УДК 78

Музыкальное искусство-история и современность

Тан Юэци – бакалавр Сианьской музыкальной консерватории (Китай).

Аннотация: Ничто не возникает из ниоткуда. Как у людей есть предки, как у реки есть исток, так и музыка, какой бы новой и современной она ни была, вырастает из музыки прошлого. Музыка, какой бы новой и современной она ни была, вырастает из музыки прошлого. Это непреложный закон: так всегда было и так всегда будет. И замечательно то, что она обретает свою истинную силу только тогда, когда музыка связана с прошлым, с культурной памятью, с традицией. Возможно, если мы обратимся к изучению какой-либо части традиции, например, темы или жанра, мы сможем определить время ее создания. Но разгадать все таинственные глубины, которые таит в себе великое музыкальное произведение, практически невозможно. Очевидно, что даже самый тщательный теоретический анализ не может справиться с задачей объяснения смысла так называемой тайны искусства.

Ключевые слова: музыка, традиция, современность, искусство, культура, произведение, прошлое, настоящее, эпоха.

До основания Китайской Народной Республики многие музыканты и культурологи провели важные исследования современной музыкальной истории Китая. Одним из самых ранних отчетов о истории музыки был труд Лян Цичао, Хронологически эта статья исследует развитие нового и профессионального музыкального образования с конца XIX века до 1930-х годов, в основном документируя результаты. В 1933 году Хуай-шэнь опубликовал "Набросок академического искусства в Шанхае" и "Шанхайское сообщество академического искусства" [1].

В первой из них глава 5 "Китайская республика", пункт 12 "Западная живопись, западная музыка и западная драма", посвящена обзору музыкальных событий и музыкантов с начала века; рассматриваются музыканты Ли Шутун, Цзэн Чжифань, Гао Яньсюнь и Фэн Лайсюн периода школьной музыки и песни. Музыкальная деятельность таких музыкантов, как Ли Шутун, Цзэн Чжифань, Гао Яньвэй и Фэн Лайсюн, и сборники песен, составленные из их произведений [2].

О внедрении ранней военной музыки в Китае можно привести статью 1917 года "Разговор о китайских военных оркестрах", опубликованную в "Шанхай Таймс" и перепечатанную в "Восточном журнале", в которой описывается история внедрения западной военной музыки в Китае, и статью 1942 года "Разговор о военной музыке" Хун Пана ("Новая музыка", 1942, том 7, № 2 и 3), в которой рассматривается развитие ранней военной музыки в Китае [3].

Следует отметить, что некоторые из вышеупомянутых исследований новейшей истории музыки очень значительны. Однако последующая историографическая работа не продолжила некоторые из этих достижений. В основном это было связано с тем, что современная музыка все еще развивалась, а также с причинами гражданской войны и различным идеологическим восприятием и пониманием новой музыки.

В начале 1940-х годов в Яньане также началось исследование истории нового музыкального движения, вдохновленное трудами Мао Цзэдуна. В октябре 1938 года Мао Цзэдун предложил китайским коммунистам задачу "изучить наше историческое наследие и критически обобщить его, используя марксистские методы". В октябре 1938 года Мао Цзэдун поставил перед китайскими коммунистами задачу "изучить наше историческое наследие и критически обобщить его, используя марксистские методы". В январе 1940 года в своей работе "О новой демократии" он заявил, что "определенная культура является концептуальным отражением политики и экономики определенного общества". В январе 1940 года он обсудил исторические особенности культурной революции в Китае до и после Четвертого мая и разделил развитие культурного единого фронта после Четвертого мая на четыре периода, сделав конкретные и острые комментарии к фундаментальной точке зрения, что "определенная культура является концептуальным отражением политики и экономики определенного общества". Это дает марксистское идеологическое и теоретическое оружие для проведения исследований по истории новой китайской культуры, включая музыку.

В то время, когда современная музыка все еще находилась в процессе развития, в сочетании с частыми войнами и сложностью сбора и концентрации исторических материалов, некоторые из вышеупомянутых изысканий и исследований не смогли сформировать систематический и дисциплинарный результат исследования.

В течение долгого времени после основания Китайской Народной Республики изучение современной истории музыки было сосредоточено на революционной музыкальной деятельности, революционных музыкантах и их произведениях, например, продвижение и изучение памятной деятельности Ни Эр и Сиань Синхай. "Летом 1955 года Министерство культуры и Китайская музыкальная ассоциация организовали празднование 20-летия со дня смерти Ни Эр и 10-летия со дня смерти Сиань Синхай, опубликовав дюжину статей значительного веса, особенно об этих двух музыкантах как "основателях социалистической реалистической музыки". Целью было просвещение в области революционных традиций, а также реформирование и обучение старой консерватории. Лв Цзи также читал курс по истории нового музыкального движения в первые годы существования Центральной консерватории музыки.

Изучение истории современной музыки в 1950-е годы проходило на фоне национальных политических движений, таких как критика изучения "Сна Красной палаты" (1954) и критика литературно-художественных идей Ху Фэна (1955). Усилилась тенденция к политизации академических вопросов. До формирования дисциплины современной истории музыки в музыкальном мире также был ряд критических высказываний о теории музыки, в основном критика музыкальных идей Хэ Лутина в 1955 году, критика правых в музыкальном мире и "антипартийной клики Ван Лисана" в 1957 году, а также кампания "вырывания белого флага" против Цянь Жэнькана в 1958 году. Критика Хэ Лутина, критика правых и "антипартийной клики Ван Лисана" в 1957 году и кампания против Цянь Жэнькана в 1958 году.

Критика Хэ Лутина была в основном направлена на его статью "О композиции и критике музыки" ("Народная музыка", июнь 1954 года), которая затрагивала больше вопросов, чем просто история новой музыки. Одним из них был полуфеодальный, полуколониальный путь слепого поклонения Западу, путь, по которому шли Ли Цинчжу и Сяо Юмэй. Другой – путь народной музыки, развивавшейся после Четвертого мая в период спасения, войны сопротивления против Японии и освободительной войны, с рабочими, крестьянами и солдатами в качестве направления, что и было путем новой музыки с Ни Эр в качестве знамени. В противоположность этому, изложение Хэ Лутином истории музыки "является полным отрицанием истории во всех отношениях" [4].

Во время антиправой кампании 1957 года большое количество музыкантов было классифицировано как "антипартийные и антисоциалистические правые" и подверглось жестокой политической критике. Среди них несколько молодых людей критиковали оркестровые композиции Сянь Синхая, а именно Ван Лисань, Лю Ширень и Цзян Цзусинь, которые опубликовали статью под названием "Об оценке некоторых оркестровых произведений товарища Синхая". Статья молодых людей, с ее ясными и оригинальными взглядами, внесла освежающий ветерок в "однообразие мнений" музыкальной критики тех дней. Это должна была быть совершенно нормальная академическая дискуссия, но она совпала с антиправым движением, и трое студентов композиторского факультета Шанхайской консерватории музыки были позже раскритикованы как "антипартийная клика во главе с Ван Лисанем", заявив, что они "фактически отвергли путь социалистического реализма товарища Синхая и открыто выступили против литературной линии партии". Они открыто выступали против литературно-художественной линии партии" [5].

Список литературы

  1. Хуан Д. Музыкальная культура и искусство Китая: антропологический и этномузыкологический анализ //Искусство и образование. – 2021. – №. 4. – С. 90-96.
  2. Шулунова Е. К. Сценическое искусство Китая после изоляции //Проблемы Дальнего Востока. – 2020. – №. 6. – С. 167-174.
  3. Зольников М. Е., Кхесинь Ч. История музыкального искусства Китая в русской и зарубежной историографии XX-XXI вв //Культура и время перемен. – 2019. – №. 1. – С. 9-9.
  4. Ли Ц. Особенности музыкального искусства Китая //Актуальные проблемы педагогических исследований. – 2021. – С. 153-157.
  5. Синчунь М. Своеобразие музыкального искусства города Гуйлинь в контексте развития художественной культуры Китая. – 2022.

Интересная статья? Поделись ей с другими: