УДК 747

Изобразительные средства современного гобелена

Провкина Валентина Васильевна – доцент кафедры декоративной живописи и графики Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)

Аннотация: Гобелен представляет собой сочетание свойств изящного искусства и древнего ремесла. В статье рассматриваются выразительные средства художественного языка, присущие современному гобелену и их возможности в создании актуальных образных смыслов в произведениях авторского ткачества. Искусство гобелена представляет собой набор ремесленных техник, с помощью которых создается любое художественное полотно. Однако, как и в других областях искусства, художники находятся в постоянном поиске новых выразительных средств. В процессе создания произведения авторы переосмысливают подходы в работе над отдельными техниками и направлениями в ткачестве, например, экспериментируют с натяжной основой, ворсовым ткачеством и узлоплетением, расширяя тем самым образно-метафорический язык искусства современного гобелена.

Ключевые слова: гобелен, шпалера, ткачество, художественный язык, выразительные средства, основа гобелена, ворсовое ткачество, узлоплетение, текстильное искусство, ткацкий станок.

Гобелен представляет собой сочетание свойств изящного искусства и древнего ремесла. Выполненное вручную тканое текстильное полотно с сюжетными и орнаментальными изображениями является соединением мастерства ковроткачества и искусства живописи.

В разных уголках мира, ученые находят древние артефакты, относящиеся к художественному ковровому ткачеству, самые древние из которых обнаружены в Перу и датируются 2500 г. до н. э. Это искусство было хорошо известно и в Древнем Египте, а также в Древних Греции и Риме.

Для обозначения данного типа тканого ковра используют разные названия, такие как «шпалера», «гобелен» и «таписсерия». Шпалерами именуются гладкотканые или безворсовые художественные полотна вне зависимости от региона создания произведения, поскольку производства подобных полотен были распространены в разных странах европейского континента с незапамятных времен, а эпохи их расцвета и упадка сменяли друг друга на протяжении столетий.

Так, шпалерное искусство получило второе рождение во Франции в XVII в. во времена правления Людовика XIV в., когда текстильная мануфактура в квартале потомственных ткачей Гобеленов в Париже получила статус королевской и стала активно развиваться. Место расположения этой мануфактуры, а главное, распространившаяся в разных странах слава о тканых живописных полотнах послужили распространению термина «гобелен», который стал синонимом утонченного мастерства и роскоши.

В России слово «гобелен» употребляется по отношению к художественному ткачеству чаще остальных, поскольку традиции изготовления полотен и конструкции ткацких станков именно французской школы получили в России наибольшее распространение.

Понятие «таписсерия», так же имеющее французские корни, относительно новое для России, однако широко распространенное в странах запада с конца 1960-х годов, объединяет в себе все направления современного художественного текстиля.

Нужно отметить, что с конца XIX в. вплоть до 30 годов XX в. дорогостоящее ручное художественное ткачество находится в упадке. В мире все большее распространение набирает производство массовых предметов декора, в том числе и текстиля, и авторские произведения декоративно-прикладного искусства становятся все менее востребованными. В 1950-х годах художник Жан Люрса становится ключевой фигурой в процессе революционной трансформации художественного ткачества. В своих работах он подает пример новой декоративности в гобелене, выводя тем самым предметы авторского ткачества в область современного искусства. Таким образом, эстетическая и художественная сторона этого явления в декоративно-прикладном искусстве начинает развиваться параллельно с общими процессами в изобразительном искусстве, меняясь под влиянием культурных процессов, как локальных, так и общемировых.

Вместе с тем авторское ткачество представляет собой набор ремесленных техник, с помощью которых создается любое художественное полотно. К ним относятся характерные особенности, связанные с пониманием свойств и нюансов в работе с материалом (шерстяные, шелковые, металлические, синтетические и смесовые нити), а также совокупность технических приемов (переплетения, крепежи, устройства и особенности ткацких станков).

Вместе с тем, ключевой особенностью современного авторского гобелена, и одновременно, его отличием от продукта массового производства, является художественное переосмысление значения самого полотна и его места в интерьере.

Как и в других областях искусства художники находятся в постоянном поиске новых выразительных средств. В процессе создания гобелена авторы переосмысливают подходы в работе с отдельными техниками и направлениями, расширяя тем самым образно-метафорический язык искусства современного ткачества.

Какие же способы идти в ногу со временем находят современные художники-ткачи?

В процессе создания гобелена можно выделить несколько направлений, где чаще всего происходят поиск и генерация новых изобразительных средств языка современного ткачества, а именно:

  • работа с натяжной основой гобелена и ее преобразование; намеренное вынесение вспомогательных нитей в видимое пространство полотна;
  • переосмысление ворсового ковроткачества и работа с ворсовыми техниками;
  • переосмысление техник узлоплетения.

Художники-живописцы все чаще ставят перед собой задачу разрушить каноническое представление о картине, как о просто некоем изображении на холсте, где само изображение занимает все внимание зрителя, а холст является лишь пространством для размещения образной идеи. Проблема переосмысления роли холста в жизни произведения встает и в области декоративно-прикладного искусства.

В произведениях ткацкого искусства в роли холста выступает основа. Художники-ткачи разрушают привычный вид гобелена, оставляя, например, нити основы незатканными, позволяя зрителю видеть, что собой представляет конструкция гобелена и «на чем держится изображение». В гобелене М.И. Базак под названием «Горы» (1987г.) видно, как гобелен визуально дробится на части при помощи намеренного оставления незатканных участков.

image001

Рисунок 1. Базак М.И. Гобелен «Горы», 1987. Martha Bazak «Mountains», tapestry, 1987.

Современная японская художница Аико Тезуко радикально переосмысляет традиционную технику и способ работы с основой.

image002

Рисунок 2. Аико Тезуки. Инсталляция «Изучение необходимости», 2019. Aiko Tezuka, «A Study of Necessity», installation, 2019.

Так, в традиционном ткацком ремесле существует подготовительный этап в работе: поверх ряда натянутых нитей основы наносится линейный рисунок будущего изображения. Этот процесс традиционно считался вспомогательным или черновым, так как его функция заключалась в облегчении работы ткачей в процессе работы. Глядя на нанесенный поверх основы рисунок, ткач мог визуально представлять характер и размеры изображения, а также переходы цвета на изображении. В процессе создания полотна линейный рисунок, нанесенный на основу, исчезал, поверх него набивались цветные нити.

В поиске нового изобразительного средства художница Тезуко исполняет гобеленовое произведение на жаккардовом станке, который используют для выполнения произведений большого размера. На вал станка накручивается основа, на которую, в свою очередь, наносится рисунок с помощью цветных красителей. Композиция будущего гобелена состоит из 5 частей, которые автор предполагает выполнить так, чтобы одни части – левая и правая (1 и 5 части) были затканы цветным утком по рисунку художницы. Затем, 2 и 4 части утком, но уже с большими интервалами по основе. 3-я часть, центральная, совсем не покрываясь утком, остается участком гобелена с полностью обнаженной основой. Путем скрепления нитей основы между собой образуется подобие сетки. Впоследствии, когда гобелен снимается со станка, две крайние затканные части подвешиваются для экспонирования таким образом, что незатканные части основы образуют как бы ниспадающий шлейф. Цветной рисунок на каскаде нитей основы хорошо просматривается и, неожиданно, вся конструкция начинает походить на образ кимоно. Так, затканные части образуют рукава, а незатканные части с нанесенным рисунком походят на среднюю часть традиционного японского костюма. Рисунок на нитях основы создает эффект, что «кимоно» изготовлено из одного вытканного полотна.

Это лишь один из немногих примеров переосмысления гобеленового ткачества с целью поиска новых изобразительных средств.

Ворсовой гобелен является результатом переосмысления традиционного народного ковроткачества и отличается от классической гладкотканой шпалеры способом укладки нитей, а именно перекидкой нитей навыпуск через основу, что, в свою очередь создает густой и плотный ворс, дающий произведению необычную фактурность и рельефность.

Традиционные ворсовые ковры, как правило имеют толщину до 1,5 сантиметров с равномерным покрытием основы шерстяными и шелковыми нитями, что придает изделию статичность.

В современном гобелене при использовании ворсовой техники плетения изменяется величина ворса, за счет чего уходит регулярность, свойственная классическим коврам. Этот прием часто применяется для создания сложной динамики поверхности гобелена, подобно скульптурному барельефу. На примере работы Барканс Г.А под названием «Художник и его образы» (1980г.) можно увидеть, как выпуклость отдельных элементов по замыслу художника позволяет выделить значимые фигуративные изображения, имитировать различные природные мотивы или создавать абстрактные изображения с экспрессивными акцентами.

image003

Рисунок 3. Барканс Г.А. Гобелен «Художник и его образы» (Кентавр, Фавн и Флора), 1980. Georgs Barkans «Artist and his images» (Centaur, Faun and Flora), tapestry, 1980.

Кроме того, художники-ткачи используют длинноворсовую технику «рюу», в которой длина ворса может быть 20–30 сантиметров и более, где нити и волокно природных или искусственных материалов, таких как непряденая шерсть или сизаль, веревки и жгуты, выполняют в творческой интерпретации экспрессивную функцию, а также для придания произведению эстетики первобытности.

Гобелен И.С. Вилсоне «Труд художника» (1975г.) хорошо иллюстрирует, как за счет сочетания гладкого ткачества и рельефного ворса достигается имитация объемности природных мотивов или ландшафтов, а также манерность движений импрессионизма.

image004

Рисунок 4. Вилсоне И.С. Гобелен «Труд художника», 1975. Jordisa Vilsone, «Artistic Labour», tapestry, 1975.

Узлоплетение

Еще одной основополагающей техникой современного гобелена, к которой часто обращаются художники-ткачи, является узлоплетение. В своих работах они переосмысливают различные приемы переплетений, интегрируя их в современный контекст. Истоки современных техник гобеленового узлоплетения можно найти в таком направлении прикладного искусства как макраме. Макраме – это искусство узелкового плетения или узелковой бахромы.

Узел – древнейшее изобретение известное с начала времен и используемое человеком для плетения рыболовных и охотничьих сетей, в корабельном деле и мореплавании. С течением времени узлы приобретают сакральный и декоративный смыслы.

Основой создания узла в гобелене является рельефное ткачество, которое выводит уточную нить на поверхность по принципу плетения, которое называется «сумах», заимствованное из традиционного мастерства создания паласов – гладкокрашеных ковров ручного изготовления. Сам узел представляет собой подобие плотного и объемного стежка, повторенного несколько раз в одном и том же месте.

Художники гобелена обратили внимание на эту технику плетения, позволяющую создавать эффект вышивки на поверхности традиционного гобелена. Впоследствии, этот вид плетения стал излюбленным и применяется во множестве работ современных авторов. На примере гобелена «Гармония вселенной» (1987г.) авторства художницы М. К. Левинан-Бабаянскене можно рассмотреть применение сумаха, где техника привносит новую и разнообразную пластику в гобелен, а именно: рельефность, текучесть, подчеркнутую строгость, возможность подчеркнуть и усилить ритм формы, а также гладкость и атласность участков полотна. Часто эта техника в работе является ведущей и имитирует по замыслу художника окружающий мир и дает возможности передать разные чувства и эмоции.

image005

Рисунок 5. Левитан-Бабаянскене М.К., гобелен «Гармония вселенной», 1987. Mina Levitan-Babianskiene, « Harmony of the Universe», tapestry, 1987.

В этой и других подобных работах наглядно видна обширность художественных возможностей различных техник узлоплетения, где узел способен создавать самостоятельные формы на поверхности гобелена.

Рассматривая гобелен вблизи, можно увидеть нюансность рукотворной работы мастеров и фактурность полотна, а по мере отдаления от работы на передний план выступает монументальность, художественная уникальность такого произведения искусства и его метафорический смысл.

Современным авторам свойственно стремление отражать в своих произведениях эмоциональные процессы в жизни общества путем экспериментов как с материалами, так и с техниками их использования.

Художники-ткачи, используя различные приемы и техники плетения, имеют обширную палитру для воплощения оригинальных идей в своих работах. Богатство техник в их арсенале закладывает основу к овладению все более сложным и специфическим языком декоративного текстиля.

Часто происходит так, что сам язык плетения может подсказать автору стилевое и образное решение будущей художественной работы. В этом и заключается особенность гобеленового мастерства, так как стежок, узел или пропуск в полотне всегда будет создавать особенное — тканое изображение, которое отличается от того, что можно изобразить линейно на бумаге или холсте. Чем большим мастерством и знаниями различных техник плетения обладает художник, тем большим потенциалом возможностей он располагает при воплощении творческих замыслов.

Список литературы

  1. Авторское ткачество XX-XXI веков. Гобелены, мини-гобелены, таписерия: Генеральный каталог ГМЗ "Царицыно". Серия I. Авторское декоративное и прикладное искусство XX-XXI веков. М.: ГМЗ «Царицино», 2019. 216 с.
  2. Панкратова В.Н. Современный советский гобелен: Альбом. М.: Советский художник. 1979. 216 с.
  3. Савицкая В.И. Превращение шпалеры. М.: Галарт, 1995. 136 с.
  4. Хромова С.А. Гобелены. Информационно-издательский дом «Профиздат», 2008. 112 с.
  5. Ginsburg M. The Illustrated History of Textiles. London: Studio Editions Ltd., 1993. 224 с.
  6. Gruhn E. Threads: on the work of Aiko Tezuka (J) // Be magazine, 2013. № 20. P. 80-81.
  7. Ginsburg M. The Illustrated History of Textiles. London: Studio Editions Ltd., 1993. 224 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: