УДК 373

Исследование вопросов высокого порядка на развитие критического мышления обучающихся на уроках химии

Нурекенова Айгуль Ныгметулловна – доцент Государственного университета им. Шакарима города Семей (Республика Казахстан)

Мукиянова Рыстай Ергазыевна– магистрант Государственного университета им. Шакарима города Семей (Республика Казахстан)

Аннотация: В настоящее время благодаря развитию всемирной сети интернет школьники перегружены информацией. Поэтому перед преподавателями стоят задачи дать не столько полноценные знания, сколько научить мыслить самостоятельно, аргументировать свое мнение, прогнозировать события, ставить под вопрос новые знания и проверять их надежность, находить пользу, оценивать релевантность актуальность новой информации. Такие навыки называют критическим мышлением.

Ключевые слова: критическое мышление, вопросы высокого порядка.

Коттрелл утверждает, что навыки критического мышления помогают обучающимся улучшить внимательность и наблюдательность, определить ключевые моменты в тексте, улучшают их способность реагировать на них, расширяют знания о том, как легче донести свою точку зрения, и совершенствуют навыки анализа [6]. Другими словами, обладатели навыков критического мышления будут легко разбираться в окружающей их ситуации и уверенно принимать решения.

Критическое мышление является рефлексивным, потому что оно предполагает обдумывание определенной проблемы сразу с нескольких разных точек зрения, включая мышление о том, каков правильный метод решения проблемы [3]. Современные технологии обеспечивают развитие критического мышления у каждого школьника. Уровень мышления учащихся сильно зависит от вопросов, которые учитель задает на уроке. При разработке занятия можно опираться на таксономию Блума. Таксономия Блума – педагогический инструмент, которым пользуются преподаватели при составлении плана занятия и при проверке знаний, благодаря таксономии Блума педагог может развивать способности учащихся. Для учителей и учеников процесс обучения становится более структурированным, организованным, понятным. Вопросы уровня знание, понимание, применение относятся к вопросам низкого порядка, вопросы уровня анализ синтез оценка относятся к вопросам высокого порядка. Включение навыков критического мышления в учебную программу посредством обучения на основе постановки вопросов высокого порядка помогает поддерживать образованное общество, готовит учащихся к успеху в карьере и в жизни, а также готовит учащихся к выполнению государственных и национальных тестов и стандартов [1, с. 136].

Подготовка учителя к занятию сводится к поиску путей, способов, приемов и методов для построения работы на каждом уроке так, чтобы формировать критическое мышление школьника [4]. Примером занятия для развития критического мышления может служить урок для учеников 9 классов среднеобразовательной школы по теме « Общая характеристика металлов».

Данное занятие будет построено по технологии развития критического мышления.

Первый этап – мотивация или вызов. Для этого преподаватель задает вопросы:

  1. Где в Периодической системе химических элементов располагаются металлы? – вопросы низкого порядка, уровень «Знание».
  2. Напишите строение атомов натрия, магния и алюминия. Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне имеют атомы металлов? – вопросы низкого порядка, уровень «Понимание и применение».

Второй этап – осмысление. Металлы – это вещества, обладающие высокой электро – и теплопроводностью, пластичностью, ковкостью и металлическим блеском.

Na +11 )2)8)1 1s2 2s2 2p6 3s1

  1. Напишите уравнение ОВР натрия с водой – вопросы низкого порядка, уровень «Применение».

2Na +2H2O=2NaOH + H2

Na0 -1e=Na+1 – восстановитель, окисление

2H-1 -2e = H20 – окислитель, восстановление

  1. Как меняется способность отдачи электронов с ростом атомного ядра в группе подгруппе? – вопросы высокого порядка, уровень «Анализ».
  2. С чем связана легкость отдачи валентных электронов у атомов металлов? – вопросы высокого порядка, уровень «Анализ».

Кристаллическая решетка металлов – структура, состоящая из ионов и атомов металла, а между ними свободно передвигаются электроны. Связь между ионами металлов называют металлической.

Физические свойства

Металлы обладают металлическим блеском.

Электропроводность и теплопроводность металлов вызвано наличием электронов свободно передвигающихся по всему объему кристаллической решетки.

Классификация металлов

По плотности:

  1. Легкие – плотность выше 5г/см3
  2. Тяжелые – плотность выше 5 г/см3

По температуре плавления:

  1. Легкоплавкие t пл < 1000 0C – Na, Hg
  2. Тугоплавкие t пл >1000 0С – Fe, Cr

По твердости:

  1. Мягкие – щелочные металлы
  2. Твердые – Cr, Mo

Химические свойства металлов

  1. Исходя из строения атома металлов, как вы думаете, какими химическими свойствами обладают атомы металлов и почему?
  2. Напишите уравнение реакции металлов с простыми веществами с кислородом, с неметаллами.
  3. Напишите уравнения реакции металлов со сложными веществами с кислотами, солями. Как происходит вытеснение водорода из разбавленных его кислот и вытеснение металлов другими металлами из растворов солей

Третий этап – рефлексия.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Знание. Какие вещества называют металлами.
  2. Понимание. Какой металл обладает наиболее выраженными восстановительными способностями Co, Fe, Na, Mg.
  3. Применение. Напишите уравнение реакции металлов с простыми и сложными веществами.
  4. Анализ. Почему щелочные металлы в отличие от других металлов более активно взаимодействуют с водой? В чем заключается сущность металлической связи и кристаллической решетки на свойства металлов.
  5. Синтез. Напишите уравнение реакции получения металлов в лаборатории.
  6. Оценка. Напишите вывод по теме «Металлы», какова роль металлов в жизни человека.

Вопросы высокого порядка – это главный инструмент преподавателей в развитии критического мышления, используя его он получает возможность создавать логические цепочки новых знаний, и контролировать правильность причинно-следственных связей установленных при изучении нового материала.

Список литературы

  1. Астахова Л.В., Харлампьева Т.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности. Монография / Под научн. ред. Л.В. Астаховой. – М.: РАН, 2012. – 136 с.
  2. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. Пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. – Москва: Гардарики, 2003. – 480 с.
  3. Гурова Л.Л. Психология мышления. М.: ПЕР СЭ, 2014. – 136 с.
  4. Зверева, Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании / Н. А. Зверева // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). – Казань: Бук, 2015. – С. 161-164.
  5. Коттрелл С., Искусство мыслить и успех в учебе, карьере, жизни. 500 упражнений для развития мозга / С. Коттрелл. – М.: ЭКСМО, 2016. – 288 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: