УДК 37.013

Развитие связной речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями посредством использования мнемотехник

Левина Наталья Андреевна – магистрант Московского городского педагогического университета

Аннотация: В статье представлено исследование, посвященное технологии формирования связной речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Представлены данные оценки сформированности связной речи у учащихся первых классов с интеллектуальными нарушениями, обучающихся по программе 9.1. Определены основные трудности формирования связной речи, которые характерны для детей данной нозологической группы. Описано применение технологии развития связной речи у детей с интеллектуальными нарушениями посредством мнемотехник, в частности мнемотаблиц и «комикса». Предоставлены результаты оценки применения данной технологии на уроках развития речи и во внеурочное время.

Ключевые слова: связная речь, интеллектуальные нарушения, мнемотехника, монологическая речь, диалогическая речь.

Известно, что связная речь является одним из центральных условий успешной коммуникации, которая обеспечивает полноценную возможность передачи и усвоения социального опыта. Поэтому развитию связной речи уделяют особое внимание как в работе с детьми, имеющими обычное развитие, так и в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Изучением связной речи детей занимались такие исследователи как: В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Л.Р. Давидович, А.М. Леушина, Ф.А. Сохин, Т.Б. Филичева. Связную речь рассматривают как последовательное, развернутое, логически выстроенное высказывание, главной функцией которого является обеспечение коммуникации.

Дети с нарушениями интеллекта достаточно многочисленная категория обучающихся, для которых помимо трудностей познавательной деятельности характерны системные нарушения речи [2]. Наиболее выраженные трудности речевого развития связаны с формированием связной речи как монологической, так и диалогической. Исследованиями особенностями речевого развития детей с интеллектуальными нарушениями занимались следующие исследователи: М.Ф. Гнездилов, Л.Н. Ефименкова, В.Г. Петрова, С.Л. Рубинштейн, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина и др.

Связная речь является необходимым условием для эффективного включения младших школьников в учебную и социальную сферы жизни, а также крайне важна для воспитания и становления личности.

В настоящее время в специальной литературе в достаточной степени описаны методики связной речи детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями. При этом достаточно актуальным представляется поиск путей повышения развития связной речи, в том числе с включением инновационных техник и технологий. В последние годы особое внимание уделяется использованию мнемотехники (или мнемоники), что является технологией запоминания, составляющую систему способов и приемов, которые упрощают процесс запоминания и воспроизведения информации посредством выстраивания простых логических связей [3].

Недостаточное описание использования мнемотехники в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями и большая значимость развития связной речи определили актуальность темы нашего исследования.

Нами было проведено исследование, целью которого было создание и апробация технологии развития связной речи у детей с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста с использованием средств мнемотехники на уроках развития речи.

Исследование проводилось на базе учебного корпуса инклюзивного образования «Надежда» ГБОУ Школы №2129. В исследовании приняли участие 15 учащихся 1-х классов, обучающихся по программе 9.1., проходящих обучение очно. На формирующем этапе исследования учащиеся были разделены на экспериментальную и контрольную группы.

Для оценки состояния связной речи участников нами были использованы ряд методов: анализ психолого-педагогической документации, направленное наблюдение, анкетирование родителей, проведение диагностической методики. На констатирующем этапе мы использовали методику Р.И. Лалаевой [1].

Результаты исследования показали, что все дети без исключения имеют трудности в использовании связной речи как диалогической, так и монологической речи. На констатирующем этапе исследования нам удалось выявить следующее: дети используют простые речевые конструкции (часто просто слово в начальной форме), многим детям сложно поддерживать диалог; речь учащихся изобилует грамматически неправильными предложениями, во время рассказывания дети допускают большое количество смысловых, логических ошибок, путают последовательность действий – все это приводит к потери смысловой целостности рассказа и осложняет его восприятие.

Также нам удалось подтвердить положение о том, что монологическая речь у детей с интеллектуальными нарушениями страдает в большей степени, чем диалогическая речь. Ниже в диаграммах приведены результаты методики на оценку уровня связной диалогической речи (рис.1) и монологической речи (рис.2). Уровни расположены от высокого (I уровень) до низкого (V уровень).

image001

Рисунок 1. Оценка состояния диалогической речи.

image002

Рисунок 2. Оценка состояния монологической речи.

Предоставленные данные позволяют говорить о том, что обучающиеся нуждаются в системных занятиях, направленных на развитие связной речи: в рамках групповых и индивидуальных занятий. В ходе нашего исследования мы проводили занятия с использованием мнемотехник на уроках «Речевая практика», «Чтение», «Мир природы и человека».

В качестве средств мнемотехники мы использовали: мнемотаблицы и материалы по «комикс» [4]. Мнемотаблица состоит из отдельных мнеквадратов, каждый из которых содержит определенную информацию в виде изображения, знака, символа, в то время как «комикс» состоит из «текстовых пузырей» (реплик). Исходя из данных отличий, мы считаем, что мнемотаблицы эффективны в работе по формированию монологической связной речи, а «комикс» – диалогической связной речи.

 Данные средства мнемотехники мы использовали на следующих этапах урока: при обобщении, закреплении (рис.3), а также при актуализации ранее пройденного материала. В ходе урока использовалась одна мнемотаблица или «комикс». Таблицы и «комиксы» также давались в качестве домашней работы с целью отработки и закрепления полученных знаний или для заучивания стихотворения (рис.4). С родителями учащихся был проведен мастер-класс по использованию мнемотаблиц и «комикса».

image003

Рисунок 3. Мнемодорожка «Я видел (что?)».

image004

Рисунок 4. Мнемотаблица для заучивания стихотворения.

По истечении учебного года нами был проведен контрольный этап исследования, целью которого была оценка эффективности предложенной нами технологии развития связной речи посредством мнемотехник. На диаграммах представлены результаты выполнения заданий на контрольном этапе участниками экспериментальной (рисунок 5) и контрольной групп (рисунок 6).

image005

Рисунок 5. Результаты участников экспериментальной группы.

image006

Рисунок 6. Результаты участников контрольной группы.

Таким образом, качественный и количественный анализ полученных результатов выявил следующее: участники экспериментальной группы стали чаще использовать словосочетания или простые предложения в речи; многим стало проще поддерживать диалог; также нам удалось наблюдать, что дети стали мотивированнее к речевой деятельности (задают вопросы, отвечают на вопросы, некоторые участники даже что-то пытаются рассказать); речь учащихся часто соответствует ситуации. В целом результаты участников экспериментальной группы качественно отличаются от результатов участников контрольной группы.

Все выше сказанное, дает нам основание утверждать, что наша технология является эффективной для работы по формированию навыков связной речи у детей с интеллектуальными нарушениями.

Преимуществами использования нашей технологии мы считаем: ее наглядность, интерактивность, а также последовательность и логичность передачи содержания речевого высказывания.

Список литературы

  1. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: учебно-методическое пособие. – СПб: Наука-Питер, 2006. 102 с.
  2. Лалаева Р.И. Формирование операций порождения связных высказываний у умственно отсталых школьников // Принципы и методы логопедической работы. – М.: Просвещение, 2015. 139 с.
  3. Подлиняев О. Л. Эффективная память: учеб. пособие – 8-е изд., испр. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2016. 199 с.
  4. Comics in the Classroom: Why Comics? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://teach.com/resources/why-comics. (Дата обращение: 15.04.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: