УДК 37.034

Духовно-нравственное воспитание – основа формирования личности

Ушницкая Виктория Вильямовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Иностранных языков по гуманитарным специальностям Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова.

Мирхужаева Умедахон Додархужаевна – студентка Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова.

Аннотация: В современном обществе наблюдается тенденция к разрушению устоявшейся веками системы духовно-нравственных ценностей. Материальное главенствует над духовным, из-за чего у подрастающих поколений нарушается представление об основных категория морали и нравственности. В силу этого проблема нравственного и духовного воспитания молодежи становится особенно актуальной. В нашей статье рассмотрены цели и особенности реализации духовно-нравственного воспитания обучающихся в российских учебных заведениях.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, мораль, нравственность, духовность, ценности.

Сегодня образовательные учреждения переживают воспитательную драму. Выстраиваемая столетиями система ценностей и идеалов на глазах превратились в пыль. Материальное главенствует над духовным, из-за чего у детей нарушено отношение к основным общечеловеческим ценностям. Все чаще подрастающее поколение обвиняют в отсутствии духовных ориентиров и веры, в агрессивности. Так что проблема нравственного и духовного воспитания молодежи является особенно актуальной, а выбор данной темы для курсовой работы не случаен.

Под воспитанием понимают передачу новым поколениям социально-исторического опыта для подготовки молодых людей их к творческой работе и жизни в обществе. Это процесс комплексного целенаправленного воздействия на детское развитие, подготовка ребенка к выполнению социальных ролей.

Воспитательная деятельность направлена на формирование личности, которая неразрывно связана с культурой. Всем известно, что культурным может называться лишь тот человек, который не только образован, но и способен развить и сохранить в себе семейные, социальные, общечеловеческие нравственные ценности и применять их в своей повседневной деятельности.

Важность нравственного воспитания неоднократно подчеркивалась Л.Н. Толстым. Он считал, что главной в жизни человека является наука о том, как увеличить число добрых дел и уменьшить число злых. [1]. 

Видя современных детей на улице, в транспорте и в других общественных мечтах, мы нередко ловим себя на мыслях об их недостойном поведении. Из-за чего они такие? Что делает их безнравственными? Чего не хватает им для достойной жизни? Как строить процесс их воспитания? Ответ один – настало время для пересмотра самой сути духовно-нравственного воспитания.

Взаимодействуя с семьей и обществом в целом, педагоги должны формировать у детей принципы и критерии оценки ежедневных жизненных ситуаций с точки зрения нравственности и морали [3]. На это и должно быть нацелено нравственное воспитание, которое реализуется через процессы самостоятельного развития, обучения, воспитания учащихся с применением комплекса различных факторов и мер. 

Эффективно вести нравственное воспитание возможно лишь в форме целостного процесса, который соответствует общечеловеческим моральным нормам. В результате этого процесса формируется нравственно цельная личность, у которой есть свободная нравственная воля, внутренняя свобода, умение владеть собой и т. д. Нравственность формируется непосредственно в процессе жизни ребенка, его решений, поступков, отношений с людьми. Большое значение имеет и нравственная среда, в которой формируется детская личность.

Есть, как минимум, 4 положения, определяющие актуальность рассматриваемой нами проблемы [5]:

  1. Современное общество нуждается в людях, которые обладают не только хорошими знаниями, но и выдающимися личными качествами.
  2. Сегодня ребенок испытывает влияние множества позитивных и негативных источников. Огромное количество информации ежедневно обрушиваются на ум и чувства ребенка, его сферу нравственности, которые пока не сформировались и не окрепли.
  3. Образование само по себе не делает человека нравственным и воспитанным. Эти личные качества определяются отношением человека к людям, уровнем его уважения к окружающим и доброжелательности.
  4. Наличие у ребенка нравственных знаний важно по двум причинам. Во-первых, ребенок понимает, как нужно вести себя в обществе, а во-вторых, знает, чем грозит нарушение общепринятых норм поведения ему и окружающим людям.

Большое влияние на нравственное развитие детей в процессе обучения оказывает личность наставника. В детском сознании фиксируются черты педагога: от жестов и стиля одежды до манеры общения с учениками и коллегами в разных обстоятельствах. Важной составляющей воспитания и обучения является контроль соблюдения установленных правил, дисциплины, аккуратности. [2]. От требовательности педагога зависит результат воспитательной работы. Грамотно организуя учебную и внеучебную деятельность, можно построить прочный фундамент для развития духовной культуры и нравственности ребенка.

Каким будет нравственный образ педагога в создании детей, зависит от его отношения к самому себе, к работе, к ученикам и другим людям. Если дети видят равнодушие и бестактность педагога к окружающим, это нарушает их нравственное развитие. Крайне важно не допускать расхождения слов с делом.

В России разработана концепция духовно-нравственного воспитания детей. Документ включает систему основных ценностей нации, разделенных на группы в зависимости по источникам человечности и нравственности, то есть по сфере сознания, социальной деятельности и отношений между людьми.[1].

Базовая система ценностей нашей страны состоит из следующих групп:

  1. Патриотической. Эта ценностная группа формируется любовью к России и к малой родине, к российскому народу, служением Отчизне.
  2. Социально-солидарной. В этой группе речь идет о личной и общенациональной свободе, способности доверять людям, проявлять милосердие, доброту, быть справедливым и честным, жить в чести и достоинстве.
  3. Гражданственной. В данную группу входят такие ценности как правовые основы государства и социума, долг перед Родиной, семьей, старшими. Она также включает понятия правопорядка и закона, свободы вероисповедания и совести.
  4. Семейной. В этой группе объединены верность и любовь, продолжение рода, здоровье, забота о младших и старших родственниках, почтение к родителям, достаток.
  5. Научной. Данная группа включает ценности познания, истины, выстраивания научной картины мира, формирования экологического сознания.
  6. Творческой и трудовой. Эта ценностная группа объединяет возможность созидательной деятельности, настойчивость и целеустремленность в работе, бережливость, трудолюбие.
  7. Природной. В этой группе объединяются такие ценности как родная земля, заповедные территории, вся наша планета и жизнь в целом.
  8. Искусствоведческой (литературной). Эта группа ценностей включает эстетическое развитие, красоту, гармонию, духовность, смысл жизни, нравственный выбор.
  9. Общечеловеческой Данная категория ценностей состоит из национального и культурного многообразия, прогресса, мирного сосуществования и сотрудничества разных народов.

Необходимо, чтобы у детей было сформировано представление обо всех составляющих системы национальных ценностей, чтобы они были способны разглядеть, принимать и понять и принять Россию во всем ее национальном единстве и многообразии. Для этого в целевую программу воспитания включаются все обозначенные выше базовые ценности.

В воспитании личности с развитой духовностью и нравственностью большую роль играет региональный компонент.

Работа в данном направлении идет, но пока ее сложно назвать достаточной. Не все дети хорошо знакомы с прошлым и настоящим малой родины, родного края. Для повышения познавательного интереса к истории своей земли, ее природе в образовательных организациях должны организовываться соответствующие дополнительные занятия (факультативы), внеурочная деятельность.

Все вышесказанное дает понять, что духовно-нравственное воспитание является видом воспитания, в которое встраиваются принципы, цели, методы и содержание нравственного и духовного воспитания. Оно реализуется для приобщения молодежи к существующим в социуме системам религиозных, гуманистических, этнических ценностей и позволяет создать условия для поиска и нахождения людьми личностных смыслов данных ценностей, на формирование желания и готовности жить в соответствии с ними.

Список литературы

  1. Амонашвили, Ш.А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики [Текст] / Ш.А. Амонашвили. – М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили,1998 – 80 с.
  2. Аплетаев, М. Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения / М.Н. Аплетаев. – Омск: ОмГПУ. – 2011. – 256 с.
  3. Бобинова, С.В. Воспитание культуры толерантности [Текст] / С.В. Бобинова // НШ. – 2020. – № 8 - С. 76–78.
  4. Набока, О.В. Психолого-педагогические основы формирования нравственных понятий у младших школьников / О.В. Набока // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2018. – №10. – С.112-118.
  5. Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Е. Н. Степанова. - М.: ТЦ « Сфера », 2014 - 128 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: