УДК 78.02

Флажолеты на бас-гитаре и их практическое применение Джако Пасториусом

Витюк Александр Александрович – кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Музыкальное искусство эстрады» Приднестровского государственного института искусств им. А.Г. Рубинштейна» (г. Тирасполь, Республика Молдова)

Аннотация: В настоящей статье рассматривается практическое применение флажолетов на бас-гитаре в творчестве крупнейшего американского джазового бас-гитариста и композитора Джако Пасториуса. Особое интерес представляют композиции Portrait of Tracy и Birdland, наглядно иллюстрирующие использование флажолетной техники. Вместе с тем, автор обращает внимание на личность Джако Пасториуса, сформировавшего особую инструментальную культуру при игре на бас-гитаре, а также повлиявшего на дальнейшую популяризацию данного инструмента.

Ключевые слова: флажолеты, бас-гитара, Джако Пасториус, исполнительская техника, Portrait of Tracy, Birdland.

Первоначально развитие современных басовых техник было ориентировано на практическое исполнение музыкальных партий в преимущественно низком и среднем диапазоне звучания. Это было связано с функциональными особенностями бас-гитары, не предполагавшими широкого применения флажолетов в стилистике басовых партий эстрадных и джазовых коллективов. Однако постоянный поиск оригинальных средств музыкальной выразительности, ярких тембральных красок, расширение исполнительского диапазона побуждало музыкантов к обогащению звуковой палитры звучания бас-гитары, в том числе при помощи флажолетов.

Описывая флажолеты на бас-гитаре, известный российский бас-гитарист Юрий Константинович Андреев отмечает: «Своё название флажолет (flageol – флейта, франц.) получил от старинного духового инструмента, разновидности флейты, звук которой схож со звучанием флажолета. Звук флажолета можно получить, слегка прикасаясь в нескольких, строго определённых точках, которые называют узловыми точками» [1, с. 61]. Для этого, как пишет автор учебно-методического пособия Практическое руководство игры на бас-гитаре Станислав Григорьевич Ариевич, необходимо подушечкой пальца левой руки осторожно прикоснуться в тех точках струны, где она делится пополам или на три, четыре, пять и более частей. Одновременно правой рукой извлекается звук. Так образуются натуральные (естественные) флажолеты. Точкой деления струны на две равные части является ладовая перегородка 12-го лада.

Если прижать струну на первом ладу, то такая точка будет над порожком 13-го лада. В результате такого способа деления струны образуются искусственные флажолеты. Извлечение звука происходит прикосновением подушечкой указательного пальца правой руки струны над ладовой перегородкой 13-го лада с одновременным щипком струны безымянным пальцем. Таким же образом извлекаются искусственные флажолеты на 14-м, 15-м, 16-м и др. ладах. В нотном тексте флажолеты обозначаются маленькими кружочками в форме ромбика и сокращённо записываются над нотой – фл. [2, с. 111-112].

Обращение к активному практическому применению флажолетов непосредственно связано с эволюционным развитием бас-гитары. Это обусловлено постепенным развитием эстрадной и джазовой музыки, требующей применения принципиально новых способов звукоизвлечения. Если в 1950-60-х годах исполнение флажолетов ассоциировалось лишь с творчеством отдельных бас-гитаристов, то в 1970-х появляются музыканты, формирующие из этого, на первый взгляд, простого способа звукоизвлечения целую флажолетную технику игры.

Первым бас-гитаристом, применившим флажолеты в качестве полноценного исполнительского средства, был крупнейший американский джазовый бас-гитарист и композитор Джако Пасториус (Jaco Pastorius). Обладая филигранной техникой, огромным музыкальным талантом, а также оснащённый необходимым инструментарием, Д. Пасториус стал настоящим олицетворением флажолетной техники на бас-гитаре [3, с. 13]. Вышедший в 1976 году дебютный альбом музыканта с одноимённым названием Jaco Pastorius, показал всему миру совершенно новую, эволюционную концепцию практического применения флажолетов на бас-гитаре [4].

Наиболее ярко техника натуральных флажолетов применяется Д. Пасториусом в его сольной композиции Portrait of Tracy, демонстрируя беспрецедентное решение использовать флажолеты в качестве мелодического средства. Впервые техника флажолетов выступает в качестве полноценного исполнительского приёма на бас-гитаре, открывающего неограниченные перспективы для их практического применения. Принципиально новый подход был поистине революционным шагом, поскольку одновременное исполнение флажолетов и басовой партии раскрывало дополнительные полифонические функции бас-гитары [5, p. 29]. Обращает на себя внимание значительное расширение звукового диапазона бас-гитары в верхнем регистре и своеобразный тембральный колорит инструмента.

Композиция Д. Пасториуса Portrait of Tracy выделяется ещё одним инновационным решением, связанным с использованием техники флажолетных аккордов. Сочетание басовой ноты с одновременным исполнением двух и более флажолетов заставило говорить о появлении нового вида аккомпанирующей функции на бас-гитаре. Поразительная комбинация звуковых красок позволила чаще применять бас-гитару как полноценный солирующий инструмент в произведениях лирического характера.

Ещё одним ярким образцом практического использования флажолетной техники является композиция Birdland, которую Д. Пасториус исполнил в 1977 году в составе всемирно известной американской джаз-фьюжн группы Weather Report. Великолепная музыкальная партия во вступлении, исполненная Д. Пасториусом техникой искусственных флажолетов на бас-гитаре, на первый взгляд не имеет ничего общего с инструментом вообще. Однако музыкант полностью меняет привычные исполнительские концепции о бас-гитаре как об инструменте басового диапазона, радикально расширяя его мелодические функции. С этого момента игра на бас-гитаре музыкальных партий во 2-й, 3-й и даже 4-й октаве перестала быть проблемой.

Несмотря на то, что творчество Д. Пасториуса охватывает лишь десятилетие, практическое применение музыкантом флажолетной техники заложило фундаментальные основы для её эволюционного развития последующими поколениями исполнителей на бас-гитаре. Среди них можно выделить таких исполнителей, как Маркус Миллер (Marcus Miller), Виктор Вутен (Victor Wooten), Билли Шихэн (Billy Sheehan), Майкл Мэнринг (Michael Manring) другие. Д. Пасториус сформировал особую инструментальную культуру игры на бас-гитары, и вместе с ней, многочисленных подражателей своей неповторимой манеры исполнения. Следует отметить, что судьба не лишена иронии. Рождение великого гения Д. Пасториуса в 1951 году совпало с созданием Кларенсом Лео Фендером (Klarens Leonidas Fender) первой массовой модели бас-гитары Precision Bass.

Список литературы

  1. Андреев Ю.К. Школа игры на бас-гитаре. Ч. 2. М.: Издатель Андреев Ю. К., 2007. 152 с.
  2. Ариевич С. Практическое руководство игры на бас-гитаре. М.: Музыка, 1983. 156 с.
  3. Витюк А.А. Эволюция исполнительской техники на бас-гитаре в джазовой музыке (50-е годы XX века – начало XXI века). Автореф. дисс. … канд. искусствоведения. Кишинев: Xerox Servise, 2021. 29 с.
  4. Пасториус Ж. / Pastorius J. – Биография. URL: https://www.peoples.ru/art/music/guitars/jaco_pastorius/ (дата обращения: 10.05.2023).
  5. Pastorius J., Jemmott J. Jaco Pastorius: Modern Electric Bass. New York: DCI Music Video, 1985. 31

Интересная статья? Поделись ей с другими: