УДК 93/94

Глиняная игрушка Меленковского уезда в XIX столетии

Соловьева Валерия Владимировна – доцент кафедры истории, археологии и краеведения Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Аннотация: Меленковский уезд Владимирской губернии в XIX столетии являлся крупнейшим гончарным центром края, из-за богатых запасов глины. Игрушечный промысел существовал здесь очень давно, с конца XVIII века. Народная игрушка является очень емкой по своему содержанию и содержит в себе национальные и общечеловеческие черты материальной и духовной народной культуры.

Ключевые слова: гончарный промысел, глиняная народная игрушка, традиция, искусство, цвет, узор, образ.

В деревнях Муромского и Меленковского уездов повсюду развивалась домашняя промышленность. Существовали деревни, где все крестьяне из поколения в поколение являлись ткачами, кожевниками, сапожниками, слесарями. Повсюду был распространен крестьянский отход.

Развитию различных промыслов способствовали местные особенности:

  1. Малое количество пахотных земель;
  2. Песчаный грунт земли;
  3. Богатое наличие древесины;
  4. Удобное расположение и связь с крупными рынками.

Самыми распространенными промыслами Муромских крестьян были промыслы обрабатывающей промышленности. Однако жители Муромской губернии всегда отличались предприимчивостью и искали себе заработков, как на месте своей малой Родины, так и уходя далеко за пределы Владимирской губернии. Однако отхожие промыслы были более характерны для Меленковского уезда. Наряду с отхожими промыслами в уезде широкое распространение имели отрасли добывающей промышленности. Кустарная промышленность развивалась пропорционально увеличению потребностей, и зорко следя за требованиями рынков.

Меленковский уезд был крупнейшим гончарным центром края. Хотя первые исторические упоминания о существовании в Мещере гончарного производства относятся лишь к началу XIX века, знакомство с образцами ее древнейшей керамики по археологическим источникам позволяет заключить, что она име­ет здесь очень давние традиции, уходящие своими корнями в культуру так называемых «мещерских могильников». Гончарство являлось здесь для крестьян одним из основным видом их дея­тельности, и занималось этим трудом постоянно в течение всего года свыше ста человек. В год мастера производили более 200 тысяч зделий.

Отличительной особенностью меленковского гончарного промысла является изготовление глиняной игрушки. В деревне Коровино использовали разную глину. На посуду шла светлая глина, на кирпич – красная, а для свистулек брали другую глину – с синеватым оттенком. Эти игрушки отличались радужной, звонкой, переливчатой красотой. Красная, желтая, зеленая и наоборот, повторяются полоски, уверенно и ритмично ведут по форме, иногда чуть- чуть сдвигаются, теснятся, набегают друг на друга, сливаются в быстром мазке и снова рифмуются в знакомом порядке. Трехцветие сильно бросается в глаза: словно живая, привораживает игрушка, увлекая за собой особый бегущий орнаментальный узор. Игрушка примечательна не только цветом, но и росписью. Характерными образами коровинских глиняных свистулек стали: у коровы рога крутые, как месяц, у барана свернуты колечком, у оленя растут причудливым деревцем, у коня «ушки на макушке», у собачки ушки всегда примяты вперед. Каждая такая деталь точно характеризует игрушку. Перед нами уже не просто диковинное длинношеее существо, а знакомый, близкий, особенно деревенскому жителю, образ домашнего животного.

У русской народной глиняной игрушки очень много функций, но следует выделить главную. Это эмоциональное, духовное воздействие. Все это требует от создателей глиняной игрушки особого художественного видения и специального мастерства. Всем этим «набором» обладали меленковские мастера. Они в совершенстве владели этой оригинальной формой творчества. Многие мастера оставили нам прекрасные, ставшие классическими образцы искусства и ремесла игрушки.

Русские народные игрушки особенно привлекает внимание художников. В XIX веке она тесно соприкасается с профессиональным искусством в русле художественных поисков того времени. Художники собирают народную игрушку в частные и музейные коллекции, изучают и пропагандируют, преподают в первых ремесленных школах, идут на промыслы и принимают прямое участие в работе с кустарями.

Глиняные игрушки, созданные руками народных умельцев, органично уживаются рядом с профессиональными изделиями промышленного производства. В этом контрасте рукотворность народной игрушки еще более впечатляюще, а ее традиционность и глубокая связь с прошлым имеют важное значение

И как в любом народном промысле, важную роль играло индивидуальное мастерство. Большинство мастериц лепили массовую дешевую игрушку. Работали быстро, иногда достигая значительного результата, по сотне игрушек в день. Не задумываясь, повторяли и повторяли знакомое, привычное, сохраняя местное ремесло, свои коровинские традиции. Однако любая подобная игрушка и есть убедительное, материализованное образное отражение духовного мира крестьянина и мастера – художника одновременно. Характерной особенностью данного промысла в XIX столетии можно считать соприкосновение с городской культурой, но, в целом, в своей основе коровинская игрушка осталась искусством традиционным, крестьянским.

Список литературы

  1. Бардина Р.А. Художественные промыслы Владимирской области / Р.А. Бардина. – Ярославль: Мысль, 1975. – 157 с.
  2. Фоминцева, Л.А. Земля Владимирская. /Л.А. Фоминцева. –Владимир: Аркаим, 1991. – 141 с. – ISBN 4-8545-7210-8.

Интересная статья? Поделись ей с другими: