УДК 159.9

Сравнительный анализ показателей враждебности и агрессивности у подростков мужского и женского пола

Бакаев Тимур Андреевич – студент магистратуры Российского университета дружбы народов.

Чхиквадзе Тинатин Владимировна – кандидат психологических наук, Российский университет дружбы народов.

Аннотация: Настоящая работа посвящена исследованию различий в показателях агрессивности и враждебности у подростков мужского и женского пола. Актуальность исследования обусловлена значительным усилением в современном обществе различных негативных тенденций, которые предъявляют новые требования к человеку.

Работа проведена в рамках исследования специфических особенностей девиантного поведения и личностной сферы подростков мужского и женского пола.

Ключевые слова: девиантное поведение, отклоняющееся поведение, агрессивность, враждебность, склонность к девиантному поведению.

В настоящее время, одним из важнейших вопросов педагогики, психологии и социологии является проблема девиантного поведения подростков. Такие факторы, как увеличение темпа жизни, обусловленное развитием и внедрением новых технологий, социально-экономическое неравенство, перенаселенность городов, истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, исчезновение под действием процессов глобализации культурной и религиозной идентичности многих народов и пр. и пр., вплоть до увеличения солнечной активности, негативно влияют на психологическую стабильность личности и способны провоцировать развитие девиантных форм поведения. Нарушения, возникающие уже в подростковый период, часто закрепляются, оказывая негативное влияние на всю будущую жизнь индивида.

Из всех форм отклоняющегося поведения наиболее социально нежелательным является агрессивное девиантное поведение личности, т.к. оно проявляется, как правило, в антисоциальных, разрушительных и насильственных действиях.

Агрессия, как предмет систематических научных исследований, возникла лишь в середине прошлого века. Как правило, при детальном рассмотрении этой темы, возникает значительно больше вопросов, чем внятных, конкретных ответов на них. Тем не менее, благодаря регулярным разнодисциплинарным научным исследованиям, нельзя отрицать и значительного прогресса в изучении природы и истоков агрессии.

Трудности в изучении феномена человеческой агрессивности объясняются тем, что он лежит в области разнопрофильных научных интересов большого круга ученых, каждый из которых занимается исследованием этой проблематики в контексте своей специфической узкоспециализированной предметной области. Сложность заключается в том, что феномен человеческой агрессивности объективно находится в плоскости междисциплинарного научного знания, как естественного, так и социального [1].

Фундаментальные разногласия и противоречия между учеными настолько значительны, что до сих пор не существует единой, устоявшейся, общепринятой формулировки термина агрессия. В научной литературе встречаются различные определения. Каждый ученый-исследователь, который когда-либо занимался проблематикой агрессии и агрессивности предлагает свою терминологию, так или иначе обусловленную спецификой научных интересов самого ученого, будь то философия, психология, социология, а также биология в самом широком смысле.

Леонард Берковиц характеризует агрессию, как любую форму поведения, нацеленную на причинение кому-либо психологического или физического ущерба [2].

С точки зрения Артура Александровича Реана, агрессия – это любые действия, причиняющие или намеренные причинить ущерб другому человеку, группе лиц или животному. Под внутригрупповой агрессией подразумевается причинение ущерба человеку или группе людей. Эрих Фромм дает более широкое определение агрессии, как причинение вреда не только одушевленным (животным или человеку), но и любым неживым объектам [3].

С точки зрения социальных наук, Роберт Бэрон и Дебора Ричардсон обобщают понятие агрессии, как формы поведения, направленного на причинение вреда и оскорбительных действий по отношению к другому живому существу, которое не желает такого обращения. Также, помимо непосредственно оскорбительных действий, при определенного рода обстоятельствах, могут быть расценены агрессивными такие проявления, как публичное осмеяние, очернение, выставление кого-либо в неблаговидном свете, разного рода порочащие действия, и даже отказ в тепле, нежности и любви [4].

Одно из наиболее содержательных определений приведено в большом психологическом словаре под редакцией Б. Мещерякова и В. Зинченко. Согласно этому словарю, агрессия – это деструктивное мотивированное поведение, которое противоречит правилам и нормам сосуществования людей в обществе, наносит вред объектам нападения (как одушевленным, так и неодушевленным), вызывает у людей психологический дискомфорт (состояние напряжения, отрицательных переживаний, подавленности, страха и пр.) или приносит им физический ущерб [5].

Все приведенные выше определения термина агрессии, несмотря на существенные разногласия авторов, объединены общей ключевой идеей причинения вреда (ущерба) другому объекту.

Отдельно стоит отметить важный методологический аспект проблемы человеческой агрессивности, а именно то, что понятие агрессия не является синонимом агрессивности. Это хорошо показано в работах А.А. Реана [6]. Под агрессивностью ученый понимает личностное свойство человека, а под агрессией – действие. Иными словами, агрессивность – это потенциальная готовность личности совершить агрессивное действие в отношении какого-либо объекта, а агрессия – непосредственные действия, совершаемые в отношении этого объекта.

Таким образом, различие, столь схожих на первый взгляд понятий, приводит к немаловажным результатам. А именно:

  1. не всякое агрессивное действие субъекта совершается по причине агрессивности, как личностного свойства;
  2. агрессивность субъекта не всегда выражается в агрессивном действии.

Возникновение или, напротив, не возникновение, агрессивности, как личностного свойства субъекта, в виде проявлений, наносящих физический или вербальный ущерб объекту, всегда является результатом сложного взаимодействия большого количества различных провоцирующих факторов.

Причины формирования агрессивного девиантного поведения могут быть существенно детерминированы биологическими и средовыми факторами. К таковым относятся: индивидуальные особенности, половые и возрастные факторы, социальные и внешние физические условия. Вероятность развития отклоняющегося деструктивного поведения возрастает с увеличением количества факторов риска.

Давно отмечено, что антисоциальное поведение распространено в большей степени среди мужчин (мальчиков). Высокая концентрация мужских половых гормонов (андрогенов) в плазме крови напрямую связана с агрессивно-деструктивным поведением. Мужчинам (мальчикам) присущи более высокие уровни физической и прямой агрессии, выражающиеся в грубой, открытой и зачастую неуправляемых формах. Женщины (девочки) демонстрируют, как правило, более изящные, завуалированные формы агрессии - косвенную и вербальную.

Агрессивное отклоняющееся поведение у подростков может быть обусловлено нарушением в формировании правильной гендерной идентичности. В этом случае возникают несоответствия между действительным образом «Я» и сформированным идеальным, либо ложным образом. Фрустрация также может возникнуть ввиду слияния образа «Я» подростка с образом противоположного пола.

По статистике, около 10 % подростков, обучающихся в школе, склонны к девиантным агрессивным проявлениям.

На психофизиологические особенности в этот период развития существенное влияние оказывают формирование организма в процессе полового созревания и бурный рост. На данном этапе естественными являются интенсивное развитие самосознания, рефлексии и самооценки, стремления к самоутверждению и проявлению взрослости, интерес к своим способностям и возможностям. Одной из основных задач этого возраста является поиск подростком личностной идентичности. Эмоциональное, психофизическое, умственное и социальное развитие подростка имеет качественную особенность, именно оно по большей части влияет на взросление и дальнейшее поведение человека.

В случае, если отсутствуют условия для позитивной здоровой реализации своих потенциалов, обретения чувства личной полноценности и сопричастности миру, самоутверждение подростка может принять искаженную и даже деструктивную форму.

Ввиду того, что на этой стадии развития человека происходит «крушение» авторитета взрослых, определяющим значением для подростка является направленность на общение со сверстниками. Неуверенностью в себе, несамостоятельностью и зависимостью от окружения прежде всего характеризуется агрессивное девиантное поведение подростка, именно таким образом он пытается «казаться сильным» в своих глазах и глазах окружающих. Каждая такая группа обладает своими мифами и ритуалами, которые наделяют подростков ощущением безопасности, поддерживают чувство общности и являются внутренним основанием для оправдания агрессии по отношению как к членам этого же социального объединения, так и к людям за его пределами. Совершаемое такими подростками насилие, подкрепленное групповым мифом, расценивается как героизм, утверждение собственной силы и преданность группе [7].

У дезадаптированных, в силу разных причин, подростков агрессивное отклоняющееся поведение может возникать как способ самозащиты или попытки самоутвердиться. Подростки-аутсайдеры чрезвычайно восприимчивы к негативу. 

Некоторые, социально и интеллектуально развитые на высоком уровне, подростки склонны к деструктивным проявлениям для поднятия собственного авторитета в глазах окружающих, завоевания лидерских позиций, демонстрации взрослости и самостоятельности. В этом случае девиантное поведение имеет нарциссические тенденции.

Неправильная или враждебная реакция окружающих на агрессивные проявления опасны для развития личности подростка. Стремление взрослых – родителей, педагогов, представителей правоохранительных органов и пр. – подавить негативные проявления силой чаще всего приводит к обратному, противоположному ожидаемому эффекту. С другой стороны, бездействие или, что еще хуже, признание и одобрения агрессии окружающими, провоцирует формирование у развивающейся личности поведения, основанного на культе силы и способного заложить основу будущего взрослого делинквентного функционирования.

Учитывая вышеизложенное, актуальным является вопрос выявления личностных предпосылок девиантного поведения у подростков женского и мужского пола. В рамках настоящей работы выполнен сравнительный анализ показателей агрессивности и враждебности у подростков разного пола.

Описание исследования

В рамках настоящей работы были исследованы 2 группы:

  1. учащиеся общеобразовательной школы женского пола в возрасте от 15 до 17 лет;
  2. учащиеся общеобразовательной школы мужского пола в возрасте от 15 до 17 лет.

Основной психодиагностической методикой был выбран опросник уровня агрессивности Басса-Дарки в адаптации Е.И. Рогова.

Опросник содержит 75 вопросов и представляет собой личностную тестовую методику, направленную на диагностику агрессивности. На каждый вопрос испытуемому предлагается ответить положительно или отрицательно. За каждый ответ испытуемого, который совпадает с ключом, начисляется по одному баллу по той или иной шкале, отражающей проявления враждебности и агрессивности:

  • Физическая агрессия – применение физической силы против другого человека;
  • Косвенная агрессия – агрессия, направленная непрямым образом на другого человека или не направленная ни на кого;
  • Негативизм – поведение, характеризующееся оппозиционной манерой, от пассивного сопротивления против установившихся обычаев и законов до активной борьбы;
  • Раздражение – склонность к проявлению негативных чувств при незначительном возбуждении;
  • Подозрительность – диапазон от осторожности и недоверия по отношению к людям до полного убеждения в том, что другие лица намереваются и приносят вред;
  • Обида – ненависть и зависть к другим людям за действительные и вымышленные действия;
  • Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через содержание (визг, крик), так и через форму словесных ответов (ругательства, угрозы);
  • Чувство вины – убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что совершает злое деяние, а также ощущаемые им угрызения совести.

Результаты проведенного исследования

На рисунке 1 представлены результаты исследования - распределение подростков разного пола по уровню агрессивности (в %). 

1

Рисунок 1. Распределение подростков мужского и женского пола по уровням агрессивности (в %).

На рисунке 1 видно, что обе группы имеют сходные значения степени выраженности агрессивности. Так, в группе подростков мужского пола 8% имеют высокий уровень агрессивности, у 26% выявлен средний уровень, а у большей части испытуемых (66%) низкий уровень агрессивности. В группе девочек высокий уровень агрессивности выявлен у 2% исследуемых, у 22% выявлен средний уровень, у большинства (76%) доминирует низкий уровень агрессивности. По мнению авторов опросника, для нормального функционирования личности, развитию таких качеств, как уверенность в себе, направленность на деятельность, активность, необходимо наличие определенной степени агрессивности. Преобладание низких уровней агрессивности среди подростков в обеих исследуемых группах может говорить об их чрезмерной конформности, пассивности и неумении отстаивать свое мнение.

Распределение (в %) исследуемых разного пола по уровням враждебности, приведено на рисунке 2.

2

Рисунок 2. Распределение (в %) респондентов женского и мужского пола по уровням враждебности.

В группе респондентов женского пола преобладает средний уровень враждебности – он выражен у 62% девочек, у 12% исследуемых выявлен высокий уровень, а у 24 % - низкий уровень враждебности. Среди подростков мужского пола, у 64% выявлен средний уровень враждебности, у 14% высокий уровень, а 22% имеют низкий уровень враждебности. Большинство респондентов в обеих группах имеют среднюю степень враждебности, которая может проявляться тенденцией к преобладанию негативных чувств в межличностных отношениях, а также негативной оценке окружающих. Это может быть связано, вероятно, с возрастной спецификой развития самосознания: подросток стремиться отстаивать свою независимость и индивидуальность, и негативно реагирует на попытки нарушения границ его личного пространства.

Таким образом, преобладающее большинство исследуемых подростков обоего пола характеризуются средним уровнем враждебности и низким уровнем агрессивности. Это является свидетельством того, что при отсутствии явных агрессивных тенденций во взаимодействии, у подростков имеются внутренние негативные установки в адрес окружающих, что может затруднять общение.

Описание результатов

Для расчёта значимости различий в показателях агрессивности и враждебности у подростков разного пола был применён U-критерий Манна-Уитни.

В таблице 1 приведены результаты сравнительного анализа показателей агрессивности и враждебности у исследуемых подростков разного пола.

Таблица 1. Сравнительный анализ достоверности различий показателей агрессивности и враждебности у подростков мужского и женского пола.

Группа 1 (подростки мужского пола) и группа 2
(подростки женского пола)

Шкалы

U-критерий
Манна-Уитни

Средний
ранг

Уровень
значимости

Группа 1

Физическая агрессия

808

59,34

0,002**

Группа 2

41,66

Группа 1

Вербальная агрессия

753

60,44

0,001***

Группа 2

40,56

Группа 1

Чувство вины

601

37,52

0,001***

Группа 2

63,48

Группа 1

Агрессивность

806

59,48

0,002**

Группа 2

31,62

Как видно из Таблицы 1, между двумя группами исследованных подростков, по параметру «Физическая агрессия» выявлены значимые различия. У подростков мужского пола значение данного параметра значимо выше (U=808, p=0,002, M1=59,34, M2=41,66). Это является свидетельством того, что подростки мужского пола более склонны к нанесению физического вреда другим и применению физической агрессии. Вероятно, это связано с тем, что в компании подростков мужского пола в большей степени ценится физическая сила, посредством демонстрации которой юноши могут «завоевать» социальное положение в компании, а также отстоять свои права. Подростки женского пола менее склонны к применению физической агрессии.

Параметр «Вербальная агрессия» также значимо выше в группе подростков мужского пола (U=753, p=0,001, M1=60,44, M2=40,56). Это свидетельствует о том, что юноши в большей мере, чем девушки склонны к выражению агрессии путем крика и оскорблений. Вероятно, это связано с тем, что в компаниях подростков мужского пола, в том числе в командных спортивных играх, вербальная агрессия являются частью естественного взаимодействия. Вероятно, для подростков мужского пола вербальная агрессия может являться одним из основных способов выражения негативных эмоций. 

Значения по шкале «Чувство вины» значимо выше в группе респондентов женского пола (U=601, p=0,001, M1=37,52, M2=63,48), что свидетельствует о том, что для девушек более характерна убежденность в том, что их поступки являются неправильными, они чаще испытывают угрызения совести, чем подростки мужского пола. Вероятно, это связано с тем, что, несмотря на значительную либерализацию в гендерных вопросах в современном обществе, к поведению и внешности женщин все еще предъявляется большее количество ограничений, чем к поведению мужчин. Социальный стереотип женщины должн соответствовать определенным стандартам красоты, отличаться такими чертами, как мягкость, заботливость и т.д.; в результате осознания девушками несоответствия данным требованиям может возникнуть значительное внутреннее няпряжение.

Выявлено, что показатель «Агрессивность» значимо выше у подростков мужского пола (U=806, p=0,002, M1=59,48, M2=31,62). Для подростков мужского пола более характерны агрессивные реакции разного типа, чем для подростков женского пола. Вероятно, связано с тем, что именно для подростков мужского пола агрессия является более социально приемлемой чертой, в то время как у подростков женского пола её проявления подвергаются более критической оценке. Подростки женского пола являются более свободными в проявлении других, традиционно более характерных для женщин эмоций, в то время как агрессивность является качеством, проявления которого в большей степени ожидаются у мужчин.

Выводы

В рамках проведенного исследования были выявлены специфические особенности агрессивности и враждебности у подростков мужского и женского пола. Юноши в сравнении с девушками отличаются высоким уровнем вербальной и физической агрессии, а также общей агрессивности. Чувство вины более выражено у подростков женского пола.

Список литературы

  1. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль// Вопросы психологии – 1991– №1 – с. 81 – 89
  2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. М.: Олма-Пресс, 2002. – 512 с.
  3. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности// Психологический журнал. 1996, №5. с. 5 – 6.
  4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
  5. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с
  6. Реан А.А. Психология личности. – СПб.: Питер, 2013. – 288 с.
  7. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения):Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: