УДК 004.514.62

Автоматизация анализа задолженностей студентов

Луговой Дмитрий Алексеевич – студент Ярославского государственного технического университета.

Орлов Владислав Александрович – студент Ярославского государственного технического университета.

Аннотация: В статье рассматривается проблема анализа задолженностей студентов. Данный процесс является важным инструментом университета для оценки эффективности учебного процесса и выявления общих тенденций отставания студентов. Анализ успеваемости позволяет принимать меры по повышению качества образования, корректировке учебных программ и методик обучения, предоставлении дополнительной помощи и поддержки студентам. Реализовать процесс анализа, а также одновременно с этим оптимизировать его можно при помощи автоматизации. Для решения данной задачи рассматривается вариант создания информационной системы с использованием в качестве основы технологий и инструментов, предоставляемых отечественными разработчиками.

Ключевые слова: автоматизация, информационные технологии, анализ, задолженность, 1С, российское ПО.

Процесс обучения в образовательных учреждениях любого уровня невозможен без совокупности контрольных мероприятий, подтверждающих освоение обучающимся необходимого учебного материала целиком или частично. Такой порядок является формой итогового контроля и может быть организован в различных формах, но он обязательно периодичен, и его результаты фиксируются. В случае неудовлетворительной оценки достижений во время итогового контроля у студента появляется академическая задолженность [2, с. 104].

Академическая задолженность может являться мерой качества обучения по какой-либо конкретной дисциплине у какого-либо конкретного преподавателя, влиять на статистику успеваемости среди различных групп студентов; в целом воздействовать на показатели организации как образовательного учреждения.

Для решения проблем, связанных с возникающими у студентов вузов задолженностями, в первую очередь необходимо использовать средства научного исследования. Одним из таких средств является анализ. Анализ задолженностей может служить важным инструментом университета для оценки эффективности учебного процесса и выявления общих тенденций отставания обучающихся по результатам промежуточной аттестации. Это позволяет принимать меры по повышению качества образования, корректировке учебных программ и методик обучения, предоставлении дополнительной помощи и поддержки студентам. Кроме того, анализ задолженностей способствует более точной оценке успеваемости студентов и полному представлению о процессе обучения вуза.

Уже не первый год во всем мире происходит постепенное увеличение цифровизации большинства сфер человеческой деятельности. В том числе и сферы образования. Поэтому рациональнее было бы осуществлять анализ задолженностей так же автоматизированным способом. Иначе говоря, для решения заданной проблемы наиболее актуальным способом следует создать информационную систему для автоматизации анализа задолженностей студентов.

При создании ИТ-решений, учитывая тенденции, протекающие в данный момент в сфере информационных технологий в РФ, использовать программное обеспечение, разработанное непосредственно в России, будет более разумно и проницательно. Таким образом, основой разработки следует сделать платформу «1С:Предприятие».

«1С:Предприятие» является универсальной системой автоматизации экономической и организационной деятельности предприятия. Так как такая деятельность может быть довольно разнообразной, система «1С:Предприятие» способна приспосабливаться к особенностям конкретной области, в которой она применяется. То есть у продукта имеется возможность настройки системы на особенности конкретной организации и класса решаемых задач [5, с. 13]. Состав системы «1С:Предприятие» можно разделить на платформу, в которой представление информации имеет вид, настроенный специально под обычных пользователей, и конфигурацию, используемую разработчиками для создания или изменения конкретного решения. Такая архитектура обеспечивает открытость, высокий уровень функциональности, гибкость и масштабируемость продукта, что позволяет успешно применять его для разработки заданной системы.

Анализ результатов текущего контроля успеваемости и предложения по повышению качества освоения образовательных программы обучающимися выносятся на обсуждение заседаний кафедр, советов факультетов / институтов и ученого совета университета [3, с. 8]. Эти мероприятия не могут обойтись без оформления разного рода документации. Таким образом, в процессе выполнения анализа сотруднику, ответственному за это, необходимо заполнять формы различных документов. Например, учебная ведомость или график пересдач. Для оформления вышеперечисленных документов в системе «1С:Предприятие» используется объект конфигурации (Основной программный механизм, применяемый для выполнения прикладных задач автоматизации) под названием «Документ». Непосредственно сам анализ текущих задолженностей и динамику их сдачи должен реализовываться при помощи объекта конфигурации «Отчет». Но для заполнения «Документов» и «Отчетов» придется использовать повторяющиеся данные, имеющие одинаковую структуру и списочный характер. Например, информация о студентах, преподавателях или учебных дисциплинах. Хранятся такие данные в объекте конфигурации вида «Справочник» во встроенной базе данных платформы.

В итоге деятельность по анализу успеваемости студентов в обобщенном виде можно описать в виде контекстной диаграммы стандарта IDEF0, которая представляет собой самое общее описание какого-либо процесса и его взаимодействия с внешней средой [4, с. 10].

1

Рисунок 1. Контекстная диаграмма деятельности по анализу успеваемости студентов.

Среди функциональных требований к информационной системе, помимо обработки разнообразной документации, стоит выделить необходимость наличия в ней возможности обмена данными с основной информационной базой университета, возможности работы с данными из таблиц Excel и возможности отправки и получения различных видов напоминаний. Взаимосвязь между пользователем и выполняемыми им функциями можно представить в виде диаграммы вариантов использования. Вариант использования представляет собой спецификацию общих особенностей поведения или функционирования моделируемой системы без рассмотрения внутренней структуры этой системы [1, с. 106].

2

Рисунок 2. Диаграмма вариантов использования, моделирующая возможности пользователя системы.

С точки зрения пользовательских требований в системе важно предусмотреть реализацию всех необходимых функций и механизмов для конечных пользователей, простоту интерфейса, а также отсутствие критических ошибок и в целом стабильность работы.

В итоге рассмотренная проектируемая информационная система позволит автоматизировать процесс анализа задолженностей студентов. Автоматизация увеличит эффективность выполняемой работы, т. к. снизятся временные затраты на оформление данных, а также уменьшится вероятность допущения ошибок. Сама система в итоговом виде поспособствует повышению качества образования, корректировке учебных программ и методик обучения, предоставлению дополнительной помощи и поддержки студентам.

Список литературы

  1. Леоненков А.В. Самоучитель UML. 2-е издание. Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2004. 432 с.
  2. Митющенко Е.В. Логико-структурный подход к анализу причин появления академических задолженностей у студентов вуза // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. № 1. С. 104-110.
  3. Положение. Текущий контроль успеваемости. Формы и порядок проведения: П ЯГТУ 05.01.13 – 2020. Введ. с 30.04.2020. Ярославль, 2020. 10 с.
  4. Похилько А.Ф., Горбачев И.В., Рябов С.В. Моделирование процессов и данных с использованием CASE-технологий : учеб. пособие. Ульяновск : УлГТУ, 2014. 163 с.
  5. Радченко М.Г., Хрусталева Е.Ю. 1С:Предприятие 8.2. Практическое пособие разработчика. Примеры и типовые приемы. Москва : ООО «1С-Паблишинг», 2013. 964 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: