УДК 37

Личностные особенности педагогов как фактор успешной социализации дошкольников

Быковская Любовь Владимировна – воспитатель Средней общеобразовательной школы №38 имени Страховой Серафимы Леонтьевны.

Блинова Елена Владимировна – воспитатель Средней общеобразовательной школы №38 имени Страховой Серафимы Леонтьевны.

Чолакян Алина Евгеньевна – воспитатель Средней общеобразовательной школы №38 имени Страховой Серафимы Леонтьевны.

Парубец Ольга Владимировна – воспитатель Средней общеобразовательной школы №38 имени Страховой Серафимы Леонтьевны.

 Гаджимурадова Лариса Алимурадовна – тьютер Средней общеобразовательной школы №38 имени Страховой Серафимы Леонтьевны.

Аннотация: Педагоги помогают включать дошкольников в социальную жизнь, создавая условия для их социализации. Цель статьи – раскрыть личностные особенности педагогов, способствующие успешной социализации дошкольников. В статье определена сущность успешной социализации дошкольников: овладение общественным опытом в социальной среде, воспроизведение системы социальных связей и отношений в дальнейшей активной деятельности. Выделены показатели успешной социализации дошкольников: навыки социальной компетентности, социальная активность, социальная адаптация. Далее в работе определена роль педагогов в успешной социализации дошкольников, связанная с выстраиванием личностной траектории развития последних и реализуемая в виде адаптивной и фасилитативной функций. Затем в статье сделан акцент на основных личностных особенностях педагогов, перенимаемых дошкольниками в процессе социального взаимодействия. К ним отнесены эмоциональная устойчивость педагогов, их доброжелательное отношение к дошкольникам, специфика оценки действий дошкольников и особенности общения педагогов для формирования образа «Я». Сделан вывод о необходимости учитывать индивидуальные и возрастные особенности дошкольников для реализации в социальной среде их навыков социальной компетентности, социальной активности и социальной адаптации.

Ключевые слова: педагоги, дошкольники, социализация, общение, взаимодействие, социальная компетентность, социальная активность, социальная адаптация.

Дошкольный возраст характеризуется развитием личностных особенностей, которые позволят детям в будущем удовлетворять собственные потребности в ходе различных видов деятельности, формировать отношение к себе и окружающим людям, а также выстраивать отношения с разновозрастными людьми близкого и дальнего окружения. Включение детей в социальную жизнь определяет особенности их развития, поскольку с раннего возраста они усваивают ценности общества под присмотром взрослых [8]. Данный процесс сопровождает дошкольников и на других возрастных этапах развития, в связи с чем актуализируются условия их успешной социализации, создаваемые при участии педагогов. В этом возрасте педагоги имеют авторитет, и благодаря взаимодействию с ними дошкольники организуют свое поведение, «точно запечатлевая их слова, действия, поступки» [2, с. 55], поскольку поведение педагогов для них становится образцом подражания [4]. По этой причине педагоги должны компетентно помогать детям, действуя вместе с ними [1] на пути социализации.

Цель текущей статьи – раскрыть личностные особенности педагогов, способствующие успешной социализации дошкольников. Среди задач исследования выделяются следующие:

  • определить сущность успешной социализации дошкольников;
  • описать роль педагогов в успешной социализации дошкольников;
  • охарактеризовать основные личностные особенности педагогов, содействующие успешной социализации дошкольников.

Сущность успешной социализации дошкольников

Успешная социализация представляет собой «овладение ребенком общественным опытом путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и отношений, воспроизведение их в дальнейшей активной деятельности» [3, с. 50]. Данный опыт накапливается предыдущими поколениями в виде «системы знаний, норм и ценностей» [6, с. 344] и выражается в понятии культуры, свойственной обществу [8]. Традиционно педагоги выступали трансляторами культурного опыта, но в современных условиях важнее использовать культурный опыт в качестве средства развития личности дошкольников и оказывать им «помощь в … личностной самореализации» [4, с. 331].

Показателями успешной социализации дошкольников можно назвать навыки социальной компетентности, описываемой с позиции наличия у них представлений и готовности реализовывать нормы поведения и взаимоотношения людей в обществе, взаимодействовать с социальной средой. Социальная активность как следующий показатель предусматривает включение дошкольников в общение и ролевые игры, понимание и выражение эмоций (своих и собеседников) и приобщение к народному опыту. Для показателя социальной адаптации характерно распознавание различных видов социального взаимодействия, применение социального ролевого поведения во взаимоотношениях с людьми, проявление социальных качеств согласно разнообразным ситуациям общения, сознательное использование имеющегося социального опыта [2; 5]. К реализации каждого показателя в социальной среде можно отнести «способность к саморегуляции, рефлексивному контролю ситуаций взаимодействия, осознание и переживание своей индивидуальности» [2, с. 56–57]

Роль педагогов в успешной социализации дошкольников

Реализации указанных показателей успешной социализации дошкольников способствуют сверстники как равноправные партнеры, позиции которых доминируют «по отношению к позиции взрослого» [2, с. 55]. При этом «снижается универсальность фигуры взрослого и его роли в детско-родительских отношениях» [3, с. 54] особенно вследствие развития цифровых технологий. Тем не менее именно педагог выстраивает личностную траекторию развития дошкольников, помогая им «принимать активное участие в социальной жизни и развитии» [6, с. 344] и изменять качество их социальной ситуации развития [1].

Среди основных функций педагогов выделяют адаптивную и фасилитативную, когда они создают условия для приспособления дошкольников к требованиям социокультурной ситуации, способствующих социализации каждого ребенка [1]. Благодаря педагогам становится возможным формирование общественно-значимых мотивов, нравственных качеств и моральных принципов поведения у детей дошкольного возраста. Так на первый план выходят личностные особенности педагогов [7], которые дошкольники перенимают в процессе социального взаимодействия [6], а значит содействуют их успешной социализации.

Личностные особенности педагогов, содействующие успешной социализации дошкольников

Для успешной социализации дошкольников педагогам важно проявлять эмоциональную устойчивость. Управление своими эмоциями создает основу для эффективного социального взаимодействия, когда дошкольники приобретают опыт эмоционально-личностного общения. Становится возможным не только познание себя и установление социальных контактов, но и изучение эмоций (своих и собеседника) и реакций на эмоциональные состояния. Так проявляется социальная активность дошкольников особенно в ходе их включения в ролевые игры различной социальной тематики. Тесная эмоциональная связь собеседников определяет психоэмоциональное состояние дошкольников в процессе социализации и обеспечивает их эмоциональное благополучие.

Необходимо проявление доброжелательного отношения к дошкольникам особенно в условиях их недостаточного «эмоционально-личностного общения с родителями» [4, с. 332], а значит ограниченного проявления социальной активности. В таком случае педагогам важно оказывать индивидуальную помощь, содействуя детям в решении возникающих социальных проблем [1]. Например, педагоги могут контактировать с семьями детей, чтобы выяснять особенности социального взаимодействия и корректировать проявления эмоциональной нестабильности в процессе общения. Эффективной может быть работа над социально-ориентированными проектами, когда семьи детей практикуют эмоциональный отклик, проявляя заботу и внимание друг к другу.

Специфика оценки действий педагогами влияет на самооценку дошкольников, тем самым формируя у них образ «Я». Адекватная возрастным и индивидуальным особенностям детей оценка их поведения [4] развивает у них правомерные представления о себе в ходе социального взаимодействия и применения социального опыта. Осуществлению такой оценки способствует тактичность и уравновешанность педагогов, их вера в потенциал детей и соответствующая культура поведения в ходе проявления социальных качеств в разнообразных ситуациях общения. Так дошкольники получают возможность социально адаптироваться, осваивая разные социальные роли в ходе познания окружающей действительности.

Особенности общения педагогов демонстрируют способы взаимодействия с разными людьми в разнообразных ситуациях, показывая проявления норм поведения и взаимоотношения, для расширения социального опыта детей. В результате «формируются навыки социального поведения, основы коммуникативной культуры» [4, с. 332], которые переносятся дошкольниками в свою социальную среду, в которой они учатся реализовывать навыки социальной компетентности. При этом важно научить их взаимодействовать в конфликтных ситуациях, в связи с чем педагогам следует регулярно демонстрировать эффективные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

В заключение необходимо отметить, что только регулярная работа педагогов над культивированием указанных личностных особенностей содействует созданию условий для успешной социализации дошкольников. При этом требуется учитывать индивидуальные и возрастные особенности дошкольников для реализации в социальной среде показателей их успешной социализации: навыков социальной компетентности, социальной активности и социальной адаптации. Перенимание дошкольниками личностных особенностей педагогов в ходе социального взаимодействия помогает им усваивать ценности общества, выстраивать отношения с разными категориями людей и приобретать опыт эмоционально-личностного общения, ценный для удовлетворения собственных потребностей в деятельности.

Список литературы

  1. Белолипецкая Т. Д., Копченова Е. Е. Личностные особенности педагога как фактор позитивной социализации дошкольников // Международный научный фестиваль молодежного проектирования – 2020 : сборник научных статей. Орехово-Зуево, 2020. С. 44–48.
  2. Гребенникова О. В. Социализация современных дошкольников в группе сверстников: реалии и перспективы // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021. № 2. С. 54–60.
  3. Денисенкова Н. С., Красило Т. А. Развитие дошкольников в эпоху цифровой социализации // Современное дошкольное образование. 2019. № 6 (96). С. 50–57.
  4. Джамиева М. С. Проблема влияния личностных особенностей педагога на успешную социализацию дошкольника // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса : материалы VIII международной научно-практической конференции / Под ред. А. И. Савенкова. М., 2021. С. 331–334.
  5. Куприянов Б. В., Рожков М. И., Фришман И. И. Взрослые игры для детей : методическое пособие. М. : Владос, 2000. 215 с.
  6. Полежаева Е. Н., Костюкова О. И., Кажарская О. Н. Личностные характеристики педагога как фактор успешной социализации дошкольников // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития : сборник научных статей 11-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / отв. ред. М. Г. Клевцова. Курск, 2021. С. 344–347.
  7. Прохорова Л. Н., Девятова О. Е. Позитивная социализация: управленческий и методический аспекты. М. : ТЦ Сфера, 2020. 140 с.
  8. Сердюкова Е. Ф. Психотехнические игры в процессе социализации личности дошкольника // Известия Чеченского государственного университета. 2020. № 1 (17). С. 93–98.

Интересная статья? Поделись ей с другими: