УДК 34

Юридические конструкции в уголовно-процессуальном праве

Астахова Ольга Юрьевна – студент магистратуры Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний.

Аннотация: В статье автором дано понятие юридической конструкции в уголовно-процессуальном праве, отмечено взаимодействие уголовно-процессуальной юридической конструкции с институтом следственных действий, акцентировано внимание на недостаточном изученности вопросов, посвящённых проблеме юридических конструкций.

Ключевые слова: юридическая конструкция, следственные действие, уголовно-процессуальное право, процессы правотворчества, правовое регулирование.

Под юридическими конструкциями понимается технический инструмент и правовая модель. Рассматриваемая модель состоит из нескольких элементов. Помимо этого упомянутая модель включает в себя, как метод познания, так и метод толкования закона. Именно по этой причине исследуемые конструкции именуют в качестве средств.

Актуальность проводимого исследования состоит в острой потребности обоснования исследуемых конструкций в действующем уголовно-процессуальном праве с теоретической точки зрения, а также определения их сущности и места в соответствующей правовой системе.

Особое внимание при проводимом исследовании уделялось трудам таких ученых, как В.М. Баранов, А.Ф. Лубин и Н.Н. Тарасов.

В настоящее время, исследуемые юридические конструкции занимают одно из наиболее приоритетных и значимых мест в общем механизме правового регулирования. Это обуславливается тем аспектом, что они включаются в соответствующие процессы правотворчества, а также систематизации законодательства и реализации права. [2, 23-27]

Проведенная реформа российского законодательства в комплексе с оптимизацией правовой системы способствует эффективному ее изменению в довольно разнообразных отраслях действующего права, а также проведению соответствующей оптимизации ее структурных элементов. Это, в свою очередь выражается в совершенно новых и инновационных юридических технологиях и источниках права. Помимо этого, проводимая оптимизация выражается также в новых способах и средствах соответствующего правового воздействия на различные виды общественных отношений.

Принимая во внимание все вышеуказанное, классификация следственных действий, с точки зрения исследуемого права, остается полностью неизменной. При всем при этом, изучаемая конструкция никаким образом не вносит изменений в сущность практических действий ряда соответствующих должностных лиц. К должностным лицам относятся следующие: следователи, прокуроры, судьи и т.д.

В соответствии с УПК РФ [1], юридическая конструкция института следственных действий определяет их тактику. В связи с этим, каждое проводимое следственное действие включается непосредственно в рамки юридической конструкции [3, 422-426]. На основе ранее упомянутого, можно отметить, что в исследуемом праве особенную и повышенную актуальность для юридических конструкций приобретают такие аспекты, как логические.

Подчеркивается, что в исследуемом праве, рассматриваемые юридические конструкции считаются фактической проблемой в области научной деятельности. В связи с этим, ее решение должно осуществляться на уровне общей теории права.

До недавнего времени исследователями не предпринимались никакие комплексные теоретические исследования по вопросу актуальных проблем, существующих в области юридических конструкций. Но, не смотря на это, отдельно взятые проблемы рассматриваемого вопроса получили освещение в трудах исследователей отраслевой науки.

При всем при этом, потребность в проведении исследования юридических конструкций в исследуемом праве возникла относительно недавно, поэтому на сегодняшний день, в нашей стране она не получила соответствующего и всестороннего исследования.

Следовательно, можно сделать вывод, что в современной науке присутствует довольно мало работ, которые посвящены комплексному и всестороннему анализу уголовно-процессуально-правых средств в контексте юридического конструирования. Данное положение в корне не отвечает существующим потребностям современной правоприменительной практики.

Принимая во внимание все вышеуказанное, можно сделать вывод, что под юридической конструкцией понимается многоаспектное явление. Данное явление, в свою очередь подлежит обязательному рассмотрению с двух точек зрения. Так, с узкой точки зрения, можно сказать, что под ней понимается особенное и отчасти самостоятельное средство правотворческой техники. При этом в широком смысле следует понимать почти все существующие правовые явления. Данные явления обладают соответствующей структурой, а также и строением, что в свою очередь позволяет характеризовать его в качестве такого признака, как «конструкционность». Следовательно, можно говорить о конструкции и отрасли права, правовом институте, нормах права и правосознания.

К ряду наиболее значимых признаков исследуемых конструкций следует отнести:

  • конструкцию, как средство правотворческой техники;
  • правовую модель в области существующих отношений;
  • метод познания права в области существующих общественных отношений;
  • система взаимодействующих элементов, которые обладают возможностью формировать дополнительные подсистемы исследуемой конструкции.

Суммируя наиболее существенные и специфические признаки, представляется возможным сформулировать единое определение исследуемой конструкции. Так, под ней следует понимать средство правотворческой техники. Данное средство включает в себя процесс моделирования и соответствующий процесс логического построения, что в свою очередь выступает одновременно, как в качестве метода познания, так и в качестве толкования основных норм действующего российского права.

Процессуально-правовая политика обладает некоторыми специфическими особенностями. К данным особенностям относятся:

  1. Процессуально-правовая политика реализуется при помощи специальных юридических инструментов, которые направлены на соответствующее упорядочение существующих общественных отношений. В основе данной особенности заложен механизм процессуально-правового регулирования, который является действенным и наиболее адекватным в современных социальных реалиях.
  2. Процессуально-правовая политика включает в себя динамику совершенствования, как процессуальных отраслей права и законодательства, так стратегию и тактику правового развития государства, правового планирования, прогнозирования и моделирования существующих сфер отношений.
  3. Правовой акт выступает в качестве основного средства для реализации исследуемой политики.
  4. В основе реализации исследуемой политики заложены соответствующие нормы, которые в некоторых случаях объединяются в дальнейшем в целые институты и отельные отрасли права.
  5. Процессуально-правовая политика направлена на проведение соответствующей оптимизации действующего юрисдикционного процесса, а вместе с тем и роста текущей эффективности механизма исследуемого вопроса регулирования.

Подчеркивается, что юридические конструкции функционируют в довольно различных и разнообразных формах. К данным формам относятся следующие: правотворческая, правоприменительная, доктринальная и правоинтерпретационная. Упомянутые формы довольно тесно и плотно связаны между собой. При этом именно исследуемая деятельность выступает в качестве основного вида процессуально-правовой деятельности. Это обуславливается тем аспектом, что именно в рамках упомянутого вида деятельности чаще всего встречаются и применяются исследуемые юридические конструкции.

Следует отметить, что юридические конструкции находят свое непосредственное отражение в действующих процессуальных актах, а также обладают рядом отличительных и специфических особенностей. К ним относятся следующие:

  • описание и рассуждение выступают такими формами изложения, которые обладают наибольшим и широким применением;
  • применяется соответствующая терминология действующего процессуального законодательства;
  • разделением на три основные композиционные части: вводная, описательная, резолютивная;
  • многовариантность конструкции композиционных частей [4, 30-35].

В рамках формирования юридических конструкций в процессуальном праве, основные базовые элементы юридической техники создаются на следующих правилах:

  1. Языковые (точность, ясность, простота и краткость).
  2. Гносеологические (точность и адекватность высказывания определяется тем, насколько понятно волеизъявление носителя государственной воли).
  3. Логические (связность и последовательность изложения материала).

Таким образом, можно сделать вывод, что специфика юридических конструкций в действующем процессуальном праве, прежде всего, определяется тем, что они способствуют оптимизации и модернизации исследуемого судопроизводства, а вместе с тем и способствуют реализации таких целей, которые определены отдельными отраслями права.

Список литературы

  1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001.
  2. Баранов В.М. Юридические конструкции – «Проблемы юридической техники» – № 4, 2010, с. 23-27.
  3. Лубин А.Ф. Юридическая конструкция уголовно-процессуальных норм и тактика следственных действий – «Юридическая техника» – № 7, 2013, с. 422-426.
  4. Тарасов Н.Н. Юридическая конструкция в праве и в научных исследованиях – «Российский юридический журнал» – № 3, 2017, с. 30-35.

Интересная статья? Поделись ей с другими: