УДК 004
Анализ основных причин, приводящих к отсеву студентов при реализации онлайн-обучения
Або-Рашед Кнаан – аспирант Белгородского государственного национального исследовательского университета
Аннотация: Основной целью данной статьи является изучение причинно-следственных связей отсева студентов из различных онлайн-курсов или обучений. Представленная статья имеет высокую актуальность в рамках современно-развивающегося образования в цифровом аспекте. Автором применяются теоретические и эмпирические методы исследования. С целью получения наиболее объективных и актуальных данных в работе используются научные материалы отечественного и зарубежного авторства. Преимущественная часть представленной статьи посвящена именно причинам отсева студентов из онлайн-курса.
Ключевые слова: образование, онлайн-курс, информация, информационные технологии, студент, обучение.
Повсеместная цифровизация образования, происходящая в современном мире, преподнесла массу корректив в основе учебно-методического процесса. На сегодняшний день ввиду активного распространения и актуализации информационных и цифровых технологий происходит массовый переход обучения (полный или частичный) на сторону онлайн-курсов или программ. Данный вид обучения включает в себя множество преимуществ, связанных с эффективностью, простотой, контролем процесса обучения и других. Несмотря на свои положительные стороны, такие методы обучения имеют ряд недостатков, основной из которых заключается в массовом отсеве слушателей во время процесса обучения [1].
На сегодняшний день существуют тысячи различных онлайн образовательных площадок, предоставляющих возможность прохождения курсов и повышения квалификации (рисунок 1). Несмотря на широкий инструментарий и возможности, предоставляемые данными ресурсами, лишь 5-10% от общего числа обучаемых успешно заканчивает обучение.
Рисунок 1. Распространенные платформы дистанционного образования.
Психология высших учебных заведений одной из приоритетных задач ставит именно изучение вопроса профилактики отсева студентов во время прохождения онлайн-курсов. Представленному вопросу посвящено на сегодняшний день большое множество научных работ и различных учебных обеспечений. Стоит отметить, что специфичность онлайн образования заключается в недостатке или же полном отсутствии прямого воздействия на студентов. Помимо этого, отсутствуют и методы профилактики отсева [2].
Результаты изучения причин отсева студентов при онлайн обучении показывают приведенные далее результаты. Половина от общего числа студентов не до конца просматривает онлайн курсы и не успевают сделать это в отведенный срок. Четверть студентов при этом отмечает, что не досматривают курсы «иногда», другая часть отмечает, что часто оставляют курсы не пройденными. И лишь оставшаяся масса студентов всегда проходят курс вовремя (порядка 12% от общего числа студентов). Таким образом, примерно треть от общего числа студентов попадают в группу риска по отсеву студентов [3].
Также среди причин отсева или не полного прохождения онлайн курсов отмечается отсутствие времени и несоответствие курса ожиданиям от заявленной темы. Также некоторая часть студентов оставляет курс не пройденным ввиду непонравившегося преподавателя или конфликта с ним. Так, к примеру, можно отметить свои ответы студентов о причинах не прохождения онлайн курсов: «Не нравится преподаватель»: льет много «воды», совсем не нравится. Также оказались варианты по типу «поняла, что и так все знаю», «если тема потеряла актуальность» и «нет настроения». Также следует отметить, что ключевой причиной является отсутствие времени у участников и высокие ожидания от заявленной темы курса. Личность же преподавателя в данном вопросе играет хоть и заметную, но не самую значительную роль для обучающихся.
Таким образом, получается некий конфуз, заключающийся в том, что студенты отмечают – причиной отставания от учебного курса является нехватка времени, а с другой стороны – что с большей вероятностью освоят курс, который по времени ограничен. Подобный расклад свидетельствует о том, что у современных студентов, как одно из, достаточно низкий уровень владения навыками тайм-менеджмента [4-6].
Исходя из вышеприведенной информации, можно отметить выявленные трудности, вызывающие отсев у студентов при прохождении онлайн обучения (рисунок 2).
Рисунок 2. Основные причины отсева студентов из онлайн-курсов.
Важным наблюдением является то, что присутствует противоречие в субъективных факторах отсева слушателей дистанционных курсов. Так, с одной стороны, информанты подчеркивают свою занятость и невозможность выделить время, достаточное для освоения курса, с другой стороны – ограниченность курса по времени является важным мотивирующим фактором к его своевременному освоению. Помимо этого, определяющим аспектом профилактики отсева слушателей онлайн курсов является ясность предварительной информации о курсе, практическая направленность на решение значимых для слушателя рабочих задач. Результаты многочисленных исследований говорят о том, что необходимо развивать методику дистанционного образования, наращивать дидактический потенциал данной формы обучения, изучать психологию участников процесса дистанционного образования [7-8].
Таким образом, основной целью данной статьи являлось изучение причин отсева студентов из онлайн-курсов. В результате представленной работы были изучены такие аспекты, как: актуальность цифровизации и распространения онлайн курсов; результаты изучения причин отсева студентов при онлайн обучении; профилактика отсева слушателей онлайн курсов.
В заключение необходимо отметить, что причины отсева студентов из онлайн обучения зависят и от изначальных намерений слушателя. Первоначальный интерес зачастую не совпадает с ожидаемым уровнем получаемых знаний. Можно предположить, что, если слушатель онлайн курса, достигший своей цели, будет считаться завершившим курс, это увеличит показатели эффективности. Необходимо заявить, что эта проблема нуждается в дальнейшем исследовании [9-10].
Список литературы
- Пеккер П.Л. Причины отсева слушателей при онлайн-обучении // Ценности и смыслы. 2019.
- Самойленко М.А. Субъективные причины отсева студентов дистанционных курсов повышения квалификации и пути устранения данных причин // Педагогика и психология образования. 2021.
- Elshansky S.P., Ferapontova M.V., Efimova O.S. Students attitude to distance learning during the pandemic: positive and negative aspects // Pedagogy and psychology of education. 2021.
- Асташова Т.А. Готовность российских студентов первого курса обучаться с использованием массовых открытых онлайн-курсов // Педагогика и психология образования. 2019.
- Gafiyatullina E.A. Retrospective analysis of mass educational online courses in the educational space // World science. Pedagogy and psychology. 2019.
- Ковалев Г.К. Использование облачных сервисов в системе образования // International scientific review. 2016.
- Амирова Е.А. Использование интернет-ресурсов при обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей // Вестник ВолГУ. Серия 9: Исследования молодых ученых. 2013.
- Martianov E. Yu., Martianova E. G. Experience of system analysis of distance learning in Russian schools during the coronavirus pandemic: philosophical and methodological discourse. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. 2020.
- Сармина Е.Ю., Фомичева Т.Л. Информационные технологии как инновация в системе управления // Интерактивная наука. 2017.
- Kachurova E. S. Victimological prevention of criminal aggression in the family while observing the self-isolation regime // Prologue: Journal of Law. A legal journal. 2020.