УДК 7.012.185

Компьютерные технологии в художественной росписи ткани

Каткова Татьяна Николаевна – студентка Южного федерального университета Академии архитектуры и искусств

Аннотация: В статье рассматривается возможности применения компьютерных технологий в области декоративно-прикладного искусства, росписи ткани, которая всегда отождествляется исключительно с рукотворностью произведений. При этом работа художника всегда будет иметь первоочередное значение по отношению к компьютерным технологиям. Исследование проводится на основе научной литературы и описания опыта авторской художественной деятельности. Исследование носит обзорный характер. Выявлены и обозначены варианты применения графических редакторов и специализированных программ на разных этапах авторского художественного процесса росписи ткани, с целью его совершенствования. Итогом исследования служит описание основных технологических процессов художественной росписи ткани, которые могут выполняться с применением компьютерных технологий.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, текстильный дизайн, роспись текстиля, компьютерные технологии в художественном текстиле, технология росписи ткани, художественная роспись ткани, изображения на ткани.

Активное развитие цифровых технологий и повсеместная компьютеризация технологических процессов закономерно оказывает влияние и на область декоративно-прикладного искусства. Компьютер со специализированными программными продуктами становится высокотехнологичным инструментом в руках художника, позволяющим ускорить рутинные процессы, расширить диапазон творческих возможностей, эффектно презентовать результаты авторского труда, при этом не снижая его значимости [1]. 

Месту и роли компьютерных технологий в декоративно-прикладном искусстве посвящены исследования авторов: Д. Ю. Антоновой, А. С. Бахитовой, Т. В. Белой, И. А. Власовой, Л. В. Мальцевой, Н. С. Мамыриной, А. А. Мухаркиной, Т. З. Наурбиева, Д. З. Наурбиевой, С. У. Тулегеповой, Л. Н. Турлюн, Л. В. Шокоровой.

Вопрос применения компьютерных технологий на разных этапах проектирования текстильных композиций раскрывается в публикациях авторов: П. Н. Бесчастного, В. Г. Бугаева, М. М. Головановой, Л. Б. Каршаковой, А.О. Кузнецовой, Н. А. Мальгуновой, В.А. Шепиловой и других.

Применение компьютерных технологий в процессе проектирования объекта декоративно-прикладного искусства, в частности, панно в технике художественной росписи ткани, начинается на этапе проектного анализа и изучения аналогов с помощью сети Интернет. Поиск творческих источников и аналогов на этапе проектного анализа чаще всего происходит на тематических ресурсах, в социальных сетях, в сообществах мастеров декоративно-прикладного искусства. Помимо сбора визуальной информации, у художника есть возможность прямого общения и обмена опытом практической творческой деятельности с другими авторами, не зависимо от географического положения. В частности, автору произведений можно задать интересующие вопросы, пройти обучение на мастер-классах, войти в профессиональное интернет-сообщество.

Разработка эскизов произведений так же значительно упрощается, благодаря применению специализированных графических редакторов, обладающих широким спектром возможностей. Форэскизы могут выполняться на бумаге и переводиться в цифровой вид по средством сканирования или фотографирования на цифровую камеру. Создание эксизов можно выполнять сразу в графических редакторах: «Sai», «Krita», «A.Photoshop» и другие. Наиболее удобно работать над эскизами с помощью графического планшета.

Редактирование эскизов, изменение пропорций, внесение изменений в детали изображения, поиски цветового решения и цветокоррекция, применение фильтров и эффектов, увеличение эскиза до размера росписи, – все эти действия доступны с помощью графических редакторов и значительно сокращают время, потраченное на поиски окончательного решения произведения. Подготовительные графические изображения в масштабе готового произведения – «картоны», полученные таким способом, распечатываются на плоттере существенно сокращая временные затраты на данный технологический процесс.

Цифровая визуализация результатов творческой деятельности дает понятное, эффектное представление о том, как произведение будет выглядеть в среде. Для визуализации используются как программы трехмерного проектирования («3D maх», «SketchUp», «Blender»), так и редакторы двумерной графики. Самый простой способ – наложить изображение объекта на фотографию пространства, которое по замыслу будет его окружать (интерьер или экстерьер). Технически это возможно выполнить, используя редактор «A. Photoshop» и специально подготовленные файлы-изображения «мокапы», которые представляют собой, фотореалистичные модели предметов или окружения, среды. Они помогают наглядно показать, как работа будет выглядеть, например, на экране телефона, в интерьере, галерее или нанесенной на поверхности различных объектов, таких как сувенирная, рекламная продукция.

Тиражирование авторских работ, выполненных в технике росписи ткани – технологический процесс, который значительно упрощается с развитием компьютерных технологий и цифровых печатающих устройств. Так, например, платок с авторской росписью можно перевести в цифровой вид сканированием или фотографированием, подвергнуть некоторой цифровой обработке и напечатать партию цифровых копий на ткани высокого качества. Цифровые технологии печати позволяют выполнять любые тиражи, начиная от одного экземпляра. Печать также можно выполнять не только на текстиле, но и на любых других поверхностях. Это позволяет сделать авторскую роспись элементом дизайна комплекса объектов или фирменного стиля.

Художники часто используют «жикле» для тиражирования своих произведений и снижения их стоимости. Технология «жикле» – это высококачественное воспроизведение любого художественного произведения на холсте или ткани. Такая технология стала возможной благодаря использованию современной компьютерной техники.

В сфере легкой промышленности актуальной тенденцией в дизайне текстиля является ткань с изображением эффектов рукотворной росписи: потеков, переходов цвета, элементов изображений. Производство в промышленных масштабах такого текстиля возможно, благодаря цифровой обработке художественной росписи, выполненной мастером на ткани. Из цифровой копии росписи создают бесшовный орнамент – раппорт и печатают его на любых видах тканей [2].

Таким образом, выявлены и обозначены варианты применения графических редакторов и специализированных программ на разных этапах процесса проектирования объекта декоративно-прикладного искусства с художественной росписью ткани. Данная тема может иметь развитие, связанное с уточнением и описанием вариативности процесса, в зависимости от художественного замысла и вида произведения.

Список литературы

  1. Шокорова Л.В., Мамырина Н. С. Проблема соотношения ручного и компьютерного проектирования в обучении дизайнеров и художников декоративно-прикладного искусства // Ped.Rev. 2018. № 4 (22).
  2. Голованова М.М., Шепилова В.А. Влияние инновационных технологий печати на развитие текстильного дизайна // «Личность. Коммуникации. Практика»: сборник научных статей; Ростов н/Д, 2020. – С. 22-26.

Интересная статья? Поделись ей с другими: