УДК 004

Влияние социальных сетей на подростков

Шарыпова Татьяна Николаевна – кандидат экономических наук, преподаватель, доцент Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Бойко Вероника Витальевна – студент Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Аннотация: В статье рассмотрены социальные сети и влияние их на подростков. Показаны основные функции социальных сетей и некоторые способы борьбы с зависимостью от них.

Ключевые слова: социальные сети, дети, подростки, интернет.

Термин "социальная сеть" появился в 1954 году. Концепцию социальных сетей основал американский социолог Джеймс Бернс. Социальные сети - это онлайн-платформы, используемые для общения, знакомств и создания социальных отношений между людьми со схожими интересами, а также для развлечения и работы [1].

К основным видам социальных сетей относятся:

  1. Социальные сети для обмена медиа-контентом. Этот вид социальных сетей предоставляет пользователям широкую возможность обмена видео и фотографиями. К ним можно отнести: Flickr, YouTube, TikTok, Vimeo, Vine, Snapchat;
  2. Социальные сети по интересам. Самая востребованная возможность, которую предоставляют нам социальные сети – поиск единомышленников и людей со схожими интересами. Например, Last.fm – сеть для меломанов, Goodreads – для любителей литературы.
  3. Социальные сети для отзывов и обзоров. Люди часто пользуются сервисами, благодаря которым могут отследить рейтинг того или иного заведения, оставить отзыв, чтобы помочь другим сделать выбор. К ним можно отнести: Otzovik, Yell, Отзыв, СпасибоВсем и т.д.
  4. Социальные сети для коллективных обсуждений. Сайты, форумы и сервисы с естественно-языковым интерфейсом являются одним из первых видов социального медиа, например, Quora, Reddit и Digg.
  5. Сервисы социальных закладок. StumbleUpon, Pinterest, Flipboard – это сервисы, где пользователь собирает контент в свою личную библиотеку, на которую могут подписываться другие участники сообщества.
  6. Социальные сети для авторских записей. Это тип социального медиа, относящийся к виду блоггинга и микроблоггинга, в которых пользователь создает и публикует текстовый и медиаконтент, например, Blogger, Twitter, Medium, Livejournal.
  7. Социальные сети для общения. «ВКонтакте», Одноклассники, Тelegram, WhatsApp – это самые востребованные и распространенные социальные сети в настоящее время. Благодаря им люди могут находить друзей по интересам, общаться по личным и рабочим вопросам.

Основная функция социальных сетей объединять пользователей, даже если они находятся на большом расстоянии друг от друга. С помощью сети Интернет получаем новые знания, совершенствуемся и развиваемся. Однако Всемирная паутина не всегда приносит пользу и может причинять вред [5].

Для некоторых пользователей социальные сети стали их собственным микромиром, в котором они виртуально общаются друг с другом, слушают музыку, смотрят фильмы, читают и следят за другими людьми и группами.

По данным отчета Digital 2023 Global Overview Report, наиболее часто используемыми социальными сетями в России являются: VK 75,3%, WhatsApp 71,5%, Telegram 64,4%, Одноклассники 43,5%, TikTok 42,6% [2].

В своем исследовании аналитики оценили влияние социальных сетей на подростков. Многие подростки стали зависимы от социальных сетей. Как и в реальном мире, так и в виртуальном существуют риски. Из-за отсутствия опыта и чрезмерной доверчивости дети могут быть вовлечены в сомнительные сообщества в социальных сетях. В социальных сетях легко встретить мошенников, которые обманом пытаются заставить подростков отдать деньги или узнать личную информацию. Узнав имя, фамилию, номер телефона, пароли от счетов, паспортные данные, данные банковских карт, они способны использовать их для доступа к коммуникациям, отправки сообщений от вашего имени и кражи платежных средств.

Зависимость от социальных сетей несет в себе риск сокращения или полного отказа от реального общения в пользу виртуального. Подростки пренебрегают личной гигиеной, сном и питанием, проявляют раздражительность и приобретают потребность в постоянной проверке своего профиля, добавлении фотографий, обновлении статуса [3].

Молодым людям, проводящим много времени в социальных сетях, не хватает времени на общение с друзьями, учебу и хобби. Их отношения с родителями и учителями также ухудшаются, что приводит к снижению их академических и личных успехов. Для улучшения этого обстоятельства, необходимо больше времени уделять общению в реальной жизни, саморазвитию и увлечениям, которые не имеют ничего общего с социальными сетями.

В социальных сетях должны соблюдать законы, запрещающие распространение экстремистской или националистической информации. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций не всегда контролирует контент пользователей. Поскольку люди свободно используют ненормативную лексику в комментариях и статьях, пользователи могут неосознанно полагать, что такое общение считается социально-приемлемым, что наносит вред психике.

Существует несколько способов справиться с зависимостью [4]:

  • ограничить время пребывания в социальных сетях. Это может быть установка приложений для контроля времени. Например, поставить таймер на 30 минут, чтобы контролировать длительность нахождения в медиа пространстве;
  • найти альтернативу, которая заменит использование сети Интернет. Это могут быть физические упражнения, чтение книг или участие в социальных мероприятиях, освоение нового навыка или хобби;
  • изменить образ жизни. Повышение физической активности, контроль режима питания, регулярный сон или сокращение рабочего времени положительно повлияют на здоровье и моральное состояние;
  • получить поддержку. Если чувствуете, что не можете справиться с зависимостью самостоятельно, не стесняйтесь обращаться за помощью. Поддержку можно найти у своих близких и друзей, которые могут помочь контролировать использование сети Интернет. Существует множество программ и групп поддержки, которые предлагают советы и помогают в борьбе с интернет-зависимостью.

Родителям не следует прибегать к радикальным мерам, чтобы побороть интернет-зависимость. Отключение доступа к сети Интернет может быть очень болезненным для ребенка. Это ухудшит отношения и не приведет к желаемому результату. Процесс отказа от сети Интернет должен быть постепенным.

Далеко не всегда, социальные сети оказывают пагубное влияние на человека. Социальные сети – важный образовательный инструмент 21 века, который нельзя недооценивать. Такие функции, как возможность создания собственного сообщества и управления контентом, могут изменить ваше представление о домашней работе и заданиях. Проблема этого негативного явления заключается в чрезмерном и неосознанном использовании. Наличие интернет-зависимости у людей — это частая проблема для современного общества. До появления сети Интернет и социальных сетей, большой популярностью в мире обладали книги.

Между зависимостью от книг, сети Интернет и социальных сетей общее то, что теряется грань между реальным и виртуальным мирами, присутствует острая потребность в использовании этих ресурсов. В современном обществе технологии развиваются так быстро, что рано или поздно социальные сети будут заменены чем-то другим.

Список литературы

  1. Социальная сеть [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_сеть, (дата обращения: 14.03.2023).
  2. Отчет 2023 Global Overview Report: [Электронный ресурс] //. URL: https://www.web-canape.ru/business/statistika-interneta-i-socsetej-na-2023-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/ (Дата обращения: 14.03.2023).
  3. Антокольская, М.В. Детская психология: учебник / М.В. Антокольская. – М.: Норма, 2017. – 432 c.
  4. Ермишина Е.В., Шарыпова Т.Н. Польза и вред защиты информации в социальных сетях и мессенджерах. В сборнике: XXIV Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Материалы конференции. Под общей редакцией Д.А. Погонышева. Нижневартовск, 2022. С. 59-63.
  5. Абдул-Кадыров М.Р., Шарыпова Т.Н. Компьютерные игры: вред и польза. В сборнике: Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений. Сборник научных статей по итогам работы круглого стола со Всероссийским и международным участием. УКК «Актуальные знания» Ассоциация; «Союз образовательных учреждений». Шахты, 2021. С. 154-156.

Интересная статья? Поделись ей с другими: