УДК 004

Анализ основных причин, приводящих к отсеву студентов при реализации онлайн-обучения

Або-Рашед Кнаан – аспирант Белгородского государственного национального исследовательского университета

Аннотация: Основной целью данной статьи является изучение причинно-следственных связей отсева студентов из различных онлайн-курсов или обучений. Представленная статья имеет высокую актуальность в рамках современно-развивающегося образования в цифровом аспекте. Автором применяются теоретические и эмпирические методы исследования. С целью получения наиболее объективных и актуальных данных в работе используются научные материалы отечественного и зарубежного авторства. Преимущественная часть представленной статьи посвящена именно причинам отсева студентов из онлайн-курса.

Ключевые слова: образование, онлайн-курс, информация, информационные технологии, студент, обучение.

Повсеместная цифровизация образования, происходящая в современном мире, преподнесла массу корректив в основе учебно-методического процесса. На сегодняшний день ввиду активного распространения и актуализации информационных и цифровых технологий происходит массовый переход обучения (полный или частичный) на сторону онлайн-курсов или программ. Данный вид обучения включает в себя множество преимуществ, связанных с эффективностью, простотой, контролем процесса обучения и других. Несмотря на свои положительные стороны, такие методы обучения имеют ряд недостатков, основной из которых заключается в массовом отсеве слушателей во время процесса обучения [1].

На сегодняшний день существуют тысячи различных онлайн образовательных площадок, предоставляющих возможность прохождения курсов и повышения квалификации (рисунок 1). Несмотря на широкий инструментарий и возможности, предоставляемые данными ресурсами, лишь 5-10% от общего числа обучаемых успешно заканчивает обучение.

1

Рисунок 1. Распространенные платформы дистанционного образования.

Психология высших учебных заведений одной из приоритетных задач ставит именно изучение вопроса профилактики отсева студентов во время прохождения онлайн-курсов. Представленному вопросу посвящено на сегодняшний день большое множество научных работ и различных учебных обеспечений. Стоит отметить, что специфичность онлайн образования заключается в недостатке или же полном отсутствии прямого воздействия на студентов. Помимо этого, отсутствуют и методы профилактики отсева [2].

Результаты изучения причин отсева студентов при онлайн обучении показывают приведенные далее результаты. Половина от общего числа студентов не до конца просматривает онлайн курсы и не успевают сделать это в отведенный срок. Четверть студентов при этом отмечает, что не досматривают курсы «иногда», другая часть отмечает, что часто оставляют курсы не пройденными. И лишь оставшаяся масса студентов всегда проходят курс вовремя (порядка 12% от общего числа студентов). Таким образом, примерно треть от общего числа студентов попадают в группу риска по отсеву студентов [3].

Также среди причин отсева или не полного прохождения онлайн курсов отмечается отсутствие времени и несоответствие курса ожиданиям от заявленной темы. Также некоторая часть студентов оставляет курс не пройденным ввиду непонравившегося преподавателя или конфликта с ним. Так, к примеру, можно отметить свои ответы студентов о причинах не прохождения онлайн курсов: «Не нравится преподаватель»: льет много «воды», совсем не нравится. Также оказались варианты по типу «поняла, что и так все знаю», «если тема потеряла актуальность» и «нет настроения». Также следует отметить, что ключевой причиной является отсутствие времени у участников и высокие ожидания от заявленной темы курса. Личность же преподавателя в данном вопросе играет хоть и заметную, но не самую значительную роль для обучающихся.

Таким образом, получается некий конфуз, заключающийся в том, что студенты отмечают – причиной отставания от учебного курса является нехватка времени, а с другой стороны – что с большей вероятностью освоят курс, который по времени ограничен. Подобный расклад свидетельствует о том, что у современных студентов, как одно из, достаточно низкий уровень владения навыками тайм-менеджмента [4-6].

Исходя из вышеприведенной информации, можно отметить выявленные трудности, вызывающие отсев у студентов при прохождении онлайн обучения (рисунок 2).

2

Рисунок 2. Основные причины отсева студентов из онлайн-курсов.

Важным наблюдением является то, что присутствует противоречие в субъективных факторах отсева слушателей дистанционных курсов. Так, с одной стороны, информанты подчеркивают свою занятость и невозможность выделить время, достаточное для освоения курса, с другой стороны – ограниченность курса по времени является важным мотивирующим фактором к его своевременному освоению. Помимо этого, определяющим аспектом профилактики отсева слушателей онлайн курсов является ясность предварительной информации о курсе, практическая направленность на решение значимых для слушателя рабочих задач. Результаты многочисленных исследований говорят о том, что необходимо развивать методику дистанционного образования, наращивать дидактический потенциал данной формы обучения, изучать психологию участников процесса дистанционного образования [7-8].

Таким образом, основной целью данной статьи являлось изучение причин отсева студентов из онлайн-курсов. В результате представленной работы были изучены такие аспекты, как: актуальность цифровизации и распространения онлайн курсов; результаты изучения причин отсева студентов при онлайн обучении; профилактика отсева слушателей онлайн курсов.

В заключение необходимо отметить, что причины отсева студентов из онлайн обучения зависят и от изначальных намерений слушателя. Первоначальный интерес зачастую не совпадает с ожидаемым уровнем получаемых знаний. Можно предположить, что, если слушатель онлайн курса, достигший своей цели, будет считаться завершившим курс, это увеличит показатели эффективности. Необходимо заявить, что эта проблема нуждается в дальнейшем исследовании [9-10].

Список литературы

  1. Пеккер П.Л. Причины отсева слушателей при онлайн-обучении // Ценности и смыслы. 2019.
  2. Самойленко М.А. Субъективные причины отсева студентов дистанционных курсов повышения квалификации и пути устранения данных причин // Педагогика и психология образования. 2021. 
  3. Elshansky S.P., Ferapontova M.V., Efimova O.S. Students attitude to distance learning during the pandemic: positive and negative aspects // Pedagogy and psychology of education. 2021.
  4. Асташова Т.А. Готовность российских студентов первого курса обучаться с использованием массовых открытых онлайн-курсов // Педагогика и психология образования. 2019. 
  5. Gafiyatullina E.A. Retrospective analysis of mass educational online courses in the educational space // World science. Pedagogy and psychology. 2019.
  6. Ковалев Г.К. Использование облачных сервисов в системе образования // International scientific review. 2016.
  7. Амирова Е.А. Использование интернет-ресурсов при обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей // Вестник ВолГУ. Серия 9: Исследования молодых ученых. 2013.
  8. Martianov E. Yu., Martianova E. G. Experience of system analysis of distance learning in Russian schools during the coronavirus pandemic: philosophical and methodological discourse. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. 2020.
  9. Сармина Е.Ю., Фомичева Т.Л. Информационные технологии как инновация в системе управления // Интерактивная наука. 2017.
  10. Kachurova E. S. Victimological prevention of criminal aggression in the family while observing the self-isolation regime // Prologue: Journal of Law. A legal journal. 2020.

Интересная статья? Поделись ей с другими: