УДК 37

Теоретико-методические аспекты практической подготовки будущего учителя по обеспечению безопасности образовательного процесса

Гусев Александр Владимирович – аспирант Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина.

Прохоров Дмитрий Владимирович – аспирант Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина.

Хохлов Максим Сергеевич – аспирант Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина.

Аннотация: В рамках представленной работы выделены важные методологические аспекты практической подготовки учителей для обеспечения безопасной образовательной среды. В данной статье будет рассмотрена теоретико-методические аспекты практической подготовки будущего учителя по обеспечению безопасности образовательного процесса. В образовательной организации одним из приоритетов является обеспечение безопасности участников образовательного процесса. Это направлено на сохранение жизни и здоровья обучающихся во время учебы. Однако безопасность в образовательном пространстве включает в себя не только индивидуальную безопасность каждого ученика, но также обеспечение коллективной безопасности всего коллектива образовательного учреждения. В настоящее время отечественное преподавание и воспитание сталкиваются с множеством социальных задач, связанных с профессиональной деятельностью будущих педагогов в новой социальной реальности. Эта реальность является достаточно сложной, противоречивой и неоднозначной, и может быть рассмотрена как в позитивном, так и в деструктивном смысле. Для обеспечения безопасности образовательной среды современным учителям необходимо обладать профессиональными способностями. В их задачу входит не только обучение, но и воспитание нового поколения, которое будет готово к жизни в сложном мире.

Ключевые слова: безопасность, образовательная среда, развитие личности ребенка, подготовка учителей, новая социальная реальность.

Обеспечение безопасности участников образовательного процесса в образовательной организации - это один из основных приоритетов, который направлен на сохранение жизни и здоровья обучающихся во время учебы. Но безопасность в образовательном пространстве не ограничивается только индивидуальной безопасностью каждого ученика - это также обеспечение коллективной безопасности всего коллектива образовательного учреждения.

В современном мире, отечественному преподаванию и воспитанию предстоит решать множество социальных задач, связанных с профессиональной деятельностью будущих педагогов в новой социальной реальности. Данная реальность достаточно сложная, неоднозначная и противоречивая, она может быть рассмотрена как в позитивном, так и в деструктивном смысле.

Современные учителя должны обладать необходимыми профессиональными способностями для обеспечения безопасности образовательной среды. Их задача – не только обучать, но и воспитывать новое поколение, которое готово к жизни в сложном мире. В этом ключевую роль играют компетентность, терпимость, эмпатия и умение правильно ориентироваться в современной культурной реальности [5, c.137].

В современном мире безопасность образовательной среды для детей является чрезвычайно важной. Ведь только в безопасной среде ребенок может чувствовать себя комфортно и успешно развиваться как личность. Кроме того, обеспечение безопасности образовательной среды требует определенной профессиональной готовности учителя к осуществлению такой деятельности.

Ключевым моментом в обеспечении безопасности образовательной среды является подготовка учителя. Она представляет собой личностное образование, включающее в себя положительное отношение педагога к подобной деятельности, черты характера, адекватные требованиям, предъявляемым деятельностью по обеспечению безопасности образовательной среды, а также специальные творческие способности учителя.

Подготовка учителя к обеспечению безопасности образовательной среды является необходимым условием сохранения психического, физического, социального здоровья ребенка, реализации его потенциальных возможностей, позитивного личностного развития, психосоциального благополучия. Для этого учителю необходимо иметь устойчивые профессионально важные особенности восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевых качеств специалиста [6, c.46].

Когда речь заходит о готовности специалиста к выполнению задач по обеспечению безопасности образовательной среды, следует учитывать несколько важных компонентов. Рассмотрим их подробнее.

Одним из таких компонентов является мотивационный компонент, который выражается в положительном отношении учителя к данной профессиональной деятельности, стремлении к собственным творческим успехам и потребности успешно выполнять поставленные задачи.

Не менее важную роль играет ориентационный компонент. Знания и представления об особенностях и условиях деятельности по обеспечению безопасности образовательной среды, а также о требованиях, предъявляемых к личности специалиста в этой области, тоже необходимы для успешного выполнения задач.

Операциональный компонент представлен владением специалистом способами и приемами, необходимыми для реализации данной профессиональной деятельности. Волевой компонент определяет наличие должного самоконтроля и способность управлять образовательной действительностью. И, конечно, не стоит забывать об оценочном компоненте, который связан с оценкой эффективности данного направления профессиональной деятельности.

Обеспечение безопасности участников образовательного процесса - это один из главных приоритетов образовательных организаций. Для этого необходимо учитывать множество условий и требований. Важными условиями являются выполнение законодательных и нормативных правовых актов, которые регулируют создание безопасных условий в образовательной организации, а также предотвращение несчастных случаев с обучающимися в ходе образовательного процесса и при проведении различных мероприятий в рамках образовательной деятельности, например, выездов и спортивных соревнований [5, c.139].

Начальные условия безопасности в образовательной организации могут быть определены на основе общих принципов безопасности, а также конкретных потребностей и возможностей учреждения. Также необходимо учитывать особенности каждого обучающегося и обеспечивать индивидуальный подход к безопасности.

Для обеспечения безопасности участников образовательного процесса необходимо проводить регулярное обучение педагогических работников и обучающихся правилам безопасности, а также организовывать проверки и контроль за их соблюдением [6, c.49].

Наряду с этим, важно осуществлять техническую поддержку и обслуживание оборудования и помещений образовательной организации, чтобы предотвратить возможные аварии и неисправности, а также проводить регулярную проверку на соответствие безопасным стандартам.

Следование всем этим условиям позволит обеспечить безопасность участников образовательного процесса и создать здоровые и безопасные условия для их обучения и развития.

Проведение спортивно-массовых мероприятий, посещение музеев, выставок, конференций и других мероприятий - это не только интересно и познавательно, но и полезно для учащихся. Ведь таким образом они могут расширять свой кругозор, узнавать новое и развивать свои навыки и способности. Однако, не менее важно обеспечить безопасность участников мероприятий и предупредить возможные травмы. В этом вопросе роль играет не только организатор мероприятий, но и сами учащиеся, которые должны соблюдать правила безопасности и не рисковать своим здоровьем. Обучение основам первой помощи, проведение инструктажей и тренингов по безопасности - это необходимые меры, которые помогут избежать травм и сохранить здоровье участников [1].

Таким образом, обеспечение безопасных условий проведения образовательного процесса - задача, которая требует особого внимания и постоянной работы. Для обеспечения безопасной образовательной среды учебном заведении необходимо проводить систематическую работу по всем направлениям. Организационное направление включает в себя создание правил и инструкций для обучающихся, а также обучение их правилам поведения в различных ситуациях. Информационное направление - это распространение информации о правилах безопасности, агитация и пропаганда здорового образа жизни. Обучающее направление - это предоставление обучающимся знаний и навыков, которые помогут им сохранить свое здоровье и жизнь.

Таким образом, для того, чтобы обеспечить безопасную образовательную среду, необходима системная работа. Это включает в себя разработку и соблюдение правил пожарной безопасности, организацию профилактических мероприятий, контроль за доступом в школу и многое другое [6, c.208].

Безопасная образовательная среда - это не только физическая безопасность, но и психологическая [3]. Школьники должны чувствовать себя защищенными и комфортно в учебной среде. Для этого необходимо создание условий для позитивного развития личности учеников, в том числе их эмоционального состояния.

В целом, обеспечение безопасности в образовательной среде - это многомерный процесс, который требует непрерывного контроля и оценки, но который необходим для того, чтобы все участники образовательного процесса могли развиваться в безопасной и защищенной среде. Важно, чтобы каждый участник образовательного процесса осознавал свою ответственность и принимал необходимые меры для обеспечения безопасности.

Безопасность образовательной среды - важный аспект обучения и воспитания в школе [2,с.12]. Готовность учителя к обеспечению безопасности образовательной среды играет решающую роль в эффективности обучения и благополучии детей. Таким образом, готовность специалиста к выполнению задач по обеспечению безопасности образовательной среды школы является сложной структурной категорией, которая включает в себя множество аспектов. Без учета всех этих компонентов невозможно говорить о полноценной подготовке специалиста к выполнению данной профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Безопасность образовательного процесса в школе. Электронный ресурс. Режим доступа: https://sh-voslebovskaya-r62.gosweb.gosuslugi.ru/nasha-shkola/bezopasnost-obrazovatelnogo-protsessa-v-shkole/ (дата обращения: 29.04.2023)
  2. Камерилова Г.С., Картавых М.А., Прохорова И.В. Коммуникативная компетентность личности в области безопасности жизнедеятельности: монография. М., 2017. с. 212
  3. Картавых М.А., Филатова О.М. Концепция методической подготовки учителя безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. №3. URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/507 (дата обращения: 01.05.2023).
  4. Коблева А.Л. Гибкие компетенции» как драйверы системы дополнительного профессионального образования в формировании готовности педагога к проектированию безопасной развивающей образовательной среды // Вестник педагогических наук №2. – 2021. - С.45-48.
  5. Коблева А.Л. Теоретические положения и технология проектирования безопасной профессионально-образовательной среды // Вестник СКФУ №4(79). – 2020. - С.133-139.
  6. Практическая подготовка будущих педагогов к формированию безопасной развивающей образовательной среды: антропологический аспект // Научные исследования и инновации. 2020. – c.207-216.

Интересная статья? Поделись ей с другими: