

Одной из задач учителя является обеспечение качественного образования для всех обучающихся в школе. Средств реализации этой важной задачи для российских школьников предостаточно. Рассмотрим более детально групповую работу, позволяющую обеспечить условия для развития всех возможностей и дарований каждого обучающегося.

Анализ многочисленных теоретических источников и школьная практика позволяют сделать вывод, что групповая работа производит положительный результат в процессе обучения и воспитания. Участники групповой работы приобретают навыки и умения преодолевать трудности в общении, объединившись и работая совместно в одной группе. При этом менее подготовленные, при такой работе в группе, чаще всего показывают свои лучшие качества в обучении, а те, кто подготовлены лучше, ощущают за одноклассников ответственность [5].

Групповая работа – это процесс организации обучения, при котором для совместного выполнений задач, формируются не большие группы среди учащихся класса. Данный вид работы рекомендуют применять, когда учебная информация доступна для обучающихся, тем самым они готовы к данной работе. 

Цель групповой работы – спланировать и организовать процесс обучения таким образом, чтобы обучающие научились работать вместе. Совместными усилиями находили новую информацию, обдумывали и решали совместно возникшие проблемы. Необходимо, чтобы каждый учащийся при групповой работе, был заинтересован в образовательном процессе и усваивал новую полученную информацию.

Групповая форма работы решает на практике множество учебных задач, среди которых:

  • формирование познавательной деятельности;
  • развитие самостоятельной работы в учебном процессе [1].

При использовании групповой работы у обучающихся возрастает познавательная и творческая самостоятельность. Ряд источников свидетельствует, что у обучающихся положительно меняется отношение друг к другу и класс становится более сплоченным [6].

Для решения выше перечисленных задач используют различные виды групповой работы. Выделяют следующие виды:

  1. Снежный ком

В начале данной работы, учитель выдает учащимся класса одинаковые индивидуальные задания, дает время на их выполнение. Затем объединяет учащихся в пары, где они показывают свои решения и ответы, при этом выбирают какой из них лучше подойдет для итогового ответа. После этого объединяют уже две пары, при этом образуется группа из четырех учащихся и они проделывают тоже самое задание, что делали в предыдущей группе. В конце учащиеся объединяются в одну большую группу, обсуждают решение, затем делают доклад о своей работе [3].

  1. Пазлы

При данной работе, учитель разделяет одну тему на несколько частей, тем самым каждая группа получает определенную часть темы. После этого группа получает необходимый материал для изучения своей темы.

После того как изучили материал и выполнили определенное задание, группы расформировывают и формируют новые, таким образом, чтобы в новой группе оказались члены от каждой группы.

Новые участники группы рассказывают часть темы, которую изучили в прошлых группах и отвечают на возникшие вопросы.

В конце пройденной работы делается вывод [2].

  1. Прием «Зигзаг»

Обучающиеся объединяются в группы по 4-5 человек, данным группам выдается материал, который разбит на определенные фрагменты.

После изучения всеми группами предложенного материала, участники из разных групп объединяются и рассказывают учебный материал, который освоили.

Затем участники возвращаются в свои группы и рассказывают информацию которую узнали от участников из других групп [4].

Рассмотрим последовательно методические рекомендации при использовании групповой работы.

Этап: закрепление изученного материала.

Цель этапа: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению представления алгебраических форм комплексного числа.

Тема: Корни из комплексных чисел и их свойства

Класс: 11

Учитель: на прошлом уроке, решали примеры на тему «Корни из комплексных чисел и их свойства».

Сейчас я каждому раздам пример, вам нужно решить его.

5 минут на выполнения задания.

Пример.

Найти корень 3 степени из числа z = +i.

Учитель: время пошло.

Учитель: все, время вышло, теперь объединитесь в пары, сравните свои ответы, и выберете тот, который посчитаете правильным.

Учитель: выбрали правильный ответ?

Ученики: да

Учитель: хорошо, молодцы, теперь 2 пары объединитесь в одну группу и проделайте тоже самое.

Данная процедура проводится до тех пор, пока в одной группе не будет целый класс.

Учитель: выбрали один ответ, который посчитали правильным?

Ученики: да

Учитель: хорошо, какой получился ответ?

Ученики:

Учитель: по какой формуле решали данный пример?

Ученики:

Учитель: все правильно, молодцы.

Этап: закрепление изученного материала

Цель этапа: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению изученного раздела «Комплексные числа».

Тема: раздел «Комплексные числа»

Учитель: вот мы и изучили раздел «Комплексные числа», на прошлом уроке, я разделила вас на 2 две группы, и дала поручение составить за неделю, для противоположной группы задание по пройденному разделу, в которое входит как теоретический, так и практический материал. Вы с этим благополучно справились, т.к. в течение недели, показывали, то, что наработали.

Сейчас разделитесь на те же группы, и будете выполнять задание, которое для вас составила противоположная группа.

Время на выполнение весь урок.

При составлении задания, внутри группы могли разделиться на пары, и составлять материал на определенную тему. Затем все объединили в одно задание и где нужно подкорректировали.

Во время выполнения, группы обменялись заданиями и выполняли за отведенное время. После выполнения, группы – соперники отвечают на вопросы, по материалу. Отвечать будет тот, кого выберет противоположная группа.

Это хорошо тем, что вся группа заинтересована в знаниях каждого участника, а это значит, что успевающие по предмету учащиеся могут подтягивать слабых.

Таким образом, при применении групповой работы необходимо, чтобы, обучающиеся обладали знаниями, которые потребуются при выполнении задачи. Необходимо, чтобы учитель заранее подготовил соответствующие задания для выполнения. Также нужно правильно разделить учащихся на группы, либо учащиеся сами разделяются, либо с помощью учителя. В итоге у обучающегося появляется мотивация к учебе, к общению, желание в работе достичь успеха, взаимодействие с одноклассниками и учителями.

Список литературы

  1. Золотухина А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке: Учебное методическое пособие / А. Золотухина // Математика. Газета. Изд. дома "Первое сентября". - 2020. - №4. - С.3-5. – Текст : непосредственный.
  2. Иванова О.В. Взаимодействие педагога и учащихся [Электронный ресурс]: / Иванова О.В. : книга по требованию, 2022. – 34 с. - http://edu.mari.ru/mouo-yoshkarola/dou79/DocLib49/Forms/AllItems.aspx - 05.2023.
  3. Панфиловна А.П. Взаимодействие участников образовательного процесса / Панфиловна А.П. : книга по требованию, 2018. – 324 с. - https://avidreaders.ru/book/vzaimodeystvie-uchastnikov-obrazovatelnogo-processa-uchebnik-dlya.html - 05.2023.
  4. Сидоренко А. В., Старкова Е. И., Антошкина Е. А. Групповая сплоченность как фактор повышения эффективности деятельности коллектива: // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – Т. 39. – С. 111–115 https://e-koncept.ru/2017/970349.htm05.2023.
  5. Фадеева Е.И. психолого - педагогический мониторинг взаимодействие участников образовательного процесса: Учебное методическое пособие, 2019, - 105 с. – Текст : непосредственный.
  6. Чебышова Г.Н. Организация групповой работы на уроках // Образовательная среда сегодня: теория и практика: материалы III Междунар. науч.–практ. конф./ редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2022. – С. 68-71. https://interactive-plus.ru/ru/article/464539/discussion_platform05.2023.

Интересная статья? Поделись ей с другими: