УДК 316

Прикладная этика: термин, направления и идеи

Валиев Ильдар Накипович – кандидат философских наук, доцент по специальности «Социальная философия» отделения филологии и истории и отделения экономических и юридических наук Елабужского института Казанского федерального университета (филиал)

Аннотация: В данной статье рассматривается общая характеристика термина «прикладная этика», а также анализируется его направления и идеи.

Ключевые слова: этика, прикладная этика, профессиональная этика, мораль, нравственность.

Современное понимание нравственной жизни, стратегии развития и особенности нравственно-воспитательной деятельности выставляют на первый план трудности управления нравственными процессами, устанавливают в качестве существенных вопросов увеличения эффективности воспитания на научной основе. Данным явлением обусловлено необходимость в новых запросах к этической науке, к ее практической направленности

Прикладная этика представляет собой сферу анализа процессов этического познания личности. Важно отметить тот факт, что прикладная этика – это наиболее значимый компонент системы этического знания. Анализировать особенности практической этики через призму теоретической этики считается не целесообразным, так как в системе прикладной этики формируются собственные теоретические постулаты. В связи с этим отметим, что в процессе изучения практической этики предельно важно ориентироваться на фундаментальные знания области, но эти знания целесообразно трансформировать под изменяющиеся условия среды.

Под прикладной этикой, в настоящее время, принято понимать направление профессиональной этики, изучающее практические проблемы морального характера. В данном случае целесообразно говорить о таких проблемах как использование энергии атома, аборты, добровольная эвтаназия и так далее.

Как правило, проблемы, исследуемые прикладной этикой, имеют характер моральной дилеммы с двумя так или иначе равносильными и обоснованными решениями. Многие исследователи (Например, А. Гуссейнов, Л. Коновалова) полагают, что прикладная этика - это новый шаг в развитии этики как философской науки. Термин «прикладная этика» применяется в двух ключевых смыслах, которые определяются как особенность объекта приложения этического познания и его целей.

Мысль о совершенствовании прикладной этики, которая происходит в последние годы как особо актуальная тема, обладает в нынешней отечественной науке об этики достаточно давнюю историю. Подчеркивается это в различных источниках, чтобы помочь постсоветскому этическому знанию уклонится от стратегии «догоняющей науки», адаптивно реагирующей на вызовы современных достижений за рубежом. Если от «догоняющей модернизации" всему государству пока не получается уйти по объективным причинам, то в развитии практический этики наша наука о морали совсем не обречена только на освоение иностранного мейнстрима – здесь существует возможность опереться на собственный потенциал, институализированное направление».

Возможность связана с вполне поставленной интерпретацией значения прилагательного «прикладная» согласно существительному «этика». Эта интерпретация заключается, прежде всего, во включении в рефлексии о природе практической этики двух ее сторон: нравственность и этика, которые оказывают непосредственное влияние друг на друга. Анализируя первое направление, целесообразно выделить факт формирования определенной направленности морали нормативно-ценностной подсистемы. Данная подсистема актуальна в определенных сферах деятельности человека: политики, медицина, юриспруденция, бизнес и так далее. Второе направление прикладной этики опирается на этико-философские и этико-социологические средства знания концепции конкретизации морали. Такие направления конкретизируют моральные нормы, описывающие каждую из практических этик (моралей); проектно-ориентированное знание, обеспечивающее изучение и преобразующее влияние на «малые системы»; фронестические технологии приложения, моральное ноу-хау для взаимодействия двух сторон прикладной этики (рациональное рассмотрение ситуаций нравственного выбора, этическое проектирование, этическое моделирование, этическая экспертиза и консультирование и тому подобное.

Отметим, что ценность понятия «прикладная» в системе понятия «этика» не связана с простой аппликацией, так как в данном случае ориентация идет на систему формирования морального творчества, на процедуру конкретизации, акт нравственного выбора. Ситуация выбора – это универсальная структура приложения. В нашей концепции modus vivendi прикладной этики – означает моральный выбор.

Рассмотрев методологические предпосылки идентификации смысла прилагательного прикладная к существительному этика, перейдем к краткой характеристике трех структур этико-прикладного знания, опираясь на наш опыт развития концепции прикладной этики.

Основная идея формирующейся теории конкретизации морали, которая возникает лишь в гипотетическом формате, представлена в предыдущем абзаце. В этом теоретическом арсенале мы выделяем понятие морального выбора как modus vibendi прикладной этики; Этика гражданского общества как особый этап социокультурной динамики нравственности и как объединитель общей и ценностной подсистем. Нестандартные представления об общей профессиональной этике

Фундаментальный принцип первой из трех теорий: в природе поведенческого выбора находится одна из наиболее важных для формирования и развития прикладной этики в двух его ипостасях. Важная тема: аспектом выбора является глобальная структура приложения.

Ситуационное применение морального выбора является предпосылкой создания этики. Во-первых, потому, что он предполагает выбор в пользу нравственности и акт самоопределения субъекта по тому или иному пункту нравственной ценности. Во-вторых, потому, что предполагает функцию приложения как совокупности универсальных (общесоциальных, общечеловеческих) нравственных систем по отношению к «микросистемам». В-третьих, потому что выбор есть акт приписывания морали действию. В-четвертых, потому что существует потребность в «фронезисе», «моральном мастерстве» для принятия этических решений в ситуациях выбора, потребность в развитии как практики, так и моральной теории, а также свода этических и прикладных знаний. (Вторая ипостась прикладной этики).

Описывая другую структуру этико-прикладного знания - во-первых, технологию изучения прикладной этики (этики), во-вторых, технологию проецирования результатов этого изучения на практику "малых систем", это фраза, рассматриваемая как Вопрос о том, может ли этика применить знание, чтобы дать моральному субъекту нечто большее, чем заслуживает статуса морального выбора в качестве «бремени», полностью перекладывает ответственность за выбор на себя.

Поясним: этическое и прикладное знание не только таково, но и должно переносить ответственность за выбор на себя, чтобы не изменить нравственного поиска личности, общества, общества. Но это может быть и хорошо, и не стоит позволять себе «умывать руки». Должны быть разработаны и внедрены различные прикладные технологии.

 «Согласия по поводу смысла термина «прикладная этика» достичь так и не удалось», – констатирует «Международная энциклопедия этики». Нет согласия и в отечественной этической литературе: неслучайно редакторы Энциклопедического словаря «Этика» решили дать две статьи на одну тему. Но в (несогласии ли дело) Сегодня важнее испытать эффективность разных концепций прикладной этики: анализом их реального эффекта в исследовании конкретных «малых систем»; разработкой ноу-хау прикладной этики.

Разумеется, и к развитию прикладной этики (в обеих ее ипостасях) необходимо отнести известную метафору о «никогда не завершающемся процессе».

Список литературы

  1. Апресян Р.Г. Вид на профессиональную этику // Общепрофессональная этика. Ведомости. Вып. 25 / Под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н. Карнаухова. Тюмень: НИИ ПЭ, 204. С. 165.
  2. Бакштановский В.И. и Карнаухов Н.Н. // Размышления о прикладной этике // Ведомости Нучно-исследовательского Института прикладной этики. Вып. 25: Профессиональная этика / Под ред. В.И. Бакштановского и Н.Н. Карнаухова. Тюмень: НИИПЭ, 2004. С. 148-159.
  3. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. – Этика прикладная / Гума­нитар­ный портал: Концепты [Электронный ресурс] // Центр гума­нитар­ных техно­логий, 2002-2022 (последняя редакция: 18.11.2022). URL: https://gtmarket.ru/concepts/7186.

Интересная статья? Поделись ей с другими: