УДК 796

Роль физической культуры и спорта в подготовке студентов Вологодской ГМХА к будущей профессии

Михайлова Наталия Владимировна – старший преподаватель кафедры Физической культуры Вологодской государственной молочнохозяйственной академии имени Н. В. Верещагина.

Волков Евгений Николаевич – старший преподаватель кафедры Физической культуры Вологодской государственной молочнохозяйственной академии имени Н. В. Верещагина.

Козлова Елена Георгиевна – старший преподаватель кафедры Физической культуры Вологодской государственной молочнохозяйственной академии имени Н. В. Верещагина.

Аннотация: Показана роль физической культуры в процессе подготовки специалистов, универсально и глубоко образованных, творчески мыслящих, умеющих быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополняющих свои знания.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, профессионально-прикладная физическая подготовка.

Уровень подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности должен отвечать современному уровню технического прогресса, высокой интенсивности жизни. После окончания обучения вчерашние студенты будут работать в новых социально-экономических условиях. Они требуют наличия не только разносторонних фундаментальных знаний, умений и навыков в рамках полученной профессии, но и целого ряда качеств для успешного трудоустройства и реализации профессионального потенциала: конкурентоспособности, стрессоусточивости, хорошего состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Эти качества формируются в процессе физического воспитания студентов. Во время занятий физкультурой и спортом создается среда, которая учит в состоянии стресса и эмоционального возбуждения действовать сдержанно, осмысленно, целесообразно. Также физическое воспитание формирует целый ряд прикладных двигательных координаций, облегчает будущую адаптацию к опасным факторам производства. Физическая активность положительно сказывается на эмоциональной и умственной сферах жизни человека, помогает ему приобретать жизненно важные социальные умения и навыки, повышать самоуважение, бороться с вредными привычками.

Физическая культура и спорт являются обязательными элементами подготовки студентов к профессиональной деятельности. Они выступают как мощное средство личностного и социального становления обучающегося, помогают ему совершенствовать положительные стороны своего характера. При комплексном использовании всех форм физического воспитания физическая культура и спорт становятся неотъемлемыми элементами образа жизни студентов. В понятие физического воспитания входят учебные занятия по физкультуре и занятия во внеучебное время (физические упражнения в процессе учебного дня, занятия в спортивных клубах и секциях, самостоятельные занятия физкультурой, туризмом и спортом, массовые мероприятия в рамках оздоровительно-спортивной деятельности («Лыжня России», «Дни здоровья»).

Чтобы добиться хороших результатов в подготовке будущих специалистов, учебным заведениям важно использовать все перечисленные виды занятий спортом и физической культурой, располагать оборудованными спортивными сооружениями (залами, стадионами, бассейнами и т. д.), штатом высокопрофессиональных преподавателей и тренеров.

Хороший специалист в любой области должен обладать не только знаниями и умениями по своей профессии, но и быть подготовлен к ней физически и психологически. А это напрямую зависит от уровня физического развития человека. Время и объемы занятий общей и прикладной физической подготовкой студентов в вузе в учебное время ограничены. Если до поступления в вуз студент был слабо подготовлен физически (или ему недостаточно обязательных учебных занятий), он должен дополнительно заниматься сам, посещать внеурочные занятия физкультурой спортом и туризмом. В литературных источниках отмечается¸ что человека нельзя отнести к трудовым ресурсам, если он обладает профессиональными знаниями и опытом, но не располагает необходимыми для труда физическими способностями. Именно поэтому каждый молодой человек должен уделять время физической и психологической подготовке к выбранной профессии, целенаправленно развивать те качества, будут помогать ему в дальнейшей работе.

У профессиональной деятельности много аспектов. Если у студента слабое здоровье и недостаточная психофизическая подготовленность, это может стать препятствием в профессиональном развитии и росте, причиной профессиональных травм и заболеваний. Так что физическая культура играет важную роль в подготовке будущих специалистов.

Под профессионально-прикладной физической подготовкой понимают избирательное применение спорта и физической культуры с целью подготовить студента к выполнению должностных обязанностей по выбранной им профессии.

Особенности трудовых функций любого специалиста требуют от него определенных психофизических возможностей, психоэмоциональной устойчивости, различных двигательных навыков. Соответственно, в рамках физической подготовки учащихся важно использовать методы, которые обеспечивают развитие необходимых функциональных возможностей организма и психофизических качеств. Спортивные и игровые занятия применяются для моделирования ситуаций, которые могут встретиться студентам в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни. Спорт воспитывает у студентов привычку соблюдать установленные правила и нормы поведения, учит работать в команде и уважать соперников, тренирует выдержку, самодисциплину и трудолюбие. Регулярно занимаясь спортом и физической культурой, человек учится преодолевать трудности, бороться с утомлением, болью, страхом, что развивает в нем силу воли, уверенность в себе. Двигательная активность совершенствует координацию движений, мышечную силу, скорость движений и реакции, выносливость, внимательность и концентрацию и другие психофизические качества, которые нужны в трудовой деятельности. Все они, как и профессиональные навыки, могут в определенных пределах тренироваться. Из этого можно сделать вывод, что с точки зрения психофизиологии сами понятия «трудовая деятельность» и «спорт», а также принципы и условия их совершенствования сходны.

Теоретические занятия формируют у студентов базу прикладных знаний, чтобы они могли правильно применять средства физической культуры в своей подготовке к трудовой деятельности. От учебного материала требуется развивать не только личность самого студента, но и его навыки руководителя. Во внеурочное время студенты могут заниматься в секциях вуза по прикладным видам спорта, посещать туристические клубы и другие организации вне учебного заведения, заниматься спортом самостоятельно и по заданию преподавателей. Также в вузе должны проводиться массовые оздоровительно-спортивные и физкультурные мероприятия, в том числе соревнования между учащимися на уровне групп, курсов, факультетов. Оценка результатов физического воспитания учащихся производится в соответствии со специальными нормативами и требованиями, которые разрабатываются кафедрой физического воспитания для каждого факультета с учетом профиля выпускаемых специалистов.

Требования к качеству подготовки будущих специалистов с каждым годом все ужесточаются. В современных условиях для успешной профессиональной реализации нужно обладать не только знаниями, умениями, навыками, личными качествами, важными для работы по выбранной профессии, но и хорошим здоровьем, психофизической устойчивостью. Поэтому физическая культура и спорт являются неотъемлемым элементом подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность.// Теория и практика физической культуры, 1995, №5. С. 2-7.
  2. Вилевский М.Я. Студент как субъект физической культуры.// Теория и практика физической культуры, 1999, № 10. С. 2-5.
  3. Ильинич В.И. Физическая культура студента. / В.И. Ильинич – М.: Фис, 2000. – 448 с.
  4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. / Л.П. Матвеев – М.: Фис, 2004 – 160 с.
  5. Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы. 1986, № 3.С.22-32.

Интересная статья? Поделись ей с другими: