УДК 070

Запрещённые темы современного журналиста

Чжао Ваньюй – бакалавр Белорусского государственного университета.

Аннотация: Мы живём в мире, когда журналистика с одной стороны выступает показателем свободы слова, с другой стороны она сопряжена со множеством ограничений. Данные ограничения касаются этики поведения журналиста, ограничений со стороны государственных органов, моральных принципов. Китай - это отдельный вопрос в аспекте ограничений СМИ, журналистика полностью регламентирована со стороны государства. Таким образом, каждый журналист должен чётко придерживаться определённого Круга запрещённых тем и не заходить за их пределы.

Ключевые слова: журналистика, ограничения, принципы, запреты, Китай.

В эпоху медиа некоторые СМИ, стремясь привлечь внимание аудитории, пренебрегают неприкосновенностью частной жизни заинтересованных лиц, не стремятся проверять подлинность новостей, одержимы погоней за так называемым новым и быстрым, руководствуясь коммерческими интересами при распространении новостей, что приводит к частому попаданию ложных новостей и описок в поле зрения общественности, что несет скрытую опасность для социальной стабильности, а также сеет кризис доверия к СМИ. Предполагается, что СМИ должны использовать новые интернет-технологии для более глубокого потока новостной продукции, но они неоднократно задевали нижнюю границу этики. Внезапное изменение журналистской этики создало серьезную проблему для нормального развития индустрии новостей. С точки зрения целостной перспективы, создание рационального механизма оценки, повышение медиаграмотности населения и улучшение конкурентной среды СМИ способствуют развитию журналистской этики в новую эпоху [1].

Роль журналистской этики проявляется на двух уровнях: во-первых, на микроуровне - поддерживать рациональность, объективность и беспристрастность и предоставлять общественности право быть полностью информированной; во-вторых, на макроуровне - руководить общественным мнением и способствовать здоровому развитию общества [2]. В условиях всеобщего развлечения в новостях выбор информации становится более широким, но менее определенным, поэтому аудитория охотнее верит в то, во что хочет верить, а не обязательно в объективные факты. Для большинства людей, чем проще и типичнее новости, тем они более приемлемы, и можно даже утверждать, что необъективные факты поддерживают жизнь некоторых людей. Плюралистическая среда СМИ ускорила формирование предвзятости аудитории, а роль журналистской этики в поддержании рациональности, объективности и беспристрастности ослабла под влиянием предвзятости аудитории [3].

Для некоторых СМИ в интернет-среде, в эпоху экономики трафика, отсутствие чьего-либо внимания равносильно потере ценности существования, поэтому некоторые СМИ продолжают копать информацию, которая отвечает предвзятости аудитории, даже заходя настолько далеко, что интерпретируют факты против человеческой природы. Один из принципов журналистики - "не вторгаться в горе", что означает, что журналисты не должны позволять своим интервью вызывать или усугублять горе и страдания человека при освещении печальных событий. Чаще всего это делается путем предоставления человеку психологического покоя после события, съемки с расстояния, отказа от выделения болезненных кадров или выражения искренних соболезнований перед интервью. Противоречий много, и когда СМИ начинают гнаться за прибылью без разбора, журналистская этика также теряет почву для выживания.

Хотя журналистская этика постоянно разрушается в реалистичных условиях всеобщего развлечения, предвзятости аудитории и стремления СМИ к прибыли, ее ценность и значение нельзя игнорировать. В настоящее время оценка и контроль журналистской профессии открыты, а случаи нарушения журналистской этики стали общественными проблемами. Общественное мнение заставляет журналистскую профессию проводить самоанализ, и строительство укрепленной журналистской этики должно постоянно интегрироваться в новые социальные реалии, сохраняя при этом основы [4].

Рассеивание журналистской этики в результате панибратского отношения к новостям является главным образом результатом диверсификации ценностей, ведущей к рассеянному и разнообразному вниманию аудитории, и отсутствия стандартов ценности новостей из-за их децентрализованного характера. Для новостных СМИ важно уважать различные ценностные ориентации аудитории и удовлетворять их разнообразные потребности в новостях, строго придерживаясь при этом кодекса журналистской этики. Основные СМИ должны использовать приятные для аудитории способы распространения основных социалистических ценностей, сочетать основные ценности со временем, усиливать эффект от распространения основных социалистических ценностей и позволять инновационным теориям партии "долетать до домов простых людей". В то же время важно усилить распространение журналистской этики, чтобы сформировать широкий общественный консенсус и тем самым повысить признание обществом основных социалистических ценностей.

В последние годы большинство острых тем, связанных с журналистской этикой, сначала бродили в Интернете, формируя общественное мнение, в котором лидеры мнений играли решающую роль. Это побудило нас обратить внимание на направляющую роль лидеров общественного мнения в укреплении построения журналистской этики. Организуя коммуникационные мероприятия онлайн и офлайн, отдел пропаганды может увеличить частоту взаимодействия с лидерами общественного мнения, построить мост солидарности и взаимного доверия между официальным и частным секторами, способствовать взаимопониманию и доверию посредством информационного взаимодействия, а также совместно работать над укреплением основ журналистской этики. В то же время отделы пропаганды могут подготовить группу лидеров общественного мнения с твердой позицией и отличными навыками, чтобы своевременно направлять крайние идеологические течения в случаях, затрагивающих нижнюю границу журналистской этики, сдерживать дальнейшее развитие противоправного поведения, направлять общественность на правильный путь и в полной мере играть роль лидеров общественного мнения в руководстве общественным мнением.

Развитие сетевых информационных технологий сделало распространение новостей более своевременным и эффективным, и при распространении некоторых новостей, чувствительных к времени, ранее установленная система "три рецензента и три корректора" для новостных статей неизбежно стала ограничением для распространения новостей в среде полных СМИ. Для решения этого реального конфликта трудно полагаться только на человеческие ресурсы, и только благодаря силе машин и технологий этот конфликт может быть эффективно разрешен. Нам необходимо вкладывать больше средств в исследования и развитие технологий всех СМИ, привлекать высококвалифицированный технический персонал, разрабатывать интеллектуальные продукты для производства новостей и их аудита, а также установить строгий и эффективный процесс производства и аудита новостей, чтобы сократить инвестиции в человеческие ресурсы и снизить процент ошибок. Необходимо содействовать дальнейшему развитию технологии регулирования всех СМИ, чтобы сжать пространство для распространения ложной информации неправильного мышления и выявлять и устранять недостоверные новости в самом начале. Необходимо регулировать требования к использованию всех СМИ, сдерживать поведение пользователей СМИ путем введения соответствующих норм и правил, имеющих юридическую силу, и сурово наказывать людей и организации, нарушающие эти нормы и правила. Преимущества технологии и сила верховенства закона должны быть полностью использованы для очищения среды всех СМИ и создания благоприятной атмосферы для формирования журналистской этики.

В настоящее время журналистская отрасль сталкивается с двойным давлением - выживания и репутации. Если рыночная среда останется неизменной, а журналистская этика и моральная честность останутся неизменными, она будет легко покинута аудиторией и уничтожена рынком.

В эпоху СМИ укрепление журналистской этики должно придавать большое значение пробуждению и освобождению субъекта, принимать гуманистические ценности как ключевое стремление, обращать внимание на его сложность, возникновение и другие характеристики и способствовать эволюции с разных сторон [5].

Список литературы

  1. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. – 2018.
  2. Курманина Т. С. К вопросу о профессиональных стандартах и этических регуляторах журналиста информагентства //Меди@ льманах. – 2020. – №. 4 (99). – С. 80-86.
  3. Баранова Е. А. Конвергентная журналистика. – 2021.
  4. Севостьянов Д. А. Инверсия этических норм журналистики //Профессиональная культура журналиста в эпоху социальных и технологических трансформаций медиасферы.—Екатеринбург, 2020. – 2020. – С. 35-37.
  5. Лойко А. Профессиональные и этические стандарты журналистики в цифровую эпоху. – 2019.

Интересная статья? Поделись ей с другими: