УДК 341.1/8

Международная и национальная система правового предупреждения загрязнения морской среды

Шуварикова Елена Александровна – магистрант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В статье рассматривается международно-правовой механизм предупреждения загрязнения морской экосистемы при осуществлении добычи минеральных ресурсов. Проводится сравнительный анализ международной и национальной систем правового предупреждения загрязнения водной среды на примере Российской Федерации. Кроме того, рассматриваются проблемы, связанные с обеспечением взаимодействия международного и национального права Российской Федерации в области предупреждения загрязнения морской среды при добыче полезных ископаемых.

Ключевые слова: международное морское право, национальное законодательство, предупреждение загрязнения морской среды, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года.

Проблема сохранения морской экосистемы и её многообразных ресурсов остро назрела в международном сообществе за последние десятилетия. Губительная деятельность человечества продолжает негативно воздействовать на окружающую среду. Поэтому, необходимость усовершенствования международной и национальной правовых систем представляется крайне актуальной на сегодняшний день в особенности с экономической и социальной точек зрения. В связи с подобной тенденцией значимым является дальнейшее изучение и усовершенствование международной и внутренней правовых систем предупреждения загрязнения морской среды при добыче государствами полезных ископаемых.

В последнее время намечен курс «экологизации» международного морского права и связанных с ним правовых отношений [8, с. 31-37]. В связи с этим довольно большое количество международных и национальных правовых документов прибрежных государств включают в себя нормы, которые содержат запреты или ограничения при осуществлении добычи полезных ископаемых.

Стоит отметить, что основными международно-правовыми источниками, которые регулируют деятельность стран по предотвращению загрязнения морских территорий, являются Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, Международная Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года и протокол к ней, Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года, Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года [4, с. 67-68]. Кроме того, принятая ООН в 1992 году «Повестка дня на XXI век» хоть и не имеет обязательной силы для государств, тем не менее регламентирует вопросы, касающиеся сотрудничества стран при подготовки национальных руководящих принципов интегрированного прибрежного управления. Российская Федерация участвует в большинстве международных конвенций, регулирующих рассматриваемую деятельность, и руководствуется положениями этих документов.

В Конвенции 1982 года установлены основные цели создания устойчивого механизма предотвращения загрязнения морских пространств. Так, государства, осознавая тесную взаимосвязь морской среды и всего человечества, признают необходимость установления правового режима морских территорий, сотрудничества друг с другом по защите морской среды и использовании морских пространств и их ресурсов исключительно в мирных целях. Основными задачами природоохранной деятельности государств и международных организаций являются предотвращение загрязнения морской экосистемы различными веществами путем создания устойчивого механизма регулирования деятельности государств и иных субъектов на территории морских пространств.

Международный контроль представляет собой механизм соблюдения странами международно-правовых норм, которые способствуют эффективной защите морских пространств от загрязнения. Тем не менее, на данный момент, в международном сообществе правовой институт контроля не достаточно эффективен. По этой причине довольно большое количество государств не соблюдают обязательств по предотвращению загрязнения морской экосистемы, которые они добровольно на себя взяли [9, с. 57-58].

На сегодняшний день большинство морских загрязнений регулируются по принципу «загрязнитель платит» (с англ. polluter pays principle). Указанный принцип лежит в основе экологической политики большинства стран. Его правовые основы указаны в Маастрихтском договоре 1992 года и определяют, что непосредственный виновник загрязнения обязан выплатить компенсацию за причиненный ущерб и издержки, связанные с устранением последствий [5, с. 42-44].

Для предотвращения дальнейшего увеличения масштабов загрязнения морских пространств следует усовершенствовать институт контроля в международном морском праве. С моей точки зрения, остро стоит необходимость урегулирования существующих в международных документах пробелов, создания условий, при которых странам будет выгодно принимать меры по сохранению морской экосистемы, а также ужесточения наказания за загрязнения и причиненный ущерб водным пространствам.

Что касается национального законодательства стран, то на сегодняшний день все больше прибрежных государств занимаются выработкой и принятием норм, которые регулируют всестороннее управление морскими территориями, принадлежащими прибрежным странам. Указанные нормы содержат положения, устанавливающие, в том числе и меры предупреждения загрязнения морской среды и способы его предупреждения при добыче минеральных ресурсов на территории морских пространств [6].

Согласно статье 77 Конвенции 1982 года прибрежное государство обладает исключительными правами на осуществление разведки и добычи полезных ископаемых континентального шельфа. Другие страны не имеют возможность без согласия государства осуществлять данную деятельность на его территории. В данном ключе остро стоит вопрос о принятии мер для охраны окружающей среды на внутригосударственном уровне.

Говоря о национальной системе Российской Федерации в области предотвращения загрязнения морской среды, следует отметить, что охрана морских пространств регламентирована в большом количестве норм внутреннего законодательства. Водный кодекс РФ определяет общие правила защиты и сохранения морской экосистемы на территориях морского пространства, принадлежащего нашему государству. Федеральный закон № 52-ФЗ от 24.04.1995 «О животном мире» регулирует вопросы связанные с морской фауной: правовой статус, правила использования и защиты морского животного мира. Кроме того, глава 5 федерального закона № 155-ФЗ от 31.07.1998 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» посвящена защите морской экосистемы и полезных ископаемых внутренних морских вод. В главе указаны: значение термина «защита и сохранение морской среды», руководящие принципы в данной области, нормирование качества водных территорий, государственный экологический мониторинг и другие вопросы, касающиеся превентивных мер по защите морской экосистемы. Кроме того, Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» регулирует «участки недр, находящиеся на территории внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа».

В качестве одного из эффективных процедур, направленных на предотвращение ущерба морской среде, является экологическая экспертиза, которая проводится при осуществлении поиска, разведке и добычи минеральных ресурсов. Данная процедура направлена на определение соответствия документации геологоразведочных работ экологическим требованиям. Одним из основных аспектов экспертизы представляется минимизация негативного воздействия деятельности государств на морскую экосистему.

Несоблюдение природоохранительных норм внутреннего законодательства влечет за собой различные санкции, такие как штраф, дисциплинарные, административные взыскания, а также уголовное наказание [7]. Однако, не смотря на большое количество существующих в российском законодательстве норм, устанавливающих ответственность за экологические правонарушения и преступления, практическая реализация природоохранительного законодательства не достаточно эффективна. За 2021 год в России было зарегистрировано 20.3 тысячи экологических преступлений, а раскрыты из них лишь около 10.5 тысяч [10].

Согласно международно-правовым документам и национальным нормам внутренних законодательств стран в состав территории любого государства, которое имеет морскую границу, входят внутренние морские воды, к которым относятся: воды портов, заливов, бухт, губ и лиманов, территориальное море и прилежащие зоны страны. Режим внутренних морских вод определяется каждой страной самостоятельно. Согласно статье 8 Конвенции 1982 года юрисдикция прибрежного государства распространяется за пределы сухопутной территории, принадлежащей ей, и внутренних вод на прилегающий морской пояс, именуемый территориальным морем. Действующие нормы страны устанавливают основные аспекты деятельности на территории внутренних морских пространств, а именно: правовой режим пространств, порядок использования морской среды, условиях различных водных промыслов.

Стоит отметить, что Российская Федерация представляет собой прибрежное государство, которое имеет морские границы с 16 странами и является государствам полузамкнутого (Черное море) и замкнутого морей (Каспийское море). Полузамкнутое и замкнутое море – это бассейн, море или залив, которые окружены территорией нескольких стран, территории которых сообщаются друг с другом через проливы или полностью изолированы.

Анализ различных научных исследований показывает, что большая часть загрязнений совершается прибрежными государствами на территориях, расположенных на сухопутных территориях. Это связанно с экономическими причинами, а именно с хозяйственной деятельностью прибрежных стран. А в связи с тем, что подобные источники расположены на территориях суверенных стран, то международно-правовой контроль не может иметь достаточной силы. В связи с этим эффективность защиты морских пространств зависит от совершенства внутреннего законодательства каждого государства [3].

Необходимо также отметить значимость Международной морской организации (далее также – ИМО) в решении природоохранной задачи на территории морских пространств. ИМО представляет собой специализированное учреждение ООН, основной целью которого является разработка и принятие международных правил и стандартов в сфере осуществления морской безопасности, предупреждения загрязнения морской экосистемы и контроля за сохранением экологии и возмещения ущерба [2]. ИМО также занимается устранением коллизий и пробелов по различным вопросам, связанным с предупреждением загрязнения морских пространств.

Под эгидой ИМО были приняты основные конвенции, регулирующие деятельность государств с целью предупреждения загрязнения морских пространств. ИМО не только координирует деятельность государств, но и оказывает им различную поддержку. Так, в случаях, когда государство, в частности развивающееся государство, стакивается в трудностями по внедрению в национальное законодательство международных документов, которые регулируют предотвращение загрязнения морских пространств, ИМО оказывает им поддержку, к примеру, спонсирует различные программы технической помощи в случаях, когда у государства не достаточно финансового обеспечения для внедрения международных норм.

Сравнительный анализ международных норм и норм отечественного законодательства позволяют сделать выводы о том, что внутреннее законодательство России во многом ограничено лишь своеобразным дублированием международных регламентов. Тем не менее, международные документы определяют только общие стандарты, которые требуют дальнейшего развития во внутреннем законодательстве страны. Именно поэтому многие отечественные специалисты высказывают мнение о том, что крайне важно кодифицировать нормы международного морского права, в том числе и в области предотвращения загрязнения морских пространств.

Подводя итоги, стоит отметить, что дальнейшее изучение международной и национальной систем правового предупреждения загрязнения морской среды необходимо для усовершенствования международных норм и норм внутреннего законодательства, а также для более эффективного их функционирования и дальнейшего развития сотрудничества стран и международных организаций по предотвращению загрязнения морских пространств.

Список литературы

  1. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву от 1982 г., вступила в силу 1 марта 1994 г. [Электронный ресурс] // URL: https://www.conventions.ru/convention/id/?id=1096 (дата обращения: 27.09.2022).
  2. Борисова А.С., Международно-правовые стандарты в сфере охраны морской среды от загрязнения как результат правотворческой деятельности Международной морской организации // Океанский менеджмент. 2019. №1 (4).
  3. Бразовская Я.Е., Скаридов А.С. Упрощение процедуры очистки судов и грузов в морских портах и интересы реализации Энергетической стратегии РФ. «Международное публичное и частное право». 2007. № 1.
  4. Валиуллина Ксения Борисовна Международное морское право: международно-правовые проблемы защиты и сохранения морской среды // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2010. №4.
  5. Виноградов В.А., Солдатова Л.В. Реализация принципа «загрязнитель платит»: сравнительно-правовой аспект // Правоприменение. 2019. №4.
  6. Милехина Елена Валентиновна Отдельные аспекты правового регулирования предотвращения загрязнения морской среды в портах // Вестник КРУ МВД России. 2011. №1.
  7. Музафаров Р. Н. Пробелы и недостатки российского законодательства, регулирующего борьбу с загрязнением морской среды // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2007. №6.
  8. Овлащенко А.В., Покровский И.Ф. К вопросу об «экологизации» современного международного морского права // Транспортное право. - М.: Юрист, 2009, № 2.
  9. Чумаченко В.А. Современные правовые проблемы международного сотрудничества в области защиты и сохранения морской среды от загрязнения и пути их преодоления // Океанский менеджмент. 2020. №2 (7).
  10. [Электронный ресурс] // URL: https://мвд.рф/reports/item/28021552/ (дата обращения: 27.09.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: