УДК 929.7.035

Правовое положение российского дворянского сословия в нормативных актах конца XVIII в.

Якимова Алена Сергеевна – магистр Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с особенностями определения правового статуса дворянского сословия в Российской империи в период правления императора Павла I. Императором, было проведено достаточно реформ, затронувших различные сферы жизни российского общества в конце XVIII в. Одной из таких масштабных реформ стала попытка регламентировать жизнь дворянского сословия. Авторы статьи анализируют действующие в указанный период правовые нормы, которые определяли имущественное положение дворянского сословия в конце XVIIIв. В статье описаны изменения в прохождении дворянским сословием государственной службы. Авторы статьи так же описывают изменения привилегий дворянства.

Ключевые слова: Павел I, внутренняя политика Павла I, цензура, дворянское сословие, отмена дворянских привилегий.

В конце XVIII века в Российской империи дворянство являлось высшим привилегированным сословием. Оно владело подавляющим большинством производительного потенциала страны, а также являлось значимой общественной силой, без которой российское самодержавие не могло управлять государством и защищать его.

Прежде всего, стоит отметить политико-правовую доктрину Павла I [6, с. 12], целью которой является создание полицейского, бюрократического государства, основанного на четкой регламентации всех сторон жизни общества. Это объективно ставило перед Павлом Петровичем проблему реформирования правовой системы Российской империи, а также рассмотрения сословных вопросов. Данная политико-правовая доктрина ставила дворянское сословие на первое место в социальной стратификации.

Взгляды Павла I на российское дворянство проявились в полной мере в Указе от 15 января 1798 года, который является одним из самых значимых документов, определивших политику государства в отношении дворянства в конце XVIII века. Указ установил строгую иерархию сословий, в соответствии с которой дворяне были выше всех остальных слоев населения. Для подтверждения своего статуса дворяне должны были иметь соответствующую запись в геральдических книгах.

Указ от 15 января 1798 г. утвердил первую часть дворянского Гербовника [1, с. 37]. В данном указе Павлу I удалось в последовательной форме описать свою идею роли российского дворянства. В указе император обозначил сословную роль дворянина, как защитника государства, сравнив дворянское знание с рыцарским [1, с. 38]. Олицетворением дворянского звание, по его мнению, должны выступать честь и храбрость. Дарованные верховной властью гербы свидетельствовали о личных заслугах представителя дворянского сословия, или о подвигах его предков. Возрождая в Российской Империи данную традицию, Павел I стремился привить беспредельную верность и любовь к императору и государству у представителей дворянского сословия [7, с. 58].

В Указе Павла I от 15 января 1798 года были определены права и обязанности дворянства, а также установлен порядок наследования и передачи дворянских титулов. Теперь дворяне имели право передавать свои титулы только на мужскую линию, и только в случае отсутствия мужских наследников – на братьев [4, с. 8].

Указ также регулировал земельные отношения: дворяне получили право на земельные участки размером до 2,5 тысячи десятин, которые они могли передавать наследникам. Однако, если земельный участок оставался бесхозяйственным более трех лет, он мог быть отобран у дворянина и передан государству.

Важным достижением Указа было установление постоянного порядка прохождения службы для дворян, что способствовало повышению дисциплины и эффективности военной службы. Кроме того, Указ привнес определенную стабильность в отношения между государством и дворянством, усилив контроль за передачей наследственного имущества и назначением на государственные должности. Это способствовало более четкому определению социального статуса дворянства

Ряд реформ Павла I преследовал цель упорядочить службу, определить порядок назначения на должности, усилить контроль над продвижением офицеров при получении следующего звания [2, с. 151]. Важно отметить, что введенными указами Павел I запретил бессрочные отпуска, распространённые у офицеров при Екатерине II. С ноября 1796 г. по май 1797 г. на законодательном уровне был установлен внешний вид высшего и среднего гвардейского, флотского и полевого офицерства [2, с. 152].

Стоит отметить, что в этот же период рассматривались и принимались к исполнению и совершенно противоположные по характеру указы. Так 8 ноября 1796г. императором был принят указ № 17.534 [3, с. 99], который на законодательном уровне предоставил дворянскому сословию преимущество перед разночинцами при занятии должностей. Этот указ имел важные последствия для российского общества. В первую очередь, он привел к сокращению численности разночинцев, что означало снижение их социального и политического влияния в обществе. В то же время, дворянское сословие стало более единодушным и сильным, что позволило ему управлять государством более эффективно. Кроме того, установление преимущества для дворянства в занятии должностей способствовало более эффективному функционированию государственного управления, так как дворяне обладали более высоким уровнем образования и опыта работы в правительственных структурах [6, с. 104].

Подписанный 14 декабря 1797г. указ № 18.267 [3, с. 105] сократил для дворянства сроки службы по должности для повышения звания. До этого момента дворяне должны были служить на одной должности не менее 12 лет, чтобы получить возможность повышения в звании. Однако, согласно указу, срок службы для повышения звания был сокращен до 8 лет. Это решение было принято с целью ускорения процесса продвижения по службе для дворянства. Сокращение сроков службы для повышения звания стало одним из многих изменений, направленных на повышение эффективности государственного управления в России. Этот шаг также способствовал усилению влияния дворянства в государственном аппарате.

Российское дворянское сословие стало основой не только офицерского корпуса, но и бюрократического аппарата. Правительство Павла I стремилось ограничить ряды чиновников от выходцев из низших сословий, в тоже время, желая, сократить увеличение численности дворян в административной службе, которую они предпочли военной. Данное положение зафиксировано законодательным актом № 17.685 от 14 августа 1798 г., который запрещал определять на государственную службу из числа купеческого и мещанского сословий. Утверждение дворянских детей на службу государству требовало обязательного доклада императору [5, с. 112].

9 апреля 1800 года и 6 марта 1801 года были приняты два указа, которые запрещали депутатским собраниям восстанавливать дворянские звания и выдавать грамоты на дворянство [5, с. 114].

Согласно первому указу, депутатские собрания не имели права восстанавливать дворянские звания для людей, потерявших их по каким-либо причинам. Данный указ был направлен на то, чтобы предотвратить злоупотребления восстановлением дворянства за деньги или иные материальные блага.

Второй указ запрещал депутатским собраниям выдавать грамоты на дворянское звание. Ранее, депутатские собрания имели право на присвоение дворянского титула за заслуги перед государством. Однако, этот процесс часто становился простым формальным процессом, который осуществлялся за определенную плату.

Таким образом, попытки урегулирования общественной жизни дворянского сословия в России в конце XVIII вв. были направлены на более регламентированное оформление правового статуса дворянства. Проведенный нами в рамках исследования анализ законодательных актов позволят сформулировать вывод. Павлом I не было предпринято значительных отступлений в принципах внутренней политики по укреплению дворянского достоинства. Предпринятые им единичные попытки урегулирования жизни дворянского сословия преследовали цель распространение революционных идей и вольнодумства среди населения.

Список литературы

  1. Бялт В.С. Правовой статус дворянства в России на рубеже XVIII-XIX веков // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 3. С. 37-40.
  2. Захаров В.Ю. Особенности социальной политики Павла I. У истоков российской государственности. Исследования и материалы XII // Калужские страницы. С. 151-153.
  3. Казанцев С.М. О политическом режиме Российской империи в 1796-1801 гг. // Вестник Ленинградского государственного университета. 1980. № 1. С. 99-106.
  4. Милешина Н.А. Российское дворянство XVII-XX начала столетий в контексте трансформации внутрисемейных отношений // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. С. 5-11.
  5. Скоробогатов А.В. Дворцовый переворот 11 марта 1801 г. // Актуальные проблемы экономики и права. 2009. № 2. С. 113-118.
  6. Скоробогатов А.В. Правовая политика в царствование императора Павла I. М.: Юрлитинформ, 2017. 206 с.
  7. Томсинов В.А. Законодательства император Павла I. М.: Зеркало, 2008. С. 239.

Интересная статья? Поделись ей с другими: