УДК 37.018.43
Вовлеченность обучающихся в процесс дистанционного обучения
Ахмедова Саида Залимхановна – преподаватель кафедры Информационных систем и программирования Дагестанского государственного университета народного хозяйства.
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы дистанционного обучения с целью повышения его эффективности.
Ключевые слова: информационные технологии, дистанционное обучение, обучающийся, преимущества, недостатки, вовлеченность, аспект.
Вовлеченность в широком понимании означает состояние человека, в котором появляется сильная мотивация заниматься какой-либо деятельностью, быть включенным в процессы, с ней связанные. В свою очередь, вовлечение в процесс обучения подразумевает конкретные шаги, предпринимаемые организаторами учебного курса с целью повышения уровня вовлеченности предполагаемой целевой аудитории.
Выделяют 3 аспекта, демонстрирующие признаки вовлеченности:
- поведенческий: учащиеся слушают лекции и уроки, выполняют домашние задания, проявляют активность в обсуждениях и семинарах.
- эмоциональный: учащиеся ощущают, что причастны ко всему происходящему в процессе обучения (противоположное ощущение – отчуждение, когда все происходящее кажется ненужным, чуждым, лишним, навязанным), испытывая при этом комфортное состояние удовлетворенности.
- когнитивный: учащиеся активно и самостоятельно подбирают стратегию этапов обучения и наиболее эффективные пути получения новых знаний. Они стремятся органично встроить изученный материал в контекст ранее освоенных знаний и умений.
Анализируя научные источники по данной теме, мы видим, что сегодня одна из самых актуальных задач дистанционного обучения – повышение его эффективности за счет более подробного исследования роли психологических личностных особенностей обучаемых. Такие особенности должны учитываться методистами и преподавателями, которые организуют и направляют каждую ступень обучения.
Речь идет, в первую очередь, о познавательной (когнитивной) стороне личности, объединяющей в себе множество функций, среди которых:
- Интеллектуальные функции: мышление, воображение, речь.
Их основное назначение – продуцировать информацию, заполнять пробелы в знаниях, обмениваться информацией с себе подобными.
- Перцептивные функции: ощущения, восприятие, внимание.
Их основное назначение - воспринимать информацию, поступающую из внешних и внутренних источников.
- Мнемические функции памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Их основное назначение – запечатлеть полученную информацию в человеческой памяти.
Также для выстраивания гармоничного процесса обучения надо учитывать следующие личностные характеристики:
- Эмоциональное и психическое личностное состояние во время дистанционных занятий;
- Способность ученика к самоорганизации и сила его целеполагания;
- Мотивационная сторона личности, включающая в себя не только непосредственно мотивацию к обучению, но и другие личные потребности, желания, увлечения, мировоззрение, идеалы и жизненные установки.
Чтобы обеспечить более полную вовлеченность учеников в процесс дистанционного обучения, используют разнообразные информационные технологии (ИТ), основой которых являются следующие операции:
- Обработка информации с помощью компьютерных программ по определенным алгоритмам;
- Передача информации с большой скоростью и на любые расстояния;
- Хранение больших массивов данных на разнообразных машинных и облачных носителях.
Информационные технологии, которые используют при обучении, представляют собой совокупность современных технических средств и способов обработки, хранения, сбора, передачи информации, способной расширять области человеческого знания и развивать умение управлять конкретными социальными, экономическими и техническими процессами.
Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) очень важны для решения школьных проблем, поскольку информатизация становится ведущим фактором изменения и совершенствования образовательной системы. Такие технологии, к тому же, располагают целым набором дидактических возможностей:
- Доступность самых разных информационных источников, удаленных баз данных, интернет-конференций в любой точке мира;
- Моментальная передача вне зависимости от расстояния больших объемов информации;
- Организация аудио- и видеоконференций онлайн и офлайн
- Хранение учебной информации в компьютерной или облачной памяти любое количество времени, возможность ее переработки, исправления, дополнения, редактирования, распечатки;
- Возможность переносить учебные материалы на любые носители, выводить их на распечатку и работать над заданиями тогда, когда это удобно ученику;
- возможность диалога с другими учениками и преподавателем в удобном чате, который всегда в доступе.
Какие преимущества дает применение ИКТ в обучении в сравнении с традиционными методами? Рассмотрим их подробнее:
- Информационные технологии очень сильно расширяют границы восприятия материала, возможности представления и передачи учебной информации при помощи компьютерной графики, цветового спектра, звукоряда, новейших способов записи и монтажа видео.
- Использование сети Интернет и компьютерной техники заметно повышает мотивацию учащихся к учебной деятельности.
- ИКТ способствуют более сильному вовлечению учеников в процесс обучения, поскольку дают больше вариантов для раскрытия и демонстрации их способностей.
- ИКТ позволяют усложнять учебные задачи и управлять этапами их решения, строить компьютерные модели объектов, явлений и ситуаций, анализируя их трансформации.
- ИКТ качественно меняют методы контроля за активностью учеников, обеспечивают их гибкость и объективность.
- Обучающие программы развивают у учащихся саморефлексию, давая возможность воочию видеть результаты собственных действий, самостоятельно искать те этапы выполнения задачи, где могла произойти ошибка и тут же исправлять неверное решение.
Дистанционное обучение – «это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники, космической и оптоволоконной техники» [2].
Дистанционное обучение – это «взаимодействие учителя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» и «самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством» [4].
У дистанционного обучения есть немало достоинств, особенно важных в современном высокотехнологичном окружении. Среди них:
- Персонификация и индивидуализация обучения. Ученик либо самостоятельно, либо с помощью родителей определяет скорость изучения и объем учебного материала, время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий, а также общее время прохождения учебного курса.
- Возможность получения и освоения большего количества полезной информации;
- Возможность обучения для тех, кто имеет ограничения по здоровью для очных занятий.
- Возможность использования любых информационных источников.
К недостаткам дистанционных курсов относят:
- отсутствие личного контакта ученика с преподавателями и с другими учениками;
- необходимость наличия высокого уровня организованности и мотивации ученика;
- требование хорошей технической оснащенности и умения владеть техническими средствами, которое предъявляется и к учащемуся, и к учебным курсам, предоставляющим услуги дистанционного обучения.
Основная задача процесса образования на современном этапе развития общества - формирование мотивированной творческой личности, способной к саморазвитию, что делает учащегося уже не объектом, а полноценным субъектом учебной деятельности. Поэтому приоритет отдается развитию самостоятельности и поощрению активности учеников в свободном поиске и осмыслении требуемой для обучения информации.
Подобная установка меняет диспозицию в связке ученик-учитель, задавая новые стандарты образовательных взаимодействий:
- Преподаватель перестает быть просто рассказчиком и основным (помимо официального учебника) информационным источником для учеников;
- Теперь требуется периодический контроль преподавателя за самостоятельной деятельностью учащихся, осуществляемый в форме промежуточных домашних заданий и проверочных работ. Если их результат неудовлетворителен, ученик возвращается к проработке ранее изучаемого материала;
- Преподаватели осваивают более гибкие виды организации уроков, поскольку проектная или групповая работа не укладывается в регламент обычного урока.
Во время дистанционного обучения, когда отсутствует непосредственное живое общение, преподаватель не получает обратную связь в виде эмоций, прямого диалога, вопросов, отклика аудитории, на которые привык опираться при очном обучении. В результате контакт с учениками налаживать заметно труднее, а значит, возникает больше требований и к себе, как специалисту, и к организации образовательного процесса. К учащимся данный учебный формат тоже предъявляет дополнительные требования в плане мотивированности и самоорганизации, однако он эффективнее стимулирует развитие инициативности, образного мышления, творческих способностей и компетентности во владении современными информационными технологиями.
Список литературы
- Бапиев, И. М. Информационные технологии в дистанционном обучении / И. М. Бапиев, А. О. Гимеден. – Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2021 г.). – Казань : Молодой ученый, 2021. – С. 56-62. – URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/396/16561/ (дата обращения: 29.10.2022).
- Вайндорф-Сысоева, В. Е. Методика дистанционного обучения: учебное пособия для вузов / В. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова. – М.: Юрайт, 2018. – 194 с.
- Гаевская, Е. Г. Технологии сетевого дистанционного обучения: Учебное пособие. / Е. Г. Гаевская. – СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2018. – 85 с.
- Гурьев, С. В. Современное дистанционное обучение: монография / С. В. Гурьев. – М.: РУСАЙНС, 2018. – 118 с.
- Крук, Б. И. Избранные главы теории и практики дистанционного обучения / Б. И. Крук, Е. Г. Струкова, О. Б. Журавлева. – Ridero, 2018. – 200 стр. – ISBN 978–5–4485–1217–9.