УДК 378

Средства артпедагогики в профилактике эмоционального утомления обучающихся

Петьков Валерий Анатольевич – доктор педагогических наук, профессор Кубанского государственного университета

Аннотация: В статье рассматривается вопрос потенциала средств артпедагогики, к которым относятся: музыка, изобразительное
и танцевальное искусство, литературное творчество, а также внедрение в образовательный процесс для профилактики эмоционального утомления обучающихся. Эмоциональное утомление, как утверждают ученые, – достаточно распространенное явление среди обучающихся высших учебных заведений. Данные подтверждены экспериментальными исследованиями, что свидетельствует о необходимости профилактики эмоционального утомления среди обучающихся.

Ключевые слова: средства артпедагогики, профилактика, эмоциональное утомление обучающихся, образовательные технологии, педагогика, образовательный процесс.

В реалиях современности в совокупности со всеми динамическими тенденциями в образовании остро стоит вопрос – идти в ногу со временем, совершенствуя сложившиеся и формируя необходимые эффективные образовательные технологии. Относительно новым можно считать синтез педагогического и творческого подходов, дополняющий образовательный процесс в высших учебных заведениях «системой психологического сопровождения» [1]. Это дает новые ориентиры, открывает возможности личностной реализации, позволяет формировать актуальные компетенции – в итоге содействует качественной трансформации студентов в период обучающего процесса. На эту необходимость стоит обратить особое внимание, а также подробно изучить.

В связи с этим стоит сделать упор на возникшую на стыке искусства, психологии и педагогики артпедагогику, ориентированную на применение принципов, методов, средств искусства для решения обновленных педагогических задач. Изучением различных аспектов артпедагогики занимались: В.П. Анисимов, Е.А. Медведева, А.В. Крепица, Л.Н. Комиссарова, Н.Ю. Шумакова, Е.В. Таранова, Т.А. Добровольская, М.В. Гузев, О.С. Булатова, И.Ю. Левченко, М.Л. Князева, Ю.С. Шевченко и др.

Опираясь на вышеизложенное, стоит остановиться более детально
на средствах артпедагогики, основными функциями которых являются «образовательная, воспитательная, культурологическая, коррекционная»
[2, с. 86]; целями: воспитание, социализация, формирование эстетических
и нравственных основ, профилактика эмоционального утомления и проч. К основным категориям артпедагогики относят «творческую деятельность, художественно-творческую деятельность, изобразительную деятельность»
[3, с. 17], музыку, изобразительное и танцевальное искусство, литературное творчество и др. [4].

Основываясь на положениях ведущих специалистов в области артпедагогики, необходимо подчеркнуть эффективное педагогическое воздействие на формирование новых компетенций обучающихся благодаря средствам артпедагогики, которые в свою очередь характеризуются компенсаторными, релаксационными, развивающими, катарсическими функциями. В особенности это значимо в профилактике эмоционального утомления как относительно недавно возникшей актуальной проблемы среди обучающихся (О.С. Глазачев, И.В. Кондратенко, М.А. Воробьева, В.В. Бойко, В.Е. Орел, Е.А. Горшков, В.И. Косоногова, Ю.В. Скоробогатова,
Е.Б. Карпова, Н.А. Огнерубов, Б.Е. Фришман, Н.В. Гольцова и мн. др.).

Таким образом, по статистическим данным различных исследований наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья: у студентов-медиков до 50 % (О.С. Глазачев, 2011); студентов-педагогов – до 25 % имеют средний уровень выгорания, до 30 % – высокий уровень (Ю.В. Скоробогатова, 2019); среди студентов-психологов 48 % имеют признаки эмоционального истощения (Л.А. Белозерова, С.В. Забегалина, 2016); студентов – психологов МЧС – фаза резистенции выявлена у 54 % (С.П. Иванова, 2016); студентов социальных сфер – до 25 % (О.А. Папанова, 2008); студентов-фармацевтов – высокая степень эмоционального истощения зафиксирована у 27 %. Стоит отметить, что в основном есть исследовательские данные о студентах: психологах, педагогах, медиках, фармацевтах и социальных работниках, хотя специальностей в РФ примерно 286. Также из этого следует, что показатели эмоционального утомления появились более 10 лет назад. Полагаем, что к настоящему времени эти показатели могли увеличиться вдвое.

В итоге в современном мире выявлена проблема эмоционального утомления обучающихся. Многие исследователи междисциплинарного научного знания предлагают внедрение инновационных технологий
для совершенствования образовательного процесса, к которым относятся средства артпедагогики в качестве профилактики эмоционального утомления обучающихся. Данная инновация необходима, а также требует более тщательного изучения и апробирования.

Список литературы

  1. Анисимов В.П. Артпедагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса / В.П. Анисимов // Вестник Оренбург. гос. ун-та. – 2003. – № 4. – С. 146-148.
  2. Евтушенко Г.Н. Роль артпедагогики и арт-терапии в гармоничном развитии ребенка с проблемами / Г.Н. Евтушенко, Е.А. Белова // Интерактивная наука. – 2016. – № 2. – С. 85-88.
  3. Небесаева Ж.О. Формирование готовности будущего учителя
    к творческой художественно-изобразительной деятельности средствами артпедагогики : дис. … канд. доктора философии: спец. 6D010700 / Небесаева Жанар Орынбековна; Казахский национальный педагогический университет имени Абая. – Республика Казахстан Алматы, 2017. – 166 с. – Текст: непосредственный.
  4. Продиус А.Н. Потенциал физического воспитания в личностном развитии студентов / А.Н. Продиус, С.В. Иванова, М.В. Катренко, А.А. Сасин // YOUNG SCIENCE. – 2015. – № 3, т. 2. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25866963 (дата обращения 23.05.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: