УДК 070

Влияние клиповизации мышления на создание визуального контента в СМИ

Рябчевская Мирослава Александровна – студент кафедры менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы

Долгова Ирина Владимировна – кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского институт-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы

Аннотация: Статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу влияния клиповизации мышления на форму подачи информации в СМИ. В статье объясняется причина успеха визуального контента в среде поколения клипового мышления, обосновывается идея о значимости данной составляющей в успехе отдельной публикации и СМИ в целом. Анализ взглядов различных авторов на данную проблему позволил проследить и получить объяснение взаимосвязи такого феномена как «клиповизация мышления» с визуализацией информации. В статье представлена обобщенная характеристика понятия «клиповое мышление». В заключении авторами рассматривают некоторые критерии успеха для создания востребованного визуального контента в СМИ.

Ключевые слова: визуализация информации, поколение «клипового мышления», клиповизация мышления, СМИ, визуальный контент.

В условиях роста информационной насыщенности окружающего пространства грамотная визуализация контента становится необходимым условием того, чтобы СМИ оставались актуальным источником для современного потребителя информации.

Визуальные элементы в СМИ, такие как видео или иллюстрации, позволяют читателю за максимально короткое время понять примерный смысл публикации, а вместе с этим сделать для себя вывод, стоит ли читать текст полностью. Такое поведение потребителей информации, особенно молодых, обусловлено так называемой клиповизацией мышления.

Ряд исследователей этого феномена в качестве одной из причин «клипового» мышления называют увеличение визуального контента в социальных сетях. Другие же считают, что само клиповое мышление способствует такому активному росту визуализации информации.

Целью написания статьи является: определение степени значимости визуализации в СМИ, а также выявление некоторых особенностей работы с поколением «клипового мышления». В ходе реализации цели предполагается рассмотреть причины клиповизации мышления; продемонстрировать взаимосвязь клиповизации мышления и визуального контента; обозначить специфические особенности работы СМИ с поколением «клипового мышления».

Современный человек чаще всего получает необходимую ему информацию через яркие образы, цвета и знаки. Визуализация информации представляет собой процесс превращения сложных данных и концепций в наглядные и понятные графические и текстовые формы, которые помогают визуально представить информацию и легче ее усвоить. Данный феномен становится все более актуальным в цифровой эпохе, когда информация поступает в огромных объемах и требует быстрого и эффективного усвоения. Визуализация данных используется в различных областях, включая науку, бизнес, маркетинг и СМИ. В СМИ визуализация информации позволяет улучшить восприятие материала, привлечь внимание читателей и сделать информацию более доступной и понятной. Исследователи отмечают, что «с одной стороны, фотография обладает свойством механического переноса социальной реальности и не может быть больше самой реальности; с другой – личность фотографа накладывает на изображаемую социальную реальность субъективный контекст». [4, с. 203]. Смысл этого высказывания заключается в следующем: с помощью неверно подобранной визуальной составляющей основной посыл публикации можно окрасить не соответствующими действительности цветами.

Эпоха Гутенберга прошла (линейные картинки), ей на смену появилась эпоха Цукерберга (больше визуальных образов; отход от линейности), визуализация информации стала медиацентром современности. Ее проявления можно увидеть практически во всех видах СМИ. Потребности в визуализации, ее особенностях и характеристиках задают технологии, а они обновляются с невероятной скоростью.

По словам А. Градюшко, «сегодня меняются запросы потребителя новостей. На смену эпохи человека читающего приходит век визуализации информации, когда более востребованы новости, которые можно воспринимать, рассматривая. Возникают новые подходы в репрезентации фактов и цифр. Аудитория стремится получать информацию в визуальном формате» [1, с. 79]. Средства массовой информации не могут не воспользоваться этим, так как иначе просто не смогут в полной мере удовлетворить запросы потребителей.

Сегодня огромный сегмент аудитории в Интернете предпочитает именно короткие, но информативные видеоролики. Эту аудиторию называют подверженной такой особенности как «клиповизация мышления».

К этому феномену обращалось большое количество исследователей, среди них: С.В. Докука, О. Фридман, А.М. Яковлева. Основным посылом публикаций перечисленных авторов является то, что клиповому мышлению свойственно:

  • неумение сосредотачиваться на рассматриваемом предмете настолько долго, насколько это необходимо;
  • отсутствие восприятия длительных линейных последовательностей (длинных текстов) [5, с. 199];
  • нежелание структурировать информацию и обращать внимание на детали [2, с. 171].

Акцентирование авторами негативных сторон клипового мышления может свидетельствовать о страхе представителей более старшего поколения перед новыми, ранее не изученными способами взаимодействия с информацией, и напоминает об извечном конфликте «отцов и детей».

Беглый взгляд на какой-либо рассматриваемый элемент не всегда говорит о том, что человек с клиповым мышлением в принципе не способен тщательно анализировать информацию. Такой серфинг свидетельствует лишь о том, что современное поколение своевременно приспособилось к свалившемуся на них пласту информации. Быстрый просмотр ключевых слов и визуальных образов просто помогает им грамотно ориентироваться, чувствуя себя в море информации «как рыба в воде».

Таким образом, клиповое мышление неизбежно ведет к изменению визуального контента в медиа и становится одной из самых актуальных и первостепенных задач современных СМИ. Для достижения этой цели СМИ могут использовать различные виды визуальных элементов, например: фотографии, видео, инфографики, анимации и т.п. Подобные визуальные элементы могут помочь СМИ привлечь внимание аудитории, сделать контент более понятным и запоминающимся, а также усилить эмоциональное воздействие.

Отход от линейности может быть ярким и приятным, например, инфографика «читаема» практически с любого места, то же самое можно сказать об использовании различных символов и пиктограмм в СМИ. Следует отметить, что символы зачастую рождают гораздо больше ассоциаций у потребителей, чем обычный текст.

Вместе с тем, средства массовой информации должны уделять достаточно внимания некоторым особенностям работы с поколением клипового мышления.

Один из таких аспектов – это ограниченное внимание пользователей. Смысл в том, что современный представитель клипового мышления способен бегло проанализировать до ста записей или видеороликов за 5 минут. Это означает, что СМИ просто необходимо создавать именно цепляющий контент, который бы смог удержать пользователя у публикации надолго.

Также следует учесть, что в необъятном количестве контента пользователь не потерпит каких-либо неудобств с его получением. Т.е, если платформа, на которой планируется публиковать контент, рассчитанный на представителей клипового мышления не поддерживает быструю загрузку фотографий и видео, то пользователь однозначно не станет ждать. Особенно это касается быстрого доступа именно на мобильных устройствах.

Важным аспектом для того, чтобы пользователь задержался, является визуальная привлекательность контента. Очень важна лаконичность, краткость, подходящая тематике цветокоррекция, шрифт, а также скорость изложения, если это касается видеоролика.

Особой популярностью у представителей клипового мышления для просмотра контента пользуются именно социальные сети. Мало кто будет принципиально заходить на конкретный сайт, если все можно сделать в одном месте – любимой социальной сети. Используя социальные медиа для публикации контента СМИ могут привлечь большее внимание пользователей.

Выделить исчерпывающий список критериев успеха почти невозможно, так как все напрямую зависит от категории контента, ситуации и площадки. Но когда СМИ соответствуют портрету своей целевой аудитории и напрямую понимают, что и когда актуально, то им несложно привлечь и удержать внимание пользователей.

Если СМИ знают свою аудиторию, они могут создавать наиболее релевантный и ценный контент, который и будет самым подходящим в визуальном плане, и, соответственно, будет способствовать увеличению числа подписчиков и читателей. Такой путь поможет лучше всего соответствовать интересам и потребностям аудитории, а также привлечь больше внимания и удержать пользователей лучше, чем конкуренты.

Еще один из важных аспектов – это многообразие форм подачи визуальной информации. По мнению Л. А. Лежак, справочную информацию лучше предоставлять в виде инфографики. Автор убежден, что «не стоит забывать о фото и инфографике. Контент стоит чередовать, а данные для запоминания лучше сделать в виде инфографики – так их будет легче сохранить» [3. С. 57].

В целом соответствие всем этим критериям является важным фактором для успеха СМИ в создании визуального контента

Повсеместная клиповизация сознания – это факт, который нужно принять. Журналистскому сообществу важно четко осознавать: при работе с такой аудиторией нужно разбираться во всех трендах и не бояться постигать новые символические коды. Также не остается сомнений в том, что информационный обмен играет все более важную роль в обществе.

Таким образом, клиповизация мышления современного поколения требует от производителей контента адаптировать свои сообщения под новые запросы аудитории.

Список литературы

  1. Градюшко А. Перспективные стратегии веб-журналистики в глобальном информационном пространстве [Текст] / А. Градюшко // Международная журналистика-2014: диалог культур и взаимодействие медиа разных стран: материалы Третьей Междунар. науч.-практ. конф., 20 февр. 2014 г., Минск / под общ. ред. Т Н. Дасаевой; сост. Б. Л. Залесский. – Минск: Изд. центр БГУ, 2014. – С. 77- 88.
  2. Докука С. В. Клиповое мышление как феномен информационного общества [Текст] / С. В. Докука // Общественные науки и современность. – 2013. – № 2. – С. 169-176.
  3. Лежак Л.А., Симакова С.И. Визуальный контент как инструмент взаимодействия средств массовой информации с аудиторией [Текст] / Л.А. Лежак, С.И. Симакова // Медиасреда. – 2018. – № 14. – С. 54-61.
  4. Ушкин С. Г. Визуальная социология: интеракционистский, семиотический и постструктуралистский подходы [Текст] / С. Г. Ушкин // Вестн. Том. Гос. Ун-та. Философия. Социология. Политология. – 2015. – № 1 (29). – С. 203-213.
  5. Яковлева А. М. Клиповое чтение: текст как изображение-симулякр [Текст] / А. М. Яковлева // Наука телевидения. Научный альманах. - М.: ГИТР, 2015. – № 11. – С. 197-228.

Интересная статья? Поделись ей с другими: