УДК 93/94

Попытки разработки торфяных болот в удельных имениях Российской империи в начале XIX столетия

Работа Татьяна Николаевна – старший преподаватель кафедры истории, археологии и краеведения Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Аннотация: Улучшение условий жизни крестьян в удельных имениях Российской империи толкала Департамент уделов на поиск новых форм хозяйствования, развития иных направлений. В качестве такового стоит выделить торфяное дело, которое привлекло внимание администрацию Департамента, Министерство государственных имуществ тем, что на повестке дня стояла злободневная тема, связанная с отоплением, и торф мог выступить в качестве альтернативы дровам.

Ключевые слова: удельные имения, торфяные болота, Департамент уделов, Экспедиция, система хозяйствования, разработка торфа.

Одни из первых сведений, относящиеся к мероприятиям, направленным на поиск и добычу торфа, относятся к первым годам работы Департамента уделов. Так, например, в 1800 году в газете «Московские ведомости» № 97 редакция опубликовала объявление графа Толстого. В соответствии с этим сообщением, помещик Орловской губернии рассказывал о методической разработке и поиске торфа [1, с. 715]. Землевладелец также заявил о готовности показать на практике и провести обучение всех желающих этому делу, чтобы распространить его на другие территории Центральной России.

Стоит отметить, что это объявление достаточно серьезно заинтересовало администрацию Департамента уделов. В 1801 году в Орловскую Экспедицию было направлено предписание, согласно которому ей надлежало отправить к графу Толстому двух крестьянин Севского уезда и из с. Троицкого Перкинского приказа Тамбовской губернии (здесь также были открыты залежи торфа). Эти мужчины должны были пройти обучение технике торфяного дела, чтобы впоследствии заниматься этим ремеслом в своих имениях [1, с. 715]. Кроме того, в качестве сопровождающего к графу Толстому был направлен товарищ советника Орловской экспедиции Измайлов. Его основная задача заключалась в описании техники торфяного дела, составления планов и рисунков строений и инструментов [1].

Однако надо сказать, что данное мероприятие представляло собой разовую акцию. О нем было забыто вплоть до 1829 года, до момента разбора архивов Департамента уделов. Полученная информация показала, что в Орловской губернии торфяное дело было практически не развито. Добыча торфа в хозяйственном масштабе не производилась. Также дело обстояло и в Тамбовской губернии, в которой не наблюдалось положительных результатов. Сделанные выводы послужили поводом продолжить разработку торфяного дела. Управляющему Орловской конторой вновь было направлено поручение распространить данное мастерство искать и разрабатывать торфяные месторождения и именно в тех местах, где наблюдался недостаток лесов [1].

Например, в 1830-х годах в Московской губернии началась работа. Крестьяне изучали методы поиска торфа в течение двух недель у тверского помещика Коренева. Обучение дало положительные результаты. Так, Ивановым и Гавриловым были найдены залежи торфа в болотах Коломенского и Гжельского приказов примерно на 77 десятинах. Кроме того, крестьяне продолжили традицию передачи полученных знаний местным жителям удельных имений, демонстрировали, как из полученного торфа делать кирпич. Надо сказать, что вопрос торфяного дела поднимался и казенным ведомством, так как проблема вырубки лесов в Подмосковье стояла на повестке дня. Одновременно с этим Министерство государственных имуществ, проводя работу по поиску торфяных залеганий, обратило особое внимание на Чесменское и Мытищинское болота удельных имений. В них по предварительным расчетам содержалось порядка 3 млн куб.саж.торфа [1, с. 716].

На протяжении 2-3 лет в Московском удельном имении было открыто несколько торфяников. Первые из них, в большей степени Власовские, изначально разрабатывались хозяйственным способом: основная работа, связанная с осушением и резкой торфа, была проделана удельным крестьянином Усачевым и его помощниками. Руководили этой деятельностью крестьяне Иванов и Гаврилов. Стоит указать, что Усачев получал оплату за свою работу: по 50 копеек серебром с погонной сажени за прорытие канав; 851/2 копеек серебром с тысячи за вырезку кирпича [1].

Следует отметить, что проблема торфяного дела посредством хозяйственных работ поднималась не только исходя из потребности ознакомления местного населения с новым видом производства. Большое влияние на нее также оказало распоряжение Вице-Президента Департамента уделов, направленным на повышение заработков крестьян. Особенно это было актуально в связи с неурожаями 1840 года [2]. Но стоит указать, что практика торфяного дела не обещала положительного итога, так как крестьянская среда не спешила применять торф в своем быту. И даже попытка вовлечения в этот процесс местных фабрикантов с предложением испытать торфяное отопление, не принесла ожидаемого массового эффекта. В связи с этим Департамент уделов начал склоняться к мысли о сдаче торфяников в аренду частным предпринимателям. В это же время идея торфяного отопления постепенно начала распространяться среди московских фабрикантов.

Список использованной литературы

  1. История уделов за столетие их существования. 1797-1897. Том второй. Крестьяне дворцовые, государевы и удельные. – СПб.: Типография Главного Управления уделов, 1901. – 710 с.
  2. Караханян Т.Н. Мероприятия, реализуемые удельным управлением по поддержанию крестьянского хозяйства // VII Научно-практическая конференция «Современные аспекты научных исследований»: Научный альманах Центрального Черноземья. – № 1 ч.2 2022. – С. 157-161.

Интересная статья? Поделись ей с другими: