УДК 004

Разработка веб-приложения для подготовки учеников к устной части ЕГЭ по иностранным языкам

Лощинин Александр Анатольевич – бакалавр Сибирского федерального университета

Макуха Любовь Витальевна – старший преподаватель Сибирскиого федерального университета

Аннотация: В статье рассматривается процесс разработки веб-приложения на языке Java с использованием фреймворка Spring. Отмечено, что стресс имеет большое влияние на результат выполнения экзаменационной работы. Разработанное веб-приложение помогает ученикам готовиться к экзамену в условиях приближенных к реальным условиям сдачи экзамена, благодаря чему уровень стресса может быть снижен, а также способствует автоматизации процесса подготовки учеников к устной части ЕГЭ по иностранным языкам.

Ключевые слова: ЕГЭ, иностранные языки, устная часть ЕГЭ, подготовка к ЕГЭ.

Единый государственный экзамен – несомненно, важный этап в жизни каждого учащегося. Результаты сдачи ЕГЭ прямым образом влияют на будущее абитуриента, т.к. определяют доступные для него вузы. Поэтому подготовка к экзаменам зачастую начинается за год, а то и за два до самой сдачи. Экзамен по иностранному языку можно считать одним из самых сложных экзаменов ЕГЭ.

Формат экзамена ЕГЭ по иностранным языкам содержит письменную и устную части. Обе части сдаются в разные дни. Письменная часть сдается на бумаге, в то время как устная выполняется на компьютере. На выбор предоставляется пять языков: английский, немецкий, испанский, французский и китайский. Сдача экзаменов – всегда стресс. Ученики почти треть времени сдачи экзамена находятся в состоянии стресса [1]. Для того, чтобы его минимизировать, ученик должен быть знаком с форматом экзамена. Тренировка сдачи устной части помогает привыкнуть к формату, позволяет не запутаться из-за стресса и волнений, а также чувствовать себя более уверенным во время сдачи.

Так как формат экзамена предусматривает сдачу устной части на компьютере, то готовиться к экзамену стоит в максимально приближенных условиях, а именно на компьютере, используя приложения с интерфейсом, схожим с экзаменационным. Данный формат позволяет готовиться к экзамену онлайн. Обучение онлайн достаточно популярно в наше время, ученик занимается в комфортной дня него обстановке, в удобное для него время, что только повышает его работоспособность.

Но подготовка проводится не только онлайн, языковая школа “POLYGLOT” готовит учеников к экзаменам, проводя очные пробники, где ученики находятся в условиях близких к реальным. Процесс прохождения устной части не был автоматизирован, из-за чего проведение пробника усложнялось. Разработанное веб-приложение решает проблему с отсутствием автоматизации, позволяя сократить время проведения пробника и упростить сам процесс.

Проектирование приложения начинается с выделения ролей – пользователей системы. В данной системе можно выделить четыре роли: администратор, учитель, ученик, неавторизованный пользователь. У каждой роли имеется свой функционал. На рисунке 1 представлены все доступные функции для каждой из ролей.

image001

Рисунок 1. Функции пользователей.

Для каждой из ролей предусмотрен свой контроллер. Контроллер обрабатывает запросы POST, GET, DELETE и другие. Для того, чтобы обеспечить разделение ролей, используется Spring security [2]. В классе-конфигурации определяется к каким путям у каких ролей есть доступ.

image002

Рисунок 2. Конфигурация слоя безопасности.

Администратор имеет возможность управлять записями пользователей. После регистрации, аккаунт пользователя не активирован, поэтому он не может войти в систему до тех по, пока администратор не сделает его профиль активным. Также, администратор может удалять пользователей. Эти функции доступны на главной странице администратора. На рисунке 3 показана главная страница администратора.

image003

Рисунок 3. Главная страница администратора.

Помимо этого, администратор имеет возможность удалять варианты, опубликованные учителями, для этого ему необходимо выбрать один или несколько вариантов и удалить их. На рисунке 4 показана форма удаления открытых вариантов.

image004

Рисунок 4. Форма для удаления вариантов.

На главной странице учителя отображаются созданные им экзамены, раскрывая экзамен, учитель может увидеть все аудиозаписи, которые сформировались после прохождения учениками тестирования. Каждую из аудиозаписей учитель может прослушать онлайн или скачать. Во время прослушивания, внизу страницы отображается “диаграмма” аудиозаписи, с ее помощью можно перематывать или останавливать аудиозапись. На рисунке 5 показана главная страница учителя.

image005

Рисунок 5. Главная страница учителя.

Также, учитель может создавать и удалять экзамены, для этого есть две формы, которые он может открыть, нажав на соответствующие кнопки, они находятся в навигационной панели, в верхней части экрана. Формы идентичны по своему дизайну с формой удаления вариантов у администратора.

Для просмотра и создания вариантов, учитель должен перейти на страницу “test variants”, там отображается форма, с помощью которой учитель может создать новый вариант. Для каждого из языков, за исключением китайского, так как он не представлен в данной системе, создана своя страница, на которой располагаются созданные учителем варианты. Он может просмотреть их или удалить, используя форму в навигационной панели. На рисунке 6 показана форма создания варианта.

image006

Рисунок 6. Форма для создания варианта.

Алгоритм прохождения тестирования одинаков для всех представленных языков. Каждое задание имеет ограничение по времени. Сам алгоритм «вшит» в страницу и написан на языке JavaScript. Он меняет задания, включает аудио, отображает или скрывает изображения. Программный код алгоритма прохождения тестирования можно видеть на рисунке 7.

image007

Рисунок 7. Программный код алгоритма прохождения тестирования.

Страница тестирования состоит из трех элементов: задание, бегущая строка – таймер и блок с фото. Первые два элемента присутствуют во всех заданиях, блок с фото есть лишь во втором и в четвертом заданиях, также есть аудио, оно используется только в третьем задании. Таким образом, алгоритм скрывает блок с фото, если он не нужен, меняет изображения в нем, меняет задания и включает или останавливает аудио. На рисунке 8 показано прохождение учеником первого задания тестирования.

image008

Рисунок 8. Первое задание тестирования.

Запись аудио происходит с использованием MediaRecorder [3]. Результатом записи является Blob. Он представлен в формате audio/webm. Формат webm не так распространён, как mp3, который совместим с большинством систем. Поэтому, если хранить аудио в первоначальном формате, у пользователей могут возникнуть проблемы с его воспроизведением.

Так как нет способа конвертировать webm в mp3, используя JavaScript, конвертация происходит на сервере. Для этого используется библиотека jave. Она позволяет конвертировать разные форматы аудио, используя множество настроек. На рисунке 9 представлен фрагмент кода для конвертации аудио из webm формата в mp3.

image009

Рисунок 9. Фрагмент кода конвертации аудио.

Особо хочется отметить, что представленное веб-приложение имеет схожий интерфейс с инструментом для сдачи устной части ЕГЭ по иностранным языкам, что помогает ученикам привыкнуть к формату экзамена и быть более уверенными во время его сдачи. В веб-приложении настроен слой безопасности, что позволяет разграничить функции пользователей, для каждой из ролей сформирован контроллер, который позволяет пользователям взаимодействовать с приложением. Сформирован скрипт для прохождения пользователем тестирования, а также разработана функция для конвертации аудио и сохранения его на сервере.

Список литературы

  1. Костромина С. Н. Экзаменационный стресс на ЕГЭ: дестабилизация учащихся или фактор успеха? / С. Н. Костромина, А. Е. Писарев // Статистика и Экономика. – 2017; (3): 80-91. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2017-3-80-91.
  2. Лаурентиу Спилка Spring Security in Action. – 2020. – 560 с. https://www.manning.com/books/spring-security-in-action
  3. https://developer.mozilla.org/ru/docs/Web/API/MediaRecorder.

Интересная статья? Поделись ей с другими: