УДК 929.7.035

Попытки императора Павла I регламентировать жизнь российского дворянского сословия

Якимова Алена Сергеевна – магистр Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

Аннотация: Период правления Павла I является одним из наиболее сложных для изучения в российской истории. Цель статьи заключается в рассмотрении вопросов, связанных с попытками правового регламентирования жизни российского общества, в частности дворянского сословия в период правления Павла I. Императором, было проведено достаточно реформ, затронувших различные сферы жизни российского общества в конце XVIII в. Авторы статьи анализируют действующие в указанный период правовые нормы, исследуют изменения в прохождении дворянским сословием государственной службы и их привилегии. В работе показана тесная связь изучаемой проблематики и оценок павловского времени с конкретно-исторической ситуацией в стране. 

Ключевые слова: Павел I, внутренняя политика Павла I, цензура, дворянское сословие, отмена дворянских привилегий.

Интерес к исследованию вопросов правления Павла I выражается прежде всего в изучении личности императора. Период его правления чаще всего противопоставляется Екатерининскому курсу и именуется «непросвещенным абсолютизмом», в то же время он не стал объектом специального изучения. Дискурсов о том, как стоит определять сущность павловской эпохи, в современной исторической литературе крайне мало. В исторических источниках нет конкретно сформулированных терминов, описывающих сущность и критерии попыток Павла I урегулировать жизнь российского общества.

Анализируя историческую литературу, можно отметить наличие противоречивых оценок личности Павла I и его политического курса. Ряд историков рассматривают его действия как хаотичные и непродуманные. Другие, напротив, склонны доказывать наличие у Павла I выстроенной системы политических взглядов, сложившейся ещё до его вступления на престол.

Отличительная черта государственного управления Павла I - интенсивность законодательной деятельности. За четыре года три месяца и шесть дней правления Павла I в Полное собрание законов вошло 2253 юридических акта. «Никогда законодательство не шло таким ускоренным темпом, может быть, даже при Петре I: перемены, новые уставы, положения, на все новые точные правила, всюду строгая отчетность» [1, c.45].

Многие из проводимых реформ сложно назвать полными и законченными. Ключевой идеей внутренней политики Павла I являлось укрепление власти монарха, борьба с либерализмом и вольнодумством, противостояние разрушительным идеям философии французской революции. Еще в юношеские годы Павел писал в письме к своему воспитателю Н. И. Панину: «Человек — первое сокровище государства. Сбережение государства — сбережение людей, а сбережение людей — сбережение государства» [5, c.75].

Административные реформы Павла I были очень амбициозными и комплексными. Они были направлены на создание более эффективной системы управления, улучшение контроля над государственными служащими и сокращение бюрократии. Однако, эти реформы вызвали много критики со стороны различных слоев общества и имели неоднозначные результаты.

Для анализ административных реформ, проводимых Павлом I, следует изучить преобразования в учреждении, занимавшего второе месте в иерархии управленческих институтов после императора – Совета Его Величества. В круг рассматриваемых Советом дел и вопросов включал в себя только то, что было назначено императором. Для рассмотрения какого-либо дела требовалось исходящее от царя Высочайшее повеление. Так же в компетенции Совета входил разбор следующих дел: международных, финансовых, вопросов управления, судебных.

Павел I существенно изменил композицию и статус Сената. Он расширил его состав, приглашая в него высших чиновников и знатных людей, которые ранее не имели права заседать в Сенате. Это позволило улучшить качество принимаемых решений, так как в Сенате появились высококвалифицированные специалисты.

Однако Павел I также ограничил власть Сената. Он лично присутствовал на заседаниях, назначал глав сената и членов сената, а также определял его компетенцию. Павел I сделал Сенат неотъемлемой частью своего административного управления, что существенно ограничило его независимость.

Многие из реформ, проводимых Павлом I сложно назвать полными и законченными. При проведении анализа законодательной деятельности императора следует учесть, что его царствование продлилось неполных пять лет. Задачи внутренней политики Павла I: укрепление монархической власти, борьба с либерализмом и вольнодумством, противостояние возникновению в Российской Империи разрушительных идея французской революционной философии.

Достижение наибольшего эффекта в регламентации жизни российского общества Павел I видел в усилении централизации власти в Российской Империи. Для этого был введен надзор генерал-прокурора за деятельностью Сената и органов регионального управления. Так же были воссозданы коллегии, во главе с директорами, имевшими право личного доклада императору. Контроль над деятельностью отраслевых органов управления так же был усилен. Для улучшения документооборота введена в работу Собственная Его Императорского Величества Канцелярия [4, c. 26], которая считается одним из самых сложных и необычных бюрократических аппаратов.

Создание канцелярии было частью общей реформы государственного аппарата по усилении централизации власти, которую Павел I начал после своего вступления на престол в 1796 году. Он решил управлять государством самостоятельно, отделяя себя от советов и комитетов, которые, по его мнению, были чрезмерно бюрократизированы и неэффективны. [3, c.57].

Важным направлением внутреннего политического курса Павла I стала борьба с революционными идеями. В целях предотвратить в Российской империи вероятность возникновения события Великой французской революции и противостоять инакомыслию, император ужесточил цензуру. В результате начиная с февраля 1797 г. были закрыты все вольные типографии, для ввезенных из заграницы книг была введена цензура, а с 1800 г. введен запрет на ввоз иностранных книг.

Многое во внутренней и внешней политике императора Павла I было совершено в противопоставлении курсу Екатерины II. Однако, в области цензуры, при Павле I, наоборот, развивались и совершенствовались ее начинания. На данном этапе императором была завершена организацию цензурного аппарата. В 1797 году Павел I, в связи с возрастанием общественного недовольства и угрозой национальной безопасности, создал Цензурный совет [1, c. 98] – орган, который должен был контролировать все печатные издания и литературные произведения, попадающие в общественное пространство. Орган состоял из 10 членов, которые были назначены лично Павлом I. Главной задачей Цензурного совета было осуществление контроля за печатными изданиями, а также за сценическими произведениями и другими видами искусства.

На рассмотрение Совета представлялись все книги. Признанные Цензурным советом запрещенными к распространению книги Павел повелел сжигать. Запрещёнными были произведения Гете, Шиллера, Канта, Свифта и др. [1, c. 99]. Цензурный совет имел большую власть и мог остановить печатание любого произведения без объяснения причин. Кроме того, совет имел право удалять издания из библиотек и снимать с проката спектакли в театрах, если они не соответствовали цензурным требованиям.

В Российской империи конца XVIII века установилось отношение к дворянскому сословию как к высшему, владеющему подавляющим большинством производительного потенциала страны. Российское дворянское сословие было значимой частью общества, без которой монарх терял возможность управлять государством и защищать его. В то же время сословная политика императора Павла I базировалась так же на противоречивом отношении к политике Екатерины II. Ряд привилегий, дарованных императрицей дворянскому сословию, не соответствовал личным взглядам Павла на государственное положение русских сословий.

Стоит отметить политико-правовую доктрину Павла I, которая преследовала цель - создание полицейского, бюрократического государства, построенного на точном урегулировании всех сторон жизни российского общества. Это объективно ставило перед императором необходимость реформирования правовой системы Российской империи, а также активного переосмысления ряда сословных вопросов.

Согласно данной политико-правовой доктрине российскому дворянскому сословию было отведено первое место в социальной стратификации. Ряд введенных указов был направлен на регламентирование службы и замещение должностей. В результате проведенных реформ был усилен контроль за продвижением офицеров при получении следующего звания [5, c. 73], исключением из полков, находящихся в «просроченных отлучках», был положен конец бессрочным отпускам, которыми широко пользовалось офицерство при Екатерине II [2, c.35].

Павлом I так же были предприняты попытки сократить численность лиц дворянского сословия, владевших активными и пассивными избирательными правами. Указом 15 ноября 1797 г. император ввел запрет дворянам, исключенным из воинской службы, выдвигать свои кандидатуры на выборные должности, а также участвовать в самих выборах [1, c.47]. Развитие законодательства, направленного на усиление зависимости российского дворянского сословия от государственного аппарата и монарха, отразилось в указе от 14 ноября 1799 г., значительно упростившего и ускорившего порядок выборов и одновременно усилившего роль в этом процессе администрации [3, c.454].

Подводя итоги, стоит отметить, что, предпринятые Павлом I попытки регламентировать жизни российского общества в конце XVIII вв. были направлены на нормативное оформление правового статуса дворянского сословия. Императором были проведены реформы по определению образа дворянина как «истинного сына Отечества», цель которого — служба государству. Пожалование и лишение дворянского звания — исключительная прерогатива верховной власти. Высокий статус дворянина должен подтверждаться внешней атрибутикой – наличием мундира, герба, орденов. Анализ законодательства павловской эпохи позволяет сделать вывод, что принципиальных отступлений от прежнего курса внутренней политики по укреплению положения российского дворянского сословия не было, а единичные попытки регулирования были обусловлены стремлением предупредить распространение революционных и заговорщических идей.

Список литературы

  1. Григорьев С.И. Придворная цензура и образ верховной власти. СПб., 2007. С. 480.
  2. Окунь С.Б. Дворцовый переворот 1801 года в дореволюционной литературе. Вопросы истории. 1973, №11. С. 34-52.
  3. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. М. РГГУ. 1999. 575 с.
  4. Клочков М.В. Очерки правительственной деятельности времени Павла I. П, 1916. 631 с.
  5. Скоробогатов А.В. Правовая политика в царствование императора Павла I. М., 2017. С. 20
  6. Смыр М.Н. Короткий век Павла I. М.: Просвещение. 2010. 415 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: