УДК 378

Влияние занятий по обучению плаванию на общую психологическую мотивацию студентов для занятий физической культурой и спортом в вузе

Чурсина Анастасия Валентиновна – преподаватель кафедры физического воспитания Санкт-Петербургского государственного морского технического университета

Станкевичуте Евгения – преподаватель кафедры физического воспитания Санкт-Петербургского государственного морского технического университета

Аннотация: Самая острая и требующая срочного решения проблема – низкая физическая подготовленность и физическое развитие учащихся ВУЗов. Реальный объем двигательной активности учащихся и студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Увеличивается число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Занятия плаванием служат профилактикой различных заболеваний, но успешность спортивно-оздоровительных мероприятий не отличается высокой эффективностью без важного психологического компонента – мотивации личности, собственной заинтересованности. Понимание этого компонента позволит привлечь учащихся с разными предпочтениями и способностями к активному посещению занятий по плаванию, а в том числе и занятий по физической культуре.

Ключевые слова: физическое воспитание, плавание, мотивация, студенты, здоровье, спорт.

Самая острая и требующая срочного решения проблема – низкая физическая подготовленность и физическое развитие учащихся. Реальный объем двигательной активности учащихся и студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Увеличивается число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Занятия плаванием служат профилактикой различных заболеваний, но успешность спортивно-оздоровительных мероприятий не отличается высокой эффективностью без важного психологического компонента – мотивации личности, собственной заинтересованности. Понимание этого компонента позволит привлечь учащихся с разными предпочтениями и способностями к активному посещению занятий по плаванию, а в том числе и занятий по физической культуре [2]. Современный уклад жизни можно охарактеризовать низким уровнем двигательной активности в совокупности с большой психологической нагрузкой, стрессом и неправильным питанием. Студенты относятся к одной из самых уязвимых категорий населения, так как за короткий период времени в разы увеличивается интеллектуальная нагрузка, что в свою очередь, влечет за собой малоподвижный образ жизни. Пренебрежение физической активностью является причиной снижения трудоспособности и психологических расстройств [4]. При этом следует учитывать, что студенты представляют собой профессиональный потенциал нашей страны, и от здоровья этого поколения зависит благополучие государства в будущем. Именно поэтому учебная дисциплина «Физическая культура» входит в список предметов в образовательных учреждениях страны. Отсюда следует, что физическая культура и ее составная часть - студенческий спорт – в структуре образовательной и профессиональной подготовки будущих бакалавров и специалистов выступают не только в роли учебной гуманитарной дисциплины, но и как средство направленного развития целостной личности [1]. Но даже при грамотном подборе самых новейших методик преподавания плавания и физической культуры в целом, программа курса не будет отличаться успешностью, если у студентов отсутствует мотивация как минимум посещать занятия и как максимум добросовестно выполнять задания. Мотивация к физкультурной активности — одно из психологических состояний, которое направлено на достижение желаемого результата с эффектом повышения уровня физической подготовленности и трудоспособности. Угроза заболеваний и ухудшения здоровья является одним из самых весомых аргументов заняться физической культурой, а именно плаванием. Возможность плавания в укреплении здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышении общей работоспособности, психической устойчивости и наконец, в самоутверждении очень велики. При этом здоровье выступает как главный фактор, определяющий не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности. Плавание спортивными способами влияет на развитие всех групп мышц. Систематические занятия плаванием способствует выработке таких ценных физических качеств, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координации движений. Благодаря симметричным движениям и горизонтальному положению туловища, разгружающему позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание является прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим такие нарушения в осанке, как сутулость, сколиоз, кифоз. Кроме того, умение плавать – жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Однажды приобретённый навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь [3]. Тестирование плавательной подготовленности студентов в начале первого учебного семестра показало, что большинство первокурсников не только не владеют техникой плавания одним способом, но и 30-35 % из них не могут держаться на воде, т.е. вообще не умеют плавать. Это связано прежде всего, с недостаточным количеством бассейнов в образовательных учреждениях. Это приводит к тому, что большая часть молодых людей не приобретают навыка плавания. В бассейне при СпбГМТУ в течении полутора лет существует практика сдачи в конце первого и в конце второго учебного семестра норматива по плаванию студентами 1, 2, 3 курсов. Нормативом это можно назвать условно, т.к. никаких строгих временных ограничений студентам не предъявляется. Студенту необходимо и достаточно уверенно проплыть 50 метров комфортным для него способом (вольным стилем). Не смотря на отсутствие временных рамок при сдаче зачета, у юношей, как правило, на занятиях присутствует соревновательный момент. Юноши стараются не просто проплыть, а проплыть как можно быстрее, чтобы опередить своих сверстников. Желание показать хорошие результаты мотивировано показателями самооценки, стремлением быть первым. Некоторые студенты после сдачи нормативов изъявляют желание переплыть дистанцию с целью улучшить свои результаты, а также продолжают занятия по плаванию, чтобы усовершенствовать свои умения. Для юношей физическое превосходство имеет очень большое значение. Стремление достичь предела своих возможностей мотивирует студента к увеличению физической нагрузки и пониманию того, что изучение своего тела приведет к составлению наиболее правильного комплекса упражнений, которые принесут желаемый результат. Если результатом такого соревнования станет крепкое здоровье и развитая культура тела, то данный вид мотивации можно считать успешным и эффективным. Как известно, молодость неразрывно связана с понятием красоты и привлекательности. Личная жизнь студентов побуждает следить за внешним видом, чтобы чувствовать себя комфортно и быть уверенным в себе и своих шансах на обольщение. Занимаясь плаванием, которое равномерно развивает все части тела, студентов мотивирует образ совершенной фигуры, которая служит одним из компонентов успешности в современном обществе. Благодаря таким рассуждениям в молодежной среде развивается «мода» на спорт и посещение спортзала и бассейна. Не смотря на то, что физически юноши более развиты и готовы к физическим нагрузкам, плавание им дается с большим трудом, чем девушкам. И связано это, прежде всего, с особенностями занятий в воде. На занятиях в спортивном зале для выполнения какого-нибудь упражнения, требуется физическая сила. А для того, чтобы начать выполнять движение в воде, необходимо расслабиться и «почувствовать воду», что «вода держит», т.е. то, что тело человека легче воды. Кроме того движения в воде требуют мягких, пластичных движений, что для юношей трудно выполнимо. Как правило, девушки быстрее обучаются плаванию, чем юноши. Но, не смотря на все трудности обучения и не особое желание заниматься в первые дни, к середине цикла учебного процесса, отношение к ним меняется в положительную сторону. Студенты с удовольствием приходят на занятия и занимаются с большим энтузиазмом, чем в начале. Это видно по их улыбкам и хорошему настроению, по повышению интенсивности ответственного подхода к выполнению упражнений. Студенты стараются не пропускать занятия, не просятся отпустить их пораньше, а продолжают заниматься до конца. Некоторые просят продлить занятия в бассейне, чтобы еще лучше научиться плавать. Многие из них более углубленно интересуются техникой плавания, на занятиях тщательнее отрабатывают старты и повороты. Студенты, которые заняты активной интеллектуальной деятельностью и посвящают основную часть времени учебе, испытывают большую потребность в общении. Плавание, в свою очередь объединяет единомышленников, что способствует сплочению коллектива в котором можно активно общаться. Один из самых распространенных видов мотивации заставляет ходить на занятия по физкультурой и плаванием ради зачета. Так как дисциплина « Физическая культура» является обязательной дисциплиной в российских вузах и системе контроля подвержены все студенты. Чтобы вовремя и благополучно сдать сессию, студенты посещают занятия в соответствии с учебным планом. Физкультурные знания являются мощным средством педагогического воздействия на мотивационно – потребностную сферу студенчества [5]. Реализация индивидуальных мотивов и достижение поставленных целей, удовлетворение результатом и чувство уважения к себе становятся причиной положительного эффекта на занятиях плаванием и физической культурой приводит к желанию повторить тренировку по собственной инициативе. Именно при учете мотивов студентов и их физической подготовки, личных предпочтений и потребностей, а также индивидуальных особенностей возможно сформулировать естественный интерес учащихся вузов к занятиям физической культурой, что позволит сформировать систематическое посещение занятий с высоким уровнем эффективности выполнения заданий и упражнений в стенах учебного заведения.

Список литературы

  1. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: АО «Аспект Пресс», 2011. – 144 с.
  2. Пятков В.В. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре: на материале педвузов: дис.канд. пед. наук. – Сургут, 1999. – 165 с
  3. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / [А.А. Литвинов, А.В. Козлов, Е.В. Ивченко и др.]; под ред. А.А. Литвинова. – М.: Издательский центр« Академия »,2013. –272c.
  4. Теория и методики физического воспитания: Учеб. Для студентов фак. Физ. Культуры пед. Ин-тов по специальности «Физ. Культура» / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990.
  5. Ценностно-мотивационные ориентации студентов вузов в современной России (К проблеме мониторинга качества образования): сб. статей под ред. науч. пед. проф. И.А. Зимней. – М., 2000. – 88 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: