УДК 843.851.3
Межведомственное взаимодействие процесса ресоциализации
Степенко Артём Валерьевич – кандидат юридических наук, доцент Тихоокеанского государственного университета.
Васильченко Фёдор Алексеевич – магистрант Тихоокеанского государственного университета.
Аннотация: Статья посвящена вопросам взаимодействия общественных формирований с учреждениями и органами ФСИН. Общественные формирования, обладающие значительными возможностями, могут оказывать влияние на процесс ресоциализации осужденных.
Ключевые слова: ресоциализация, взаимодействие, учреждения, ФСИН, общественные объединения.
Актуальным на сегодняшний день является поиск способов воздействия на лиц, завершивших отбывание наказания в местах лишения свободы. В условиях необходимости качественного перевоспитания осужденного, формирования у него мотивации самоисправления, утверждения правильных жизненных установок правоохранительными органами формируется система мер ресоциализации.
Ресоциализация представляет собой сложный процесс воздействия на осужденного, включающий в себя меры психолого-педагогического, экономического, медицинского, юридического и др. характера. Они направлены на успешное включение бывшего осужденного в жизнь социума после освобождения из мест лишения свободы.
Внутренне воздействие на осужденного должно идти от всех служб, с которыми он сталкивается в процессе отбывания наказания (оперативный отдел, воспитатели, охрана и др.). Но кроме традиционных служб колонии адаптация к нормальной жизни «на воле» подготавливается заинтересованными субъектами государственного управления и гражданского общества.
На сегодняшний день признано, что успешная ресоциализация возможна только при комплексном воздействии на сознание осужденного как сотрудниками уголовно-исполнительной системы, так и представителей общественных и религиозных организаций. Результативность перевоспитания осужденных интересует территориальные органы Министерства юстиции РФ, МВД России, органы местного самоуправления, общественность. Если адаптация бывших осужденных к жизни пошла успешно, то снижается риск повторного попадания в места лишения свободы. Поэтому перед различными правоохранительными органами и общественными организациями стоят задачи качественного жизнеобеспечения бывших осужденных, формирования их социального быта во избежание пенитенциарного рецидива.
Совместная деятельность представителей любых общественных организаций и комиссий, религиозных конфессий, представителей ФСИН и МВД строится на следующих принципах:
- гуманность - позволяет решать проблемы каждого человека с учетом его человеческих потребностей;
- доступность - сближает интересы государства и общества к жизни отдельного человека. Ему оказывается не абстрактная помощь, а реальная поддержка, необходимая в повседневной жизни;
- адресность как принцип позволяет говорить о необходимости оказания помощи каждому конкретному осужденному. Если требуется жилье, то решается вопрос с жильем. В случае необходимости оказания иной социальной помощи, то привлекаются соответствующие органы (Пенсионный фонд России, фонд социального страхования, военкоматы и др.);
- принцип профилактической направленности предполагает, что предпринимаемый комплекс мер позволит бывшему осужденному встать на путь исправления и не позволит использовать предоставленные денежные средства и иные блага в преступных целях.[2]
Каждая общественная организация и государственный орган вносят свой вклад в работу по ресоциализации осужденных. Ряд общественных организаций осуществляют контроль за пребыванием осужденных в местах лишения свободы. Согласно ч. 1 ст. 23 УИК РФ общественные наблюдательные комиссии являются субъектом гражданского общества, правомочным осуществлять общественный контроль в исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях. Они могут посещать места лишения свободы, обращаться к администрации исправительных учреждений с требованием изменить условия содержания осужденных, обеспечить их право на достойное существование. Своими действиями представители гражданского общества формируют у осужденных чувство собственного достоинства, желание изменить свою жизнь к лучшему.
Активно в процессе ресоциализации участвуют религиозные организации. Осужденным разрешено исповедовать любую официально существующую религию. Поэтому священники различных конфессий по согласованию с администрацией исправительных учреждений могут участвовать в формировании нравственных ценностей, связанных с ресоциализацией осужденных.
В задачи по обеспечению ресоциализации осужденных включаются органы государственной власти. Их взаимодействие с ФСИН и МВД состоит в том, чтобы обеспечить достойное существование освободившимся гражданам. Часто осужденные, выйдя на свободу, сталкиваются с нежеланием оказать помощь в решении вопросов трудоустройства, жилья, а также иных социальных вопросов. Далеко не каждый работодатель примет на работу освободившегося из мест лишения свободы гражданина. В результате от безысходности человек опять возвращается к совершению краж, грабежей, разбоев.
На государственном уровне при участии МВД и ФСИН необходимо решение вопросов с трудоустройством. В регионах система мер поддержки освободившихся граждан может быть решена за счет создания рабочих мест в государственных организациях, предоставления квот на государственных и частных предприятиях, предоставления налоговых льгот и др. В любом случае решение главных социальных проблем (работа, жилье) дает многим бывшим осужденным надежду на новую жизнь.
Кроме того, ФСИН должен активно взаимодействовать с общественными организациями, деятельность которых направлена на поддержку социально незащищенных слоев. Благотворительные организации, общественные фонды, волонтерские организации могут быть привлечены к работе с лицами, вышедшими из мест лишения свободы. Они могут привлекать внимание к проблеме за счет обучения бывших осуждения, привлечения психологов и социологов для формирования у них позитивной мотивации.
Опыт деятельности таких организаций имеется. Так, в Вологде создан и успешно действует некоммерческий благотворительный фонд социальной реабилитации «Доверие». Он активно поддерживает лиц, освободившихся из мест лишения свободы, проводя лекции, психологические тренинги и др. Их опыт может быть распространен и на другие регионы.
Инициативу благотворительных организаций следует поддержать и расширить спектр оказываемых услуг таких организаций. Могут быть предложены следующие мероприятия:
- мотивирующие тренинги, направленные на изменение жизненного сценария;
- развитие профессиональных навыков, повышение квалификации потенциальных работников;
- проведение тренингов по формированию коммуникативных навыков;
- проведение встреч со священниками различных конфессий;
- обучение необходимым навыкам (телефон, интернет, правила пользования сайтами госуслуг и др.).[1]
Для реализации названных мероприятий требуется активизация совместных действий ФСИН и общественных организаций. Могут быть поставлены следующие задачи:
- проводить совместные совещания заинтересованных учреждений, государственных органов и организаций;
- разработать региональные планы по формированию совместных действий в отношении бывших осужденных;
- наладить каналы обмена информацией об актуальных вопросах, связанных с ресоциализацией осужденных;
- формировать рабочие места или инициировать стартапы для предпринимателей, готовых работать с бывшими осужденными. [3]
Такой комплекс действий должен носить системный характер. Взаимодействие должно осуществляться постоянно и по разным направлениям. В этом случае возможно улучшение качества жизни бывших осужденных и снижение пенитенциарного рецидива.
Таким образом, успешная ресоциализация осужденных возможна только в случае активного включения в этот процесс институтов гражданского общества по инициативе правоохранительных органов. Активная и квалифицированная помощь религиозных и общественных формирований позволяет восстановить утраченные связи и обрести новые у бывших осужденных. В дальнейшем необходимо обеспечить расширение путей взаимодействия исправительных учреждений и общественных формирований в рамках решения вопросов ресоциализации осужденных.
Список литературы
- Зауторова, Э. В. Взаимодействие общественных формирований с учреждениями исполнения наказаний по ресоциализации осужденных / Э. В. Зауторова // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики : материалы Международной научно-практической межведомственной конференции, Самара, 16–17 июня 2016 года / Под общей редакцией А.А. Вотинова. – Самара: Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2016. – С. 238.
- Юнусов, А. А. Взаимодействие учреждений ФСИН России с местными органами власти, организациями и бизнесом по проблеме ресоциализации осужденных / А. А. Юнусов, С. Д. Гуриц // Актуальные проблемы управления персоналом УИС: Сборник материалов межрегионального научного круглого стола, Киров, 08 февраля 2018 года. – Киров: Кировский институт повышения квалификации работников ФСИН России, 2018. – С. 103-107.
- Седов, Д. А. Проблемы взаимодействия органов уголовно-исполнительной системы с общественными и попечительскими советами в механизме ресоциализации осужденных / Д. А. Седов // Юридическая наука и практика: Альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. – Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2021. – С. 226-230.