УДК 069

Исследование музейного творчества на основе концепции устойчивого дизайна

Цзян Яньчунь – студентка магистратуры Школы искусства и дизайна Гуандунского университета финансов и экономики ( Китай, Гуанчжоу).

Аннотация: Музей – это своеобразная «душа» любого города, поэтому развитие музейных институций может способствовать популяризации культурных и исторических составляющих. Поскольку экономика Китая продолжает молниеносно развиваться и процветать, органичное сочетание китайских культурных индустрий и музейных продуктов привело к мощному экономическому взрыву. Этот процесс обладает большим потенциалом для развития рыночной экономики государства, что позволяет исследовать культурно-ценностные ориентиры и коммерческие интересы китайских культурных и творческих институций. Принимая во внимание экономическое и социальное развитие Китая и стремление государства к экологической устойчивости, многие представители индустрии культуры достигают систематического развития экологических и природных ресурсов и, как следствие – гармоничного сосуществования человека и природы. Решение актуальной проблемы устойчивого развития является приоритетным проектом правительства Китая. Устойчивый дизайн для развития традиционных культурных и творческих продуктов должен привести к устойчивости деятельности культурной индустрии и традиционных культурных ресурсов.

Ключевые слова: музейное творчество, устойчивый дизайн, жизненный цикл продукта, устойчивое развитие культурной индустрии.

Введение

Политика укрепления культурной индустрии Китая привела к развитию культурных и творческих продуктов в музейных институциях, но при этом качество данных продуктов различно, и лишь немногие из них действительно соответствуют стандартам качества. Многие из этих продуктов направлены на достижение коммерческой выгоды, что приводит к распространению исключительно коммерчески выгодных продуктов и гомогенизации, а также к огромной утечке средств из государственного бюджета. Чтобы избежать подобных проблем в творческой индустрии и достичь устойчивого развития окружающей среды, экономики, общества и культуры, в данной работе предлагаются меры по развитию творческого производства в музеях, основанные на углубленном обсуждении вопросов устойчивого развития.

1. Обзор развития устойчивого дизайна

С 1987 года, когда концепция устойчивого дизайна продукции была определена в книге «Наше общее будущее», устойчивый дизайн прошел четыре основных этапа развития. Первый этап, с 1980-х по 1990-е годы, был периодом «экологически чистого дизайна продукции», в это время получило распространение использование сырья и энергии с низким воздействием на окружающую среду и концепция дизайна «3Rs» [7]. Второй этап, «экодизайн», был направлен на сам дизайнерский «продукт». Третий этап, известный как эко-эффективный «дизайн системы продукт-услуга», был периодом вмешательства на уровне продукта и услуги. Четвертый этап был сосредоточен на достижении социального равенства, что является постепенным расширением и уточнением значения «устойчивого дизайна», и включает в себя устойчивое развитие местных культур, заботу об уязвимых группах населения, а также активное продвижение устойчивых моделей потребления [7]. Устойчивый дизайн – это не только материальные, но и нематериальные аспекты производственных систем, целью которых является объединение природной среды, социального и экономического развития для улучшения качества жизни человечества.

2. Текущая ситуация и цели исследования музейных творческих продуктов

В последние годы музейная индустрия быстро развивается, а исследования и разработка культурных и творческих продуктов в музеях по всему Китаю становятся все популярнее и доступнее. Именно поэтому существует острая необходимость в специалистах, которые одновременно разбираются в музейной профессии и являются новаторами в дизайне продукции. Это привело к неустойчивому развитию музейных творческих продуктов, и лишь немногие из тех, что были разработаны, были спроектированы с учетом принципа устойчивости. Однако, если при разработке музейных продуктов придерживаться устойчивого подхода, то можно не только продолжить развивать музейную культуру, но и уменьшить воздействие на окружающую среду.

3. Методы устойчивого проектирования музейной культурной и творческой продукции

Поскольку значительная часть музейных продуктов представляет собой относительно материалистическую промышленную продукцию, важно придерживаться принципов устойчивого подхода к промышленному дизайну при проектировании культурных и творческих продуктов. Кроме того, огромная сила потребительского опыта и растущее давление на занятость означают, что устойчивые дизайнерские решения также могут быть рассмотрены для культурных и творческих продуктов с точки зрения услуг и систем [3]. Это требует, чтобы творческие продукты были устойчивыми не только с материальной точки зрения, но и с точки зрения инновационных и комплексных решений, которые объединяют товары и системы услуг для достижения устойчивого дизайна.

 I. Проектирование жизненного цикла музейной культурной и творческой продукции

Крайне необходимо следовать правилам устойчивого развития при выборе материалов для музейного творчества. Чтобы сделать творческую продукцию более экологичной, дизайнеры начали использовать в творческом процессе перерабатываемые и долговечные материалы, а также отходы производства. Перерабатываемые материалы – это естественно возобновляемые материалы, такие как дерево, ротанг, бамбук и керамика, которые могут быть полностью растворены в природной среде, тем самым уменьшая воздействие на окружающую среду [1]. Перерабатываемыми строительными материалами являются металл, алюминий, стекло и гипс, которые могут быть многократно использованы для производства культурной и творческой продукции. Таким образом минимизируется использование нового сырья, вызывающего нерациональные траты ресурсов на развитие музейных проектов. Подводя итог, можно сказать, что дизайнеры могут выбирать перерабатываемые материалы при проектировании музейной культурно-творческой продукции. Для небольших предметов в ассортименте культурно-творческой продукции музея также можно использовать остатки производства, например, тканевые обрезки. Также может рассмотреть возможность использования биоразлагаемых материалов, таких как волокно сахарного тростника и кукурузный крахмал, которые не содержат биохимических добавок и могут быть использованы дизайнерами для разработки культурно-творческой продукции по разумной цене.

II. Устойчивость процесса разработки продукции музейных культурных и творческих продуктов

На этапе разработки продукта методы устойчивого проектирования включают: модульное проектирование, применение новых технологий, виртуальное проектирование, многофункциональное проектирование, предотвращение чрезмерного использования упаковки и переработку упаковочных материалов [4]. Модульный дизайн сокращает время проектирования на всех этапах разработки за счет согласования интерфейсов и соответствия различным требованиям дизайна, а также снижения затрат за счет объединения и разделения функциональных блоков для выполнения дизайна. Применение новых технологий также может снизить потери энергии при использовании различных видов энергии, тем самым достигая устойчивости в культурном и творческом дизайне. Многофункциональный дизайн означает, что к продукту добавляются две или более из вышеперечисленных характеристик, таким образом, не только полностью используется смысл продукта, но и увеличивается срок его службы, что позволяет достичь цели устойчивости [2]. Сокращение избыточной упаковки требует, чтобы формы упаковки продукта были как можно более простыми и лаконичными. Многоразовые формы упаковки означают, что упаковка может быть преобразована в другой продукт, когда она выполнит свою функцию, тем самым удлиняется жизненный цикл продукта и использование ресурсов становится более устойчивым.

Инновационный процесс в устойчивом дизайне требует от дизайнеров умения устанавливать заинтересованные стороны и находить способы интеграции социально-культурных и экологических интересов. Во-первых, этот процесс также повышает социальную идентичность и культурную уверенность посетителя музея, увеличивая социальное влияние, уменьшая объем непроданных товаров и снижая потребление социального капитала. Таким образом творческие продукты музея становятся экономически, экологически, социально и культурно устойчивыми для заинтересованных сторон на протяжении всего процесса [3]. Во-вторых, стремление человека к разнообразным пользовательским услугам привело к появлению множества DIY-услуг в культурных институциях. Поскольку использование услуг DIY позволяет создавать большее разнообразие продуктов, пользователи будут все больше ценить то, что они делают самостоятельно, тем самым продлевая срок службы продукта. Таким образом, каждый клиент, который испытает продукт, не только удовлетворит свои пользовательские потребности, но и сможет продать или повторно использовать то, что он сделал, тем самым избегая растраты материальных ресурсов.

III. Устойчивое развитие музейных культурных и творческих продуктов

1. Анализ устойчивого развития музейных культурных и творческих продуктов

Согласно данным Национального бюро статистики, общее количество музеев в Китае превысило 3410 по состоянию на 2019 г [5]. Музеи – это важный культурный ресурс города, а исследование музейных продуктов способствует распространению культуры страны. Культура – это идеологическая движущая сила устойчивого развития, а традиционная национальная культура – стимулятор устойчивого развития, создающий благоприятную среду для развития устойчивой традиционной культуры [6]. Благодаря практическому освоению устойчивых культурных индустрий традиционный бизнес по производству музейного творчества трансформируется в систематическое продолжение гуманистического бизнеса и бизнеса культурных и художественных ресурсов.

2. Устойчивость культурного развития

Традиционная культура, которая охватывает всю материальную и духовную культуру цивилизации, основывается на многих аспектах. В узком смысле культура относится к духовному богатству, такому как музыка, живопись, скульптура, литература и т.д. В более широком смысле социалистическая цивилизация относится к сумме материального и духовного богатства, произведенного людьми в ходе их культурно-исторического развития.

Устойчивое развитие культурной индустрии не может быть достигнуто без постоянного обновления культурных и художественных инноваций. В некотором смысле, история и гуманитарные науки также являются накоплением культурных ресурсов, а музеи становятся носителями таких ресурсов. При этом наличие непрерывного потока материальных ценностей является важным краеугольным камнем для развития и роста музеев. Развитие и использование исторических и гуманитарных ресурсов музеев стало неизбежным выбором для достижение дальнейшего устойчивого развития.

3. Устойчивость культурных ресурсов

Развитие культурных ресурсов – это стратегически важное решение для культурных институций в современном мире. На данном этапе внедряется модель устойчивого человеческого развития с точки зрения китайской национальной социалистической культурной традиции. С ростом экономического и социального развития и с течением времени духовные потребности людей постепенно стали занимать первостепенное место в контексте фундаментального удовлетворения их материальных потребностей [6]. Хорошая социальная и культурная среда не только удовлетворяет духовные потребности людей, но и способствует развитию и формированию потребности в творческой деятельности в социальной жизни людей. В это же время постоянное развитие и рост культурных ресурсов становится первостепенной задачей для развития различных культурных рынков и полноценного удовлетворения социальных и культурных потребностей населения. Этому в значительной мере способствует создание художественных обменов и экономически выгодных культурных сделок в глобальных регионах. В современное время стало нормой появление определенных форм или достижений культурной и художественной деятельности, отражающих особенности и стиль новой эпохи. Благодаря широкому признанию общества были сформировали некоторые новые и динамичные современные социальные культурные ресурсы, включая крупномасштабные культурно-развлекательные объекты, музеи, культурные места общественного назначения, библиотеки, выставочные залы и т.д. Этот вид культурных строительных ресурсов общественного благосостояния также несет в себе важные элементы общественного благосостояния и дух китайской национальной традиционной культуры, формируя влияние на устойчивое развитие современных социальных культурных ресурсов.

IV. Обсуждение и перспективы

Устойчивый дизайн музейных продуктов должен рассматриваться не только с точки зрения выбора методов исследования и разработки жизненного цикла дизайна продукта, но и в направлении устойчивого дизайна продукта для культурного развития. Именно так вся система культурного и творческого дизайна продукта может развиваться согласно принципам устойчивого развития. В данной статье исследуется устойчивый дизайн музейных продуктов для повышения экологической осведомленности посетителей музеев через процесс исследования концепции устойчивого развития. Также предлагаются подходы и решения для устойчивого дизайна музейных культурных и творческих продуктов. При использовании данных рекомендаций в конечном итоге возможно устойчивое продвижение музейной культурной деятельности и успешные продажи музейной продукции, а также формирование хорошо узнаваемых и популярных культурных брендов. Работа по внедрению разработки жизненного цикла дизайна продукта приведет к обеспечение природного, социального, экономического и культурного устойчивого развития. Таким образом, в Китае появится возможность повысить социальную ценность культурных практик и вывести продукты деятельности музейных институций на новый высокий уровень, отвечающий требованиям современности.

Список литературы

  1. Ван Льенцзин. Исследование культурного разнообразия на основе устойчивого развития. Харбинский технологический университет, 2011. С. 33-39.
  2. Ван Хунцзюнь. Основы китайской музеологии. Шанхай: Шанхайское издательство древних книг, 2001. 248 с.
  3. Ли Ванван. История музеев: от европейских прототипов до локализованного развития китайских музеев. Пекин: Народное издательство изобразительных искусств, 2019. С. 111-116.
  4. Оуянг Цзян. Исследование политики культурной индустрии и развитие культурной индустрии. Китайская экономическая пресса, 2011. С. 35.
  5. Тан Чуньшань. Оживление ресурсов ip для изучения новых путей развития культурных и творческих индустрий через границы для малых и средних музеев. Чжецзян: Xiling Yinshe Publishing House, 2017. С. 101-107.
  6. Цин Цзи, Ли Си, Чжан И. Исследование взаимосвязи между устойчивым дизайном и развитием культурной и творческой индустрии. Современные коммуникации, 2011. С. 165-166.
  7. Ян Цзинью. Введение в художественное лицензирование продуктов музейного культурного предпринимательства. Чжецзян: Xiling Yinshe Publishing House, 2017. С.216.

Интересная статья? Поделись ей с другими: