УДК 784.71

История патриотических песен Китая

Хуан Чжиси – студент Белорусского государственного университета культуры и искусств.

Аннотация: Китай имеет богатое наследие патриотических песен, которые выражают гордость за свою страну, ее культуру, историю и достижения. Эти песни часто исполняются на национальных праздниках, во время спортивных мероприятий и других важных событий, укрепляя чувство единства и гордости среди китайского народа. Первые песни появились в начале ХХ в. и продолжают появляться и по сей день. Данная статья посвящена истории патриотических песен в Китае.

Ключевые слова: Китай, музыка, песни, патриотические песни, марши, гимны.

История китайских патриотических песен тесно переплетена с политическим, социальным и культурным развитием Китая. Эти песни сыграли значительную роль в укреплении национального единства, вдохновении на патриотизм и воспитании чувства гордости и лояльности среди китайцев. Данная статья посвящена истории патриотических песен Китая.

Истоки китайских патриотических песен восходят к древним временам, когда музыка и поэзия использовались как средство выражения любви к своей стране и восхваления национальных героев. Однако современная эра патриотических песен в Китае началась в конце 19 - начале 20 веков, отмеченной упадком династии Цин и появлением националистических движений.

Одной из самых известных патриотических песен в истории Китая является «Марш добровольцев» (义勇军进行曲), ставший государственным гимном Китайской Народной Республики. Написанная в 1935 году на стихи поэта Тянь Ханя и музыку Не Эра, песня отражает дух сопротивления и самопожертвования во время борьбы Коммунистической партии Китая против японской агрессии [1].

Во время гражданской войны в Китае (1945-1949) и последующего создания Китайской Народной Республики патриотические песни сыграли решающую роль в мобилизации поддержки Коммунистической партии и продвижении ее революционных идеалов. Такие песни, как «Восток красный» (东方红) и «Без коммунистической партии не было бы нового Китая» (没有共产党就没有新中国), стали популярными и широко исполнялись массами.

Известейшей песней эпохи Второй мировой войны стал «Марш меча». Май Синь написал эту песню в 1937 году специально в честь доблести 29-й армии во время инцидента на мосту Марко Поло, где оружием солдат были только винтовка и меч, известный по-китайски как дадао. Первоначально сельскохозяйственный инструмент, дадао с длинной рукоятью и мощным рубящим лезвием был излюбленным оружием крестьянских ополченцев. Поскольку это название буквально означает «большой нож», песня также была известна как «Марш больших мечей». Использованный в тексте эпитет «Гуизи» - буквально «ненавистный (ые)» - был расовым эпитетом, ранее использовавшимся против западных держав во время неудавшегося боксерского восстания; гимн помог популяризировать его использование по отношению к японцам, что остается актуальным в современном Китае. Позднее текст был изменен, чтобы расширить на все вооруженные силы страны. Эта песня стала де-факто армейским маршем Китайской национальной революционной армии. [2]

В последующие десятилетия патриотические песни продолжали развиваться, отражая меняющийся политический ландшафт и социальные ценности Китая. Во время Культурной революции (1966-1976) на музыкальной сцене доминировали песни, восхваляющие Председателя Мао Цзэдуна и Коммунистическую партию. Эти песни, известные как «красные песни» (红歌), использовались как инструмент политической идеологической обработки и пропаганды революционного пыла [3].

В последние годы в Китае возродились патриотические песни, чему способствовал новый акцент на национальной гордости и культурной самобытности. Эти песни часто прославляют достижения Китая, его богатую историю и его растущий мировой статус. Они исполняются в различных жанрах, включая поп, рок и традиционную китайскую музыку, и широко распространяются через различные медиа-платформы.

Патриотические песни в Китае продолжают служить средством укрепления национального единства, привития патриотических ценностей и воспитания чувства принадлежности среди китайского народа. Их исполняют на важных национальных мероприятиях, патриотических церемониях и даже в школах, чтобы научить молодое поколение тому, как важно любить свою страну и служить ей.

История китайских патриотических песен отражает динамичный характер китайского общества и его глубоко укоренившиеся патриотические традиции. Эти песни развивались с течением времени, отражая стремления, борьбу и достижения китайского народа, и продолжают играть важную роль в формировании национальной идентичности и воспитании чувства патриотизма среди китайского населения.

В целом, китайские патриотические песни со временем эволюционировали, отражая меняющийся политический ландшафт и социальные устремления. Они продолжают служить мощным средством выражения национальной гордости, укрепления единства и формирования коллективного сознания китайского народа.

Список литературы

  1. Howard J. Music for a National Defense: Making Martial Music During the Anti-Japanese War // Cross-Currents.2013. № 13. Р. 11–12.
  2. Bryant L. "New Songs of the Battlefield": Songs and Memories of the Chinese Cultural Revolution, University of Pittsburgh (Pittsburgh), 2004.
  3. Luo L. International Avant-Garde and the Chinese National Anthem // The Ivens Magazine , №10ю 2010б р.6-13.

Интересная статья? Поделись ей с другими: