УДК 376.42

Развитие речи у детей с РАС старшего дошкольного возраста путем использования компьютерных технологий

Тимакова Ксения Сергеевна – магистрант Государственного университета просвещения.

Усольцева Елена Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Логопедии факультета Специальной педагогики и психологии Государственного университета просвещения.

Аннотация: В представленной статье нами рассмотрена проблема развития речи у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) старшего дошкольного возраста. Были раскрыты понятия: РАС, речевое развитие детей с РАС. Также было описано такое понятие, как ИКТ и его влияние на развитие речи у детей с РАС.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, старший дошкольный возраст, речь, информационно-коммуникационные технологии.

По МКБ-10 расстройства аутистического спектра или, по другому, РАС, описывается как разнородная группа нарушений нейроразвития, которая включает в себя различные классификации (синдром Аспергера, синдром Каннера, детский аутизм, атипичные аутизм и т.д.). [1, с.8]

Учеными было выдвинуто немало теорий, относительно этиологии РАС, но, несмотря на многочисленные исследования многие из них, остались неподтвержденными. Возможно, эта проблема будет до конца изучена в будущем. При этом выделяют следующие факторы, способствующие появлению РАС.

Наследственная предрасположенность. Несмотря на многочисленные споры, специалисты сходятся в одном: расстройство начинает формироваться уже в процессе внутриутробного развития плода. Поэтому нет сомнений в генетической природе данного нарушения. По мнению многих ученых, феномен развития этой патологии заключается в неудачном соединении генов и неблагоприятном воздействии на организм будущей матери окружающей среды (токсинов, вирусов, соматических заболеваний и т. п.).

Химические и биологические факторы. Некоторые ученые уверены, что стать провокатором заболевания могут обыкновенные вакцины для детей, но это мнение до сегодняшнего дня остается неподтвержденным. Поэтому если после проведения прививки в поведенческих реакциях и самочувствии ребенка возникли какие-либо выраженные изменения, скорее всего, речь идет о наличии не обнаруженного в прошлом расстройства, которое до этого момента являлось скрытым и ничем себя не проявляло. То есть вакцинация в данной ситуации вполне может сыграть роль так называемого патологического пускового механизма.

Перинатальная патология. У некоторых детей вскоре после рождения диагностируются органические поражения отдельных участков головного мозга, которые появились еще во время периода внутриутробного развития. Причины возникновения этих аномальных явлений обусловлены инфекционными заболеваниями матери в период беременности (в частности, краснухой), физическими и психическими травмами, а также риском, связанным с профессиональной деятельностью женщины (отравление организма солями тяжелых металлов, облучение и пр.).

Зарубежные исследователи по проблеме выявления причин РАС считают, что причинами могут быть: дефицит lgA, гетерозиготные мутации в гене RELN, также нарушение в генах MET, CNTNAP2 gene, SHANK3 gene и т.д. [8, с.249-250]

Признаки аутизма

Нарушение социальных взаимодействий является наиболее ярким признаком, отличающим аутизм от других нарушений развития. Дети, страдающие аутизмом, не могут полноценно взаимодействовать с другими людьми. Они не чувствуют состояние окружающих, не распознают невербальные сигналы, не понимают подтекста социальных контактов. Данный признак может выявляться уже у младенцев. Такие дети слабо реагируют на взрослых, не смотрят в глаза, охотнее фиксируют взгляд на неодушевленных предметах, а не на окружающих людях. Подрастая, дети не имитируют поведение окружающих, не реагируют на эмоции других людей, не участвуют в играх, рассчитанных на взаимодействие, и не проявляют интереса к новым людям. Дети позже начинают говорить, меньше и реже лепечут, позже начинают произносить отдельные слова и использовать фразовую речь. Они часто путают местоимения, называют себя «ты», «он» или «она».

На данный момент существует множество методик и игр для формирования самостоятельной речи у детей с РАС, например: игры с песком, лото, «Волшебный мешок», фразовый конструктор, а также интерактивные игры («Логомер-2», приложения Proloquo2G0, «Говори молча», «Сезам» и т.д.).

На последнем пункте, из указанных выше, остановимся поподробнее.

Что же подразумевает под собой ИКТ и в чем заключается его польза в обучении детей с РАС?

ИКТ в образовании – методы приема, сбора, передачи и хранения информации, общение между педагогом и учащимся, в том числе и дистанционное.

Современные технологии дают нам много возможностей для оказания коррекционной поддержки детей, например создание презентаций, поиск методик, разработка новых интерактивных игр и т.д.

В данной статье мной было проведено небольшое исследование по развитию самостоятельной речи у детей с РАС путем использования интерактивной игры.

Для данного исследования мной были придуманы и составлены игры для речевого развития детей с аутизмом, которые включает в себя:

  • игру «Телефон» (цель: работа над эмоционально-волевой сферой). На слайде изображен телефон, который при нажатии на него кнопкой мыши начинает звонить. Педагог изображает звонящего по этому телефону собеседника, после приветствия, ребенку предлагаются три эмоции: радость, злость и грусть, одну из которых он должен выбрать. Педагог спрашивает, какое настроение у ребенка сегодня, предлагая выбрать одну из картинок и называя эмоцию.
  • игру «Слова-действия» (цель: пополнение активного словаря глаголами). Ребенку последовательно демонстрируются анимационные картинки с действиями людей. Педагог задает вопрос: «Что делает?», а задача ребенка назвать нужный глагол.
  • игру «Семья» (пополнение активного словаря существительными по лексической теме «Семья»). Перед ребенком изображение семьи, состоящей из мамы, папы, сестры, брата и самого ребенка. Задача ребенка назвать членов семьи по порядку.
  • игру «Выбери правильно цвет» (цель: работа над речевой конструкцией «существительное + прилагательное). Ребенку по порядку демонстрируют картинки яблока, банана и сливы. Также справа предложены три цвета, один из которых должен выбрать ребенок. Педагог спрашивает ребенка: «Что это? Какого цвета?». Ориентируясь на вопросы педагога, ребенок должен сказать: «Яблоко красное, банан желтый, слива синяя».
  • игру «Сортируем вещи» (цель: научить ребенка сопоставлять вещи по категориям и функциям, пополнение активного словаря на лексическую тему «Одежда», «Посуда»). Перед ребенком представлены картинки: посудомоечная машина и стиральная машина. Также присутствуют следующие изображения: носки, чашка, брюки, кастрюля, миска. Для начала мы узнаем, знает ли ребенок названия всех предметов представленных на картинке, после чего распределяем одежду и посуду по нужным местам, задавая вопросы: «Куда ты положишь носки? Куда ты положишь брюки?» и т.д.
  • игру «Я говорю предложениями» (цель: развитие фразовой речи). Вместе с ребенком мы составляем фразы из появляющихся по порядку картинок: «Мама моет дыню», «Мама моет кеды», «Мама моет банан», «Мама моет лимон» и т.д.
  • игру « Найди пару» (цель: научить ребенка соотносить похожие друг на друга предметы, развитие визуального внимания).
  • игру «Съедобное-несъедобное» (цель: научить ребенка различать объекты на продукты, то есть съедобные предметы и несъедобное). Перед ребенком представлены изображения съедобных и несъедобных предметов. Задача ребенка, при помощи педагога определить, что можно есть, а что нельзя. Педагог задает вопросы: «Можно есть сыр?», «Можно есть помидор?», «Можно есть пуговицу?», «Можно есть брюки?». Ответами служат слова: можно, нельзя.
  • игру «Животные» (цель: введение в активный словарь слов по лексической теме «Животные»). Ребенку последовательно демонстрируют картинки, на которых изображены животные. Педагог задает вопрос: «Кто это?». Задача ребенка назвать нужное животное.

Участие в исследовании принимали дети с РАС возрастом от 5 до 7 лет, в количестве 10 человек, большинство успешно справились с представленными заданиями. При этом хочется отметить, что дети проявляли значительный интерес к выполнению заданий на компьютере, взаимодействовали с педагогом, удерживали внимание на продолжительное время, что может сказать нам об эффективности использования ИКТ в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Таким образом, при правильно проведенной работе, то есть сочетании подобранных интерактивных игр и помощи педагога, а также индивидуальному подходу к каждому ребенку, можно вывести речь на новый уровень.

Список литературы

  1. Клинические рекомендации «Расстройства аутистического спектра в детском возрасте: диагностика, терапия, профилактика, реабилитация». 2020 г.
  2. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
  3. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2.
  4. Петухова Е.И. Информационные технологии в образовании // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10.
  5. Тевс Д.П., Подковырова В. Н. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
  6. Андреева С.В. Развитие речи детей с расстройствами аутистического спектра // Специальное образование. – 2022. - №2
  7. Аналитическая справка о численности детей с расстройствами аутистического спектра в субъектах Российской Федерации в 2020 году [Электронный ресурс] // https://autism-frc.ru/ckeditor_assets/attachments/3646/analiticheskaya_spravka_monitoring_2020_na_blanke_frts_09_03_21.pdf
  8. Beatriz Sanabria-Barradas, Libna S. Gallardo-Beatriz, José A. Palma-Jacinto, Ana L. Calderón-Garcidueñas. The pathogenesis of autism spectrum disorder // Revista Mexicana de Neurociencia. – 2021. – P. 248-255.

Интересная статья? Поделись ей с другими: