УДК 371.111

Цифровая компетентность руководителя образовательной организации

Ковалев Евгений Евгеньевич – доцент кафедры Прикладной информатики и вычислительной математики Московского педагогического государственного университета.

Савельева Елена Вячеславовна – магистрант Московского педагогического государственного университета.

Аннотация: В статье анализируется проблема цифровой компетентности руководителей образовательных организаций. Рассматривается проблема профессиональной подготовки современного руководителя образовательной организации в условиях цифровизации общества, проблема недостаточности образовательных программ для определения и повышения цифровой компетентности руководителя образовательной организации.

В ходе анализа статей и исследований выявляются и формулируются проблемы цифровой компетентности руководителей образовательных организаций, всё ещё существующие в условиях быстрого технологического прогресса.

Ключевые слова: цифровая компетентность руководителя образовательной организации, управление образовательной организацией, цифровая образовательная среда, цифровизация образования.

Основным стратегическим документом цифровизации сферы образования России стал федеральный проект «Цифровая образовательная среда», включенный в национальный проект «Образование», рассчитанный на период с 2018 по 2024 годы. Таким образом, к 2024 году в каждой образовательной организации должна быть создана функциональная цифровая образовательная среда, отвечающая всем правовым требованиям, образовательным стандартам и пользовательским запросам. 

Проблема профессиональной подготовки современного руководителя образовательной организации в условиях цифровизации общества весьма актуальна. В п. 3 ст.16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) законодательно закреплено, что «электронная информационно-образовательная среда включает в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме». [1]

Компетентностный подход в образовании актуализирует потребность в подготовке нового специалиста - специалиста XXI века, который сможет самостоятельно устанавливать и добиваться решения поставленных задач, исходя из целей своей профессиональной деятельности. Современное состояние развития общества настоятельно диктует необходимость овладения управленческими кадрами системы образования как познавательными потребностями, так и профессиональными интересами. В этой связи, умение управленца связать в единую систему познавательные и профессиональные мотивы усиливает осознанное отношение к образованию, самообразованию и формированию личности в целом.

Управление образовательной организацией в условиях цифровой образовательной среды требует от руководителей достаточного уровня цифровой компетентности. В связи с чем становится необходимым создание системы контроля компетентности руководителя ОО и повышения его квалификации в области цифровых технологий.

Проблема заключается в недостаточности образовательных программ для определения и повышения цифровой компетентности руководителя образовательной организации.

Существует множество исследований, статей и публикаций по данной проблеме, а также программ и проектов, направленных на повышение цифровой компетентности руководителей образовательных организаций.

Например, авторы статьи «Цифровая компетентность руководителя образовательной организации: сущность и направления формирования. Известия Уральского государственного педагогического университета» Кучерова Л. Н. и Прудникова О. Ю. рассматривают направления формирования цифровой компетентности у руководителей образовательных организаций, такие как обучение цифровым технологиям, развитие информационно-коммуникационных компетенций, участие в конференциях и семинарах, использование онлайн-ресурсов для самообразования и т.д. [5]

В статье также приводятся примеры эффективной практики формирования цифровой компетентности у руководителей образовательных организаций.

Однако, несмотря на это, вопросы повышения цифровой компетентности руководителей образовательных организаций продолжают оставаться открытыми и требуют дальнейших исследований и разработок.

Было предположено, что включение дополнительной образовательной программы по оценке и повышению компетентности руководителя образовательной организации будет способствовать повышению компетентности руководителя образовательной организации, а значит и реализации к тиражированию образовательной программы средствами цифровых технологий, обеспечивающих результативность деятельности. 

Проблема цифровой компетентности руководителей образовательных организаций имеет высокую степень разработанности, поскольку она является актуальной и важной в свете быстро меняющихся технологий и требований к образованию в цифровую эпоху. Существует множество исследований, статей и публикаций по данной проблеме, а также программ и проектов, направленных на повышение цифровой компетентности руководителей образовательных организаций. Кроме того, в различных странах мира проводятся конференции, семинары и другие мероприятия, посвященные данной тематике, что свидетельствует о значительном интересе к этой проблеме.

Статья Алиева А. (2019) "Цифровая компетентность руководителя образовательной организации: особенности и проблемы формирования" рассматривает вопросы формирования цифровой компетентности руководителей образовательных организаций. Однако, на ряду с этим автор освещает проблемы, возникающие при этом, и предлагаются рекомендации по ее развитию. Также автор обращает внимание на необходимость постоянного обновления знаний и навыков в области цифровых технологий для эффективного управления образовательными учреждениями в условиях быстрого технологического прогресса. [2]

Однако, несмотря на это, вопросы повышения цифровой компетентности руководителей образовательных организаций продолжают оставаться открытыми и требуют дальнейших исследований и разработок, проблемы цифровой компетентности руководителей образовательных организаций все еще существуют в условиях быстрого технологического прогресса. Ниже перечислены некоторые из них:

  1. Отсутствие понимания и осознания важности цифровой компетентности. Некоторые руководители образовательных организаций не придают должного значения цифровой компетентности, что может привести к недостаточному внедрению цифровых технологий и упущению возможностей для развития образовательного процесса.
  2. Недостаточная подготовка и обучение. Некоторые руководители образовательных организаций могут не иметь достаточной подготовки и опыта в использовании цифровых технологий, что затрудняет их применение в образовательном процессе.
  3. Неэффективное управление. Руководители образовательных организаций могут столкнуться с проблемами в эффективном управлении цифровыми технологиями и проектами, связанными с их внедрением.
  4. Недостаточное внимание к безопасности данных. Руководители образовательных организаций могут не иметь достаточного понимания вопросов безопасности данных, что может привести к нарушению конфиденциальности и утечке информации.
  5. Недостаточное финансирование. Внедрение цифровых технологий в образовательный процесс требует дополнительных финансовых затрат, и некоторые руководители образовательных организаций могут столкнуться с проблемами в получении необходимого финансирования.
  6. Необходимость постоянного обновления. Технологии развиваются быстро, и руководители образовательных организаций должны постоянно обновлять свои знания и навыки в области цифровых технологий, чтобы эффективно применять их в образовательном процессе.

Для более детального изучения проблем формирования и развития цифровой компетентности руководителей образовательных организаций, а также различные подходов к оценке и повышению уровня цифровой компетентности руководителя образовательной организации были рассмотрены несколько статей.

Статья «Формирование цифровой компетентности управленческого персонала образовательной организации. Образование и наука» Ковалевой Е. А. и Соколова Е. В. посвящена проблеме формирования цифровой компетентности управленческого персонала образовательной организации. Авторы рассматривают сущность цифровой компетентности, анализируют ее основные составляющие и описывают инструменты и методы, которые помогут руководителям образовательных организаций повысить свою цифровую компетентность. Основное внимание уделено роли руководителя в процессе формирования цифровой культуры в образовательной организации, а также описываются практические шаги, необходимые для развития цифровых компетенций руководителя. [4]

Всё вышеперечисленное позволяет выделить следующие ключевые навыки и знания, которыми должен обладать руководитель образовательной организации:

  1. Умение использовать информационные технологии в своей работе, такие как электронная почта, онлайн-конференции, облачные хранилища, веб-сервисы, электронные таблицы и текстовые редакторы.
  2. Понимание цифровой культуры и принципов защиты данных, включая законы о защите персональных данных.
  3. Умение анализировать и использовать данные для улучшения образовательного процесса и принятия решений.
  4. Умение организовывать обучение и поддержку персонала в области цифровых технологий.
  5. Понимание и использование цифровых ресурсов и онлайн-обучения для образования.
  6. Умение разрабатывать и реализовывать цифровые стратегии и планы развития образовательной организации.
  7. Умение оценивать и улучшать качество материалов и программ, используя цифровые инструменты и методы.
  8. Умение проводить обучение персонала в области цифровых технологий и интегрировать их в учебный процесс.
  9. Понимание роли социальных сми в образовательном процессе и умение использовать их для привлечения студентов и рекламы своих услуг.
  10. Умение использовать цифровые технологии для совместной работы и коммуникации с другими образовательными организациями и учреждениями.

Цифровая компетентность руководителей образовательной организации необходима для успешного развития учебных заведений в нашу цифровую эпоху. Она помогает повысить эффективность управления, повысить качество образования и сделать процесс обучения более интересным и увлекательным для студентов и преподавателей.

В целом, цифровая компетентность руководителя образовательной организации включает в себя понимание и экспертизу в использовании современных технологий, которые могут улучшить образовательный процесс и повысить качество обучения в условиях быстро меняющегося информационного и технологического пространства.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 03.08.2018 г.) // [Электронный ресурс] URL: https://duma.consultant. ru/page.aspx?1646176 (дата обращения: 14.05.2023)
  2. Алиев, А. (2019). Цифровая компетентность руководителя образовательной организации: особенности и проблемы формирования. Инновационная наука, 6(1), 42-47.
  3. Аринушкина А.А. Информационные технологии в реализации модели управления развитием профессионально значимых качеств руководителей структурных подразделений // Учёные записки ИУО РАО. - 2011. - № 37. - С. 33-40.
  4. Ковалева, Е. А., & Соколов, Е. В. (2020). Формирование цифровой компетентности управленческого персонала образовательной организации. Образование и наука, (6), 126-143.
  5. Кучерова, Л. Н., & Прудникова, О. Ю. (2019). Цифровая компетентность руководителя образовательной организации: сущность и направления формирования. Известия Уральского государственного педагогического университета, 1(187), 84-91.

Интересная статья? Поделись ей с другими: